СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления»»

Математические представления


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 68 индивидуальных занятия (2 часа в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с ТМНР попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. На занятиях по математическим представлениям создаются практические ситуации, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики.

Целью занятий по предмету «Математические представления» является формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Основные задачи: формирование представлений о геометрических формах, фигурах. Формирование представлений о количестве, величине, времени. Формирование пространственных представлений. Формирование навыков ориентировке на теле, плоскости и в пространстве.


Темы уроков по предмету «Математические представления» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Адаптивная физкультура», «Русский язык», «Тифлографика», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Математические представления» направлено на достижение следующих задач в 2018-2019 учебном году:

  • развивать восприятие геометрических форм: шар, куб;

  • развивать восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

  • обучение ориентировке в микро-пространстве;

  • учить ориентироваться на своем теле и в пространстве: правая и левая сторона;

  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, тактильные ощущения, слуховое восприятие;

  • учить детей выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;

  • формировать первоначальные представления о множествах «один» - «много»;

  • учить действовать по словесной установке.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2018\19 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1,2

Представления о величине. Большой. Маленький.


2

Комбинированный

Понятия: большой, маленький. Сравниваем два мячика: маленький помещается в ладошке, на большой можно положить руку. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик вместе с учителем лепит большое и маленькое солнышко.

3

Представления о форме. Шар.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Понятие: шар, куб. Упражнение «Шар катится». Ученик с помощью учителя перекладывает шар из правой руки в левую и обратно. Игра «Найди шар». Работа с предметами шарообразной формы.

4

Представления о форме. Куб.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Понятие: куб. Ученик пробует прокатить куб и убеждается в его устойчивости. Игра «Найди куб». Работа с предметами кубической формы.

5,6

Представления о форме. Шар. Куб.

2

Обобщающий

Понятие: шар, куб. Упражнение «Шар катится». Ученик с помощью учителя перекладывает шар из правой руки в левую и обратно. Игра «Найди шар». Работа с предметами шарообразной формы. Ученик пробует прокатить куб и убеждается в его устойчивости. Игра «Найди куб». Работа с предметами кубической формы. Дидактическая игра «Выбери шар», «Выбери куб».

7,8

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

9,10

Геометрические фигуры. Круг.

2

Изучение нового материала

Знакомство с кругом. Обследование предметов шарообразной и круглой формы. Рисование пальцами круга на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры круг (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – круг.

11,12

Геометрические фигуры. Квадрат.

2

Изучение нового материала

Знакомство с квадратом. Обследование предметов кубической и квадратной формы. Рисование пальцами квадрата на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры квадрат (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – квадрат.

13,14

Геометрические фигуры. Круг, квадрат.

2

Комбинированный

Сравнение круга и квадрата по форме. Рисование круга и квадрата по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит круг и квадрат с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы круглой и квадратной формы. Упражнение «Возьми круг в правую руку, а квадрат – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи круг», «Покажи квадрат». Работа с вкладышами – вставить фигуры круга и квадрата в соответствующие по форме отверстия.

15

Геометрические фигуры. Творческая работа из геометрических фигур: круг, квадрат.

1

Обобщающий

Ученик взаимодействует с фигурами круга и квадрата. Ученик с помощью учителя создает творческую работу из геометрических фигур круга и квадрата в технике аппликации.

16

Резервный урок

1




II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1,2

Представления о величине. Большой. Маленький.


2

Комбинированный

Понятия: большой, маленький. Два одинаковых предмета разной величины. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя собирает большие шишки в одно ведерко, а маленькие – в другое.

3,4

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

2

Комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

5,6

Геометрические фигуры. Треугольник.

2

Изучение нового материала

Знакомство с треугольником. Обследование предметов треугольной формы. Рисование пальцами треугольника на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры треугольник (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – треугольник.

7,8

Геометрические фигуры. Прямоугольник.

2

Изучение нового материала

Знакомство с прямоугольником. Обследование предметов прямоугольной формы. Рисование пальцами прямоугольника на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры прямоугольник (внутри рельефного контура) с помощью учителя. Работа с вкладышем – прямоугольник.

9,10

Геометрические фигуры. Треугольник, прямоугольник.

2

Обобщающий

Сравнение треугольника и прямоугольника по форме. Рисование треугольника и прямоугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит треугольник и прямоугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы треугольной и прямоугольной формы. Упражнение «Возьми треугольник в правую руку, а прямоугольник – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи треугольник», «Покажи прямоугольник». Работа с вкладышами – вставить фигуры треугольника и прямоугольника в соответствующие по форме отверстия.

11

Геометрические фигуры. Творческая работа из геометрических фигур: треугольник, прямоугольник.

1

Обобщающий

Ученик взаимодействует с фигурами треугольника и прямоугольника. Ученик с помощью учителя создает творческую работу из геометрических фигур треугольника и прямоугольника в технике аппликации.

12,13

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

14,15

Геометрические фигуры. Круг, прямоугольник.

