Окружающий социальный мир
Основа рабочей программы:
Индивидуальная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе:
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения (АООП НОО);
Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой, Санкт-Петербург, 2011;
Санитарно-гигиенических требований СанПина 22.4.2.1178-02;
Письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 861 «Об учреждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения (письмо Управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 г. № 27/2643-6).
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения.
Содержание предмета.
Школа. Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание(различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.
Предметы быта. Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря. Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа). Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания. Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город. Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
Транспорт. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.
Страна. Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Темы уроков по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация», «Изобразительная деятельность», «ручной труд», «Человек», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» направлено на достижение следующих задач в 2017-2018 учебном году:
формировать элементарные представления о человеке, его социальном окружении;
формировать элементарные представления о ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;
знакомить с явлениями социальной жизни;
формировать элементарные представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
формировать элементарные представления о традиционных праздниках и их истории;
знакомить с разнообразным миром профессий;
формировать элементарные представления о Родине, своей стране;
знакомить с основным достопримечательностями Санкт-Петербурга
расширять опыт в сфере социального взаимодействия.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1,2 | Диагностика. | 2 | | Представление о себе как о школьнице, третьекласснице. |
3 | Школа. Помещения школы: класс, коридор | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по школе (с учетом возможностей здоровья). |
4 | Школа. Школьные принадлежности. | 1 | Изучение нового материала | Обследование пальцами рук кисточки для рисования, красок, пластилина, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Работа с рельефными изображениями школьных принадлежностей. Слушание детских песенок про школу. Чтение сказки. |
5 | Предметы быта. Посуда. | 1 | Комбинированный | Обследование пальцами рук тарелки и кружки, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик обследует пальцами рук кружки пластмассовые и стеклянные. Работа с рельефными изображениями тарелки и кружки. Ролевая игра «Накорми куклу». Чтение детских стихотворений про посуду. |
6 | Предметы быта. Столовые приборы. | 1 | Комбинированный | Обследование пальцами рук ложки и ножа (пластикового), знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик обследует пальцами рук ложки деревянные и алюминиевые. Работа с рельефными изображениями ложки и ножа. Игра «Возьми ложку», «Возьми нож». Чтение детских стихотворений про столовые приборы. |
7 | Предметы быта. Разделочная доска. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: разделочная доска. Обследуем пальцами рук разделочную доску. Назначение разделочной доски. Упражнение «Дай разделочную доску», «Возьми разделочную доску». |
8 | Резервный урок | 1 | | |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Прихожая (коридор), кухня. | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик находит на кухне посуду и столовые приборы. Работа с рельефными изображениями мебели для прихожей и кухни. Ученик, находясь на кухне, прислушивается к шуму бытовой техники, принюхивается к запахам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про столовую). |
2 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага. Знакомство с туалетной бумагой. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: бумага, туалетная бумага. Обследование пальцами рук бумаги, знакомство с ее свойствами: мнется, рвется. Обследование пальцами рук туалетной бумаги, знакомство с ее функциональным назначением, свойствами. Игра «Дай рулон туалетной бумаги». Упражнение «Оторви туалетную бумагу». |
3 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Ванная комната, санузел (туалет). | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Работа с рельефными изображениями мебели для ванной комнаты и санузла. Ученик, находясь в ванной, прислушивается к звуку воды, идущей из крана с разным напором, трогает воду холодную и горячую. Чтение фрагмента сказки «Мойдодыр». |
4 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Предметы, изготовленные бумаги. Знакомство с книгой. | 1 | Изучение нового материала | Понятие: бумага. Обследование пальцами рук бумаги, знакомство с ее свойствами: мнется, рвется, мягкая, твердая. Ученик обследует мягкий лист бумаги и лист картона. Ученик обследует пальцами рук книгу. Ученик при помощи учителя открывает книгу, перелистывает страницы. |
5 | Предметы быта. Мебель. | | Комбинированный | Понятие: стол, стул, шкаф, кровать. Ученик обследует пальцами рук игрушечные модели стола, стула, шкафа, кровати, знакомство с их функциональным назначением. Работа с рельефным изображением мебели. Сопоставление рельефного изображения и игрушечной модели реального предмета мебели. Игра «Найди шкаф», «Найди стул», «Найди стол», «Найди кровать». Чтение сказки. |
