Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе АООП НОО для учащегося 2 класса с тяжёлым нарушением речи. Предназначена для ребёнка с фонетическим развитием речи(дизартрия).При составлении учебной программы учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности ученика. Мелкая моторика рук у учащегося развита недостаточно, ведущая рука правая. Речевая моторика также развита недостаточно. Речь смазанная, нечёткая. Допускает ошибки , обусловленные недостаточной сформированностью лексико- грамматической стороны речи. Некоторые звуки не достаточно автоматизированы в речи.
Ребёнок обучается по программе «Школа России» . Для лучшего усвоения учебного материала по изобразительному искусству на уроках используются электронные средства( индивидуальный ПК) , наглядный индивидуальный материал. Для развития моторики рук упражнения ,также с использованием специальных материалов .Во время практических заданий к ученику применяется индивидуальный подход и им используются вспомогалельные средства- трафареты ,шаблоны,схемы последовательного выполнения рисунка.
При отборе материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений практического их применения, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у учащихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Учащиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о
пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-
2
практических задач, познакомятся с возможностя -
ми использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и
искусства, будут способны вставать на позицию другого человека.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интереса к посещению художественных музеев, выставок;
представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и черным;
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь.Архангельск, Северная Двина, Мезень);
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе с настроением;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); учитывать особенности
3
формообразования и цветового решения при создании декоративных
и дизайнерских работ;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
4
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
2. Содержание учебного