2

Обобщающий

Сравнение круга и прямоугольника по форме. Рисование круга и прямоугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит круг и прямоугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы круглой и прямоугольной формы. Упражнение «Возьми круг в правую руку, а прямоугольник – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи круг», «Покажи прямоугольник». Работа с вкладышами – вставить фигуры круга и прямоугольника в соответствующие по форме отверстия.

16

Резервный урок

1




III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1,2

Ориентировка на своем теле. Правая и левая сторона.


2

Комбинированный

Прослушивание потешки Е. Железновой «Правая и левая сторона» и выполнений действий под музыку. Правая и левая рука – действия, совершаемые правой и левой рукой. Игра «Найди правой рукой правое ухо». Игра «Роботы» - ученик с помощью учителя выполняет простые команды «подними правую руку, подними левую руку, согни правую руку».

3,4

Ориентировка в пространстве. Правая сторона.

2

Комбинированный

Упражнения на определение правой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?». Игра «Положи куклу на правую сторону стола».

5,6

Ориентировка в пространстве. Левая сторона.

2

Комбинированный

Упражнения на определение левой руки. Соотносим понятия слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это левая сторона?». Ученик пробует сам найти край стола слева (если не получается, то с помощью учителя). Игра «Положи куклу на левую сторону стола».

7,8

Ориентировка в пространстве. Правая и левая сторона.

2

Комбинированный

Упражнения на определение правой и левой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа и слева (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона, слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?», «Это левая сторона?».

9,10

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

2

Комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

11

Ориентировка в пространстве. Влево-вправо.

1

Обобщающий

Упражнение «Ежик бежит влево», «Ежик бежит в право». Игра «Ежик бежит по дорожке» - ученик пробует при помощи учителя скорректировать маршрут ежика в соответствии со словесной инструкцией учителя.

12

Ориентировка в пространстве. Вперед.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Упражнения с мячом «Прокати руку вперед». Ученик с помощью учителя вытягивает руки вперед, пробует дотянуться до предмета. Прослушивание потешек и выполнение действий из них.

13

Ориентировка в пространстве. Назад.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Упражнения с мячом «Прокати руку назад». Прослушивание потешек и выполнение действий из них. Игра «Прятки с ладошкой» - ученик пробует движением руки назад вытащить ладошку, спрятанную в руках учителя.

14,15

Ориентировка в пространстве. Вперед-назад.

2

Обобщающий

Упражнения с мячом «Прокати мяч вперед», «Прокати мяч назад». Ученик с помощью учителя вытягивает руки вперед, пробует дотянуться до предмета. Игра «Прятки с ладошкой» - ученик пробует движением руки назад вытащить ладошку, спрятанную в руках учителя. Прослушивание потешек и выполнение действий из них.

16

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

1

Комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

17,18

Геометрические фигуры. Квадрат, треугольник.

2

Обобщающий

Сравнение квадрата и треугольника по форме. Рисование квадрата и треугольника по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит квадрат и треугольник с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы квадратной и треугольной формы. Упражнение «Возьми квадрат в правую руку, а треугольник – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи квадрат», «Покажи треугольник». Работа с вкладышами – вставить фигуры квадрата и треугольника в соответствующие по форме отверстия.

19, 20

Резервный урок

2





IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1,2

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

2

Комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

3,4

Количественные представления. Один.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Находим руками на столе один предмет. Ученик пробует взять со стола один предмет. Держа в руках одно яблоко ученик отвечает на вопрос «У тебя в руках одно яблоко?». Обследуем веточку дерева, на которой один листочек.

5,6

Количественные представления. Много.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Находим руками на столе много предметов. Обследуем веточку дерева, на которой много листьев. Находим в ведерке много листочков. Обследовав рукой ведерко, в котором много листочков, ученик отвечает на вопрос «В ведерке много листочков?». Находим в корзине много яблок. Обследовав рукой корзину, в которой много яблок, ученик отвечает на вопрос «В корзине много яблок?».

7,8

Количественные представления. Один-много.

2

Обобщающий

Прослушивание потешки «Мы делили апельсин». Ученик с помощью учителя сравнивает две веточки дерева по количеству листочков на них. Ученик совместно с учителем выполняет упражнение «Угости морковкой зайку». Прослушивание сказки «Репка». Ученик с помощью учителя выполняет упражнение «Шишки для медведя».

9,10

Представления о величине. Большой. Маленький.


2

Комбинированный

Понятия: большой, маленький. Два одинаковых предмета разной величины. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Ученик с помощью учителя собирает большие шишки в одно ведерко, а маленькие – в другое.

11,12

Расположение предметов на плоскости. Кубики.

2

Комбинированный

Взаимодействие с кубиками. Ученик пробует выполнить простые инструкции по расстановке кубиков в заданном по отношении друг к другу положении.

13,14

Ориентировка в пространстве. Дидактическая игра «Лабиринт».

2

Обобщающий

Ученик при помощи и самостоятельно пробует провести сказочного персонажа по лабиринта, следуя словесным инструкциям учителя «направо», «налево», «вверх», «вниз», «вперед», «назад».

15, 16

Резервный урок

2




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.