Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь»»
Устная речь
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Устная речь - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение устной речи должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Целью обучения по устной речи является развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Основные задачи: овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными; развитие слухового восприятия; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; общение с помощью электронных средств коммуникации – сенсорной клавиатуры.
Темы уроков по предмету «Устная речь» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Тифлографика», «Ручной труд», «Музыка», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Устная речь» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
развивать внимание, коммуникативные навыки, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
учить понимать смысл рисунков, фотографий;
развивать понимание обращенной речи;
учить слушать литературные произведения с аудио-носителей;
учить использовать средства альтернативной коммуникации;
учить использовать электронные средства коммуникации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2019\20 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Культура общения. Моё имя, фамилия. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Называние имени и фамилии ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Настя?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Настя?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Ученик обследует пальцами рук художественное изображение своего имени. |
2 | Культура общения. Основные формы приветствия и прощания. | 1 | Комбинированный | Ученик пробует поздороваться и попрощаться с учителем. Ученик пробует различать разные формы приветствия (с друзьями и с учителем). |
3,4 | Аудирование. Слушание литературных произведений с аудио-носителей. | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик слушает литературное произведение с аудио-носителя. Ученик выражает свое отношение к услышанному произведению посредством пиктограмм. Ученик в беседе с учителем пробует отвечать на вопросы «да» или «нет» вербально и при помощи пиктограмм. |
5 | Пиктограммы в общении людей. Посуда: кружка, ложка | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование глазами пальцами рук с помощью учителя кружки и ложки. Работа с художественными изображениями кружки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это ложка?». Ученик выбирает художественное изображение кружки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или ложку (в зависимости от выбранного учеником художественного изображения). |
6 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть. Прослушивание потешек про еду. Знакомство с художественными изображениями разных видов еды. |
7 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: пить | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: пить. Прослушивание потешек про напитки. Знакомство с художественными изображениями разных видов напитков. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Звукоподражание. Домашние животные. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
2,3 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть, пить. | 2 | Обобщающий, комбинированный | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть, пить. Прослушивание потешек. Знакомство с художественными изображениями разных видов еды и напитков.4 |
4 | Аудирование. Слушание литературных произведений с аудио-носителей. | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки. |
5 | Аудирование. Выполнение простых инструкций. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик слушает простую инструкцию и пробует самостоятельно ее выполнить. При необходимости задание выполняется совместно с учителем. |
6 | Слушание мультфильма. «Зимняя сказка» | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма. |
7 | Письменное общение. Открытка. Изготовление новогодней открытки для членов семьи. | 1 | Комбинированный | Ученик прослушивает аудиозапись голосов членов семьи. Пробует определить их, отвечая на вопросы «Это мама?». Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Письменное общение. Письмо. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Знакомство с новым понятием: письмо. Ученик в доступной ему форме пишет письмо своим родителям, рассказывая о самых ярких событиях зимних каникул и новогодних праздников. Ученик с помощью учителя пишет письмо в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «да» или «нет» - таким образом ученик сам формирует содержание письма. |
2 | Пиктограммы в общении людей. Мои увлечения: слушать музыку. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование глазами и пальцами рук с помощью учителя пиктограммы «слушать музыку». Ученик выбирает пиктограмму «слушать музыку», передает ее учителю и слушает музыку. |
3 | Пиктограммы в общении людей. Мои увлечения: читать книгу. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование глазами и пальцами рук с помощью учителя пиктограммы «читать книгу». Ученик выбирает пиктограмму «читать книгу», передает ее учителю и слушает читаемую ему книгу. |
4 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку. Прослушивание потешек. |
5 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: читать книгу. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: читать книгу. Слушание фрагментов литературных произведений. |
6 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества. | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
7 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу. |
8 | Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню. | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
9, 10 | Резервный урок. | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
|
1 | Аудирование. Выполнение простых инструкций. | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик слушает простую инструкцию и пробует самостоятельно ее выполнить. При необходимости задание выполняется совместно с учителем. |
2 | Слушание мультфильма. «Весенняя сказка» | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма. |
3 | Аудирование. Слушание литературных произведений с аудио-носителей. | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки. |
4 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть, пить. | 1 | Обобщающий, комбинированный | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть, пить. Прослушивание потешек. Знакомство с художественными изображениями разных видов еды и напитков. |
5 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
6 | Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу. | 1 | Обобщающий | Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу. |
7, 8 | Резервный урок | 2 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.