6 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Комната: спальная, детская. Балкон. | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Работа с рельефными изображениями мебели для спальни и детской комнаты. Ученик, находясь на балконе, прислушивается к шуму улицы, ощущает холод улицы, принюхивается к запахам. Чтение фрагмента сказки «Три медведя» (про спальню). |
7 | Традиции, обычаи. Праздник Новый год. | 1 | Комбинированный | Понятие: праздник, Новый год, ель. Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху. Работа с рельефными изображениями символов Нового года: ель, мандарины. Ученик обследует пальцами рук новогодние игрушки, выделяет среди них игрушки шарообразной формы. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками. |
8 | Резервный урок. | 1 | | |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Город. Знакомство с профессиями: дворник, повар. | 1 | Изучение нового материала | Ученик слушает мультик, в котором рассказывается про профессии. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность: повар, дворник. Слушание детских песенок. |
2 | Город. Знакомство с профессиями: врач, пожарный. | 1 | Изучение нового материала | Ученик слушает мультик, в котором рассказывается про профессии. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность: врач. пожарный. Слушание детских песенок. |
3 | Предметы быта. Посуда для приготовления пищи: кастрюля. | 1 | Изучение новых знаний | Обследование пальцами рук кастрюли. Работа с рельефным изображением. Игра «Закрой кастрюлю крышкой». Ученик пробует выбрать кастрюлю по словесному названию и по предъявлению карточки с рельефным изображением. Игра «Переставь кастрюлю». Свойства материала из которого изготовлена кастрюля. Знакомство с назначением кастрюли. |
4 | Предметы быта. Посуда для приготовления пищи: сковорода. | 1 | Изучение новых знаний | Обследование пальцами рук сковороды. Работа с рельефным изображением. Ученик пробует выбрать сковороду по словесному названию и по предъявлению карточки с рельефным изображением. Игра «Переставь сковороду». Свойства материала из которого изготовлена сковорода. Знакомство с назначением сковороды. Упражнение «Большая и маленькая сковорода». |
5 | Обращение с кухонным инвентарем. Посуда для приготовления пищи: кастрюля, сковорода | 1 | Комбинированный | Работа с рельефными изображениями кастрюли и сковороды. Различение кастрюли и сковороды. Уточнение назначения кастрюли и сковороды. Ученик пробует с помощью учителя поднимать кастрюля двумя руками, а сковородку держать за ручку. |
6 | Традиции, обычаи. Праздник Масленица. | 1 | Комбинированный | Понятие: блины. Слушание детского рассказа о Масленице. Ученик обследует пальцами рук испеченный блин, пробует его на вкус. Игра «Испеки блины». Упражнение «Сверни блин». |
7 | Традиции, обычаи. Международный женский день. | 1 | Комбинированный | Я-девочка. Ученик обследует пальцами рук несколько видов цветов, сравнивает их по запаху. Ученик совместно с учителем составляет букет из полевых цветов. Творческая работа «Открытка маме». Слушание детских песенок. Чтение стихотворений. |
8 | Город. Знакомство с профессиями. Профессия мамы и папы. | 1 | Комбинированный | Прослушивание аудиозаписи с голосами членов семьи. Пробуем ответить на вопросы «Это мама?», «Это папа?» с ориентировкой на звучащий голос. Знакомство с профессиональной деятельностью родителей. Ученик обследует пальцами рук атрибут, характеризующий профессиональную деятельность мамы и папы. |
9,10 | Резервный урок | 2 | | |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
| |
1 | Страна. Моя страна – Россия. | 1 | Изучение нового материала | Ученик обследует рельефное изображение карты России, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург. |
2 | Транспорт. Знакомство с автобусом. | 1 | Изучение нового материала | Ученик обследует пальцами рук игрушечную модель автобуса. Работа с рельефным изображением автобуса. Чтение детских рассказов о автобусах и водителях. Игра «Прокати автобус». Знакомство с профессией водителя. Ролевая игра «Водитель автобуса». |
3 | Продукты питания. Напитки: вода, сок. | 1 | Изучение нового материала | Ученик пробует на вкус воду и сок. Знакомство с технологией приготовления сока. Ученик с помощью учителя наливает в кружку воду. Ученик пробует самостоятельно пить из бутылочки для питья. Ученик с помощью учителя пробует пить из кружки. |
4 | Квартира, дом, двор. Двор. Детская площадка. | 1 | Изучение нового материала | Экскурсия во двор, на детскую площадку (с учетом возможностей здоровья). Ученик на детской площадке обследует скамейку, газон (траву), песочница, качели. Ученик слушает звуки детской площадки: песок падает на дерево, качели скрипят, голоса других детей; птицы на улице поют. Ученик при помощи учителя и родителей пробует покачаться на качели (с учетом возможностей здоровья). |
5 | Традиции, обычаи. Праздник День Победы. | 1 | Комбинированный | Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Чтение фрагментов детских произведений о войне. Творческая работа «Подарок ветерану». |
6 | Страна. Санкт-Петербург. | | Комбинированный | Экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик совместно с учителем и родителями посещает парк «Мини-город» - обследует руками основные достопримечательности города, знакомится с их историей (в зависимости от возможностей здоровья экскурсия может совершаться «виртуально», рассматривая макеты достопримечательностей города). Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон. |
7,8 | Резервный урок | 1 | | |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.