СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»»

Окружающий социальный мир


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.


Общая характеристика учебного предмета:

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Целью обучения по предмету «Окружающий социальный мир» является формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основные задачи: формирование представлений о явлениях социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения). Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Формирование представлений о многообразии профессиональной деятельности.


Темы уроков по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Окружающий социальный мир» направлено на достижение следующих задач в 2022-2023 учебном году:

  • формировать элементарные представления о профессиональной деятельности человека;

  • формировать элементарные представления о ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;

  • знакомить с помещениями квартиры и их функциональном назначении;

  • формировать элементарные представления о традиционных праздниках и их истории;

  • формировать элементарные представления о Родине, своей стране;

  • знакомить с элементарными представлениями о Санкт-Петербурге;

  • расширять опыт в сфере социального взаимодействия.



ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2022/2023 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1, 2

Школа. Школьные принадлежности.

1

Комбинированный

Обследование пальцами рук карандашей, фломастеров, ручек, трафаретов, альбома для рисования, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик пробует самостоятельно взять названную школьную принадлежность.

3

Школа. Школьные правила.

0,5

Комбинированный

Знакомство со школьными правилами. Беседа о проявлении трудолюбия, старания, внимательности и активности на занятиях.

4

Квартира, дом, двор. Мои игрушки.

0,5

Изучение нового материала

Ученик выбирает свои любимые игрушки, взаимодействует с ними. Ученик пробует отвечать на вопросы учителя про игрушки. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Ученик при помощи учителя убирает все игрушки на свои места.

5

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Прихожая (коридор).

0,5

Комбинированный, обобщающий

Экскурсия по коридору (с учетом возможностей здоровья). Изучение предметов, находящихся в коридоре (одежда, обувь).

6

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Кухня.

0,5

Комбинированный, обобщающий

Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик находит на кухне посуду и столовые приборы. Ученик, находясь на кухне, прислушивается к шуму бытовой техники, принюхивается к запахам.

7

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Ванная комната, санузел (туалет).

0,5

Изучение нового материала

Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик, находясь в ванной, прислушивается к звуку воды, идущей из крана с разным напором, трогает воду холодную и горячую.

8

Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Комната: спальная, детская. Веранда.

0,5

Изучение нового материала

Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик, находясь на веранде, прислушивается к шуму улицы, ощущает прохладу улицы.

II четверть – 7 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

9

Мир профессий. Представления о профессиях.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с предметами, характерными для изучаемой профессиональной деятельности.

10

Мир эмоций. Радость.

0,5

Изучение нового материала

Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость.

11

Мир эмоций. Грусть.

0,5

Изучение нового материала

Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть.

12

Мир профессий. Представления о профессиях.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с предметами, характерными для изучаемой профессиональной деятельности.

13

Мир эмоций. Радость.

0,5

Изучение нового материала

Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики радостного лица. Ученик пробует на слух определять радостный голос. Ученик пробует улыбнуться, изобразить радость.

14

Мир эмоций. Грусть.

0,5

Изучение нового материала

Ученик с помощью учителя выделяет характерные черты мимики грустного лица. Ученик пробует на слух определять грустный голос. Ученик пробует изобразить грусть.

15

Традиции, обычаи. Представление о празднике: Новый год.

0,5

Комбинированный

Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Ученик рассматривает новогодние игрушки. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками.


III четверть – 11 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

16

Квартира, дом, двор. Мои игрушки.

0,5

Изучение нового материала

Ученик выбирает свои любимые игрушки, взаимодействует с ними. Ученик пробует отвечать на вопросы учителя про игрушки. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Ученик при помощи учителя убирает все игрушки на свои места.

17

Мир профессий. Представления о профессиях.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с предметами, характерными для изучаемой профессиональной деятельности.

18

Страна. Мой город - Санкт-Петербург.

0,5

Комбинированный

«Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон.

19

Значимые события. День снятия блокады Ленинграда.

0,5

Комбинированный

Понятие дня воинской славы. Просмотр видеоролика о блокаде. Беседа о блокаде Ленинграда.

20

Страна. Моя страна – Россия.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург.

21

Транспорт. Представления о наземном общественном транспорте.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с графическим изображением видов наземного транспорта и их назначением, слушает звуки транспорта.

22

Традиции, обычаи. День защитника Отечества.

0,5

Комбинированный

Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о папе и дедушке.

23

Транспорт. Представления о наземном общественном транспорте.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с графическим изображением видов наземного транспорта и их назначением, слушает звуки транспорта.

24

Традиции, обычаи. Международный женский день.

0,5

Комбинированный

Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о маме и бабушке.

25

Мир профессий. Представления о профессиях.

0,5

Изучение нового материала

Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность.

26

Транспорт. Представления о наземном общественном транспорте.

0,5

Изучение нового материала

Ученик знакомится с графическим изображением видов наземного транспорта и их назначением, слушает звуки транспорта.


IV четверть – 8 занятий


N по по­рядку

Тема, подтема

Коли-чест­во часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

27, 28

Страна. Природа моей страны.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик знакомится с понятиями водоем, лес, горы.

29

Страна. Представления о странах мира.

0,5

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик знакомится с климатическими особенностями разных стран, слушает образцы национальных языков нескольких стран.

30

Транспорт. Представления о подземном общественном транспорте.

0,5

Комбинированный

Ученик знакомится с художественным изображением подземного общественного транспорта, его назначении. Ученик слушает звуки метро.

31

Транспорт. Представления о междугородном общественном транспорте.

0,5

Комбинированный

Ученик знакомится с разнообразием междугородного общественного транспорта, назначением каждого из них. Ученик знакомится с основными особенностями междугороднего транспорта от городского транспорта.

32

Значимые события. Праздник День Победы.

0,5

Комбинированный

Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Просмотр детского видеоролика о войне. Беседа о героях и подвигах.

33, 34

Страна. Мой город - Санкт-Петербург.

1

Комбинированный

«Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей.


Учитель _____________ Клюева Т.Ю.