Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь»»
Устная речь
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Устная речь - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение устной речи должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Целью обучения по устной речи является развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
Основные задачи: овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными; развитие слухового восприятия; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; общение с помощью электронных средств коммуникации – сенсорной клавиатуры.
Темы уроков по предмету «Устная речь» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Тифлографика», «Ручной труд», «Музыка», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Устная речь» направлено на достижение следующих задач в 2018-2019 учебном году:
обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
развивать внимание, коммуникативные навыки, слуховое восприятие;
учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;
учить понимать смысл рисунков, фотографий;
развивать понимание обращенной речи;
учить слушать литературные произведения с аудио-носителей;
учить использовать средства альтернативной коммуникации;
учить использовать электронные средства коммуникации.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2018\19 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Культура общения. Моё имя. | 1 | Комбинированный | Называние имени ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Соня?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Соня?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Ученик обследует пальцами рук рельефное изображение своего имени. |
2,3 | Пиктограммы в общении людей. Посуда: кружка, ложка | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование пальцами рук с помощью учителя кружки и ложки. Работа с рельефными изображениями кружки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это ложка?». Ученик выбирает рельефное изображение кружки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или ложку (в зависимости от выбранного учеником рельефного изображения). Ролевые игры с кружкой. |
4 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
5, 6 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить | 2 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование пальцами рук рельефного изображения кружки и ложки. Ученик пробует выразить свое желание: есть или пить. |
7 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: есть, пить | 1 | Комбинированный | Обследование пальцами рук рельефного изображения кружки и ложки. Ученик пробует выразить свое желание: есть или пить. |
2 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
3,4 | Слушание литературных произведений. Сказка «Теремок». | 2 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки. |
5 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
6 | Слушание мультфильма. «Зимняя сказка» | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма. |
7 | Культура общения. Изготовление новогодней открытки для членов семьи. | 1 | Комбинированный | Ученик прослушивает аудиозапись голосов членов семьи. Пробует определить их, отвечая на вопросы «Это мама?». Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Слушание мультфильма. «Зимняя сказка» | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма. |
2 | Звукоподражание. Домашние животные. | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
3 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование пальцами рук пиктограммы «слушать музыку». Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку. |
4 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: читать книгу | 1 | Изучение нового материала, комбинированный | Обследование пальцами рук пиктограммы «читать книгу». Ученик пробует выразить свое желание: читать книгу. |
5 | Пиктограммы в общении людей. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу | 1 | Обобщающий | Обследование пальцами рук пиктограмм «слушать музыку» и «читать книгу». Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу. |
6 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
7 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
8 | Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
9, 10 | Резервный урок. | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
2 | Слушание мультфильма. «Весенняя сказка» | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма. |
3 | Слушание литературных произведений. Сказка «Маша и медведь». | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки. |
4 | Слушание литературных произведений. Сказка «Лиса и журавль». | 1 | Комбинированный | Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки. |
5 | Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы | 1 | Комбинированный | Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки. |
6 | Звукоподражание. Домашние животные | 1 | Комбинированный | Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное. |
7, 8 | Резервный урок | 2 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.