СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь»»

Устная речь


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Устная речь - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение устной речи должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Целью обучения по устной речи является развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Основные задачи: овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными; развитие слухового восприятия; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; общение с помощью электронных средств коммуникации – сенсорной клавиатуры.


Темы уроков по предмету «Устная речь» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Тифлографика», «Ручной труд», «Музыка», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Устная речь» направлено на достижение следующих задач в 2018-2019 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;

  • учить понимать смысл рисунков, фотографий;

  • развивать понимание обращенной речи;

  • учить слушать литературные произведения с аудио-носителей;

  • учить использовать средства альтернативной коммуникации;

  • учить использовать электронные средства коммуникации.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2018\19 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Культура общения. Моё имя.

1

Комбинированный

Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Соня?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Соня?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Ученик обследует пальцами рук рельефное изображение своего имени.

2,3

Пиктограммы в общении людей. Посуда: кружка, ложка

2

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование пальцами рук с помощью учителя кружки и ложки. Работа с рельефными изображениями кружки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это ложка?». Ученик выбирает рельефное изображение кружки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или ложку (в зависимости от выбранного учеником рельефного изображения). Ролевые игры с кружкой.

4

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

5, 6

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить

2

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование пальцами рук рельефного изображения кружки и ложки. Ученик пробует выразить свое желание: есть или пить.

7

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

8

Резервный урок.

1




II четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить

1

Комбинированный

Обследование пальцами рук рельефного изображения кружки и ложки. Ученик пробует выразить свое желание: есть или пить.

2

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

3,4

Слушание литературных произведений. Сказка «Теремок».

2

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки.

5

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

6

Слушание мультфильма. «Зимняя сказка»

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма.

7

Культура общения. Изготовление новогодней открытки для членов семьи.

1

Комбинированный

Ученик прослушивает аудиозапись голосов членов семьи. Пробует определить их, отвечая на вопросы «Это мама?». Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки.

8

Резервный урок.

1





III четверть – 10 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Слушание мультфильма. «Зимняя сказка»

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма.

2

Звукоподражание. Домашние животные.


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

3

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование пальцами рук пиктограммы «слушать музыку». Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку.

4

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: читать книгу

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование пальцами рук пиктограммы «читать книгу». Ученик пробует выразить свое желание: читать книгу.

5

Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу

1

Обобщающий

Обследование пальцами рук пиктограмм «слушать музыку» и «читать книгу». Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу.

6

Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

7

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

8

Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

9, 10

Резервный урок.

2





IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося



1

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

2

Слушание мультфильма. «Весенняя сказка»

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма.

3

Слушание литературных произведений. Сказка «Маша и медведь».

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки.

4

Слушание литературных произведений. Сказка «Лиса и журавль».

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки.

5

Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

6

Звукоподражание. Домашние животные


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

7, 8

Резервный урок

2




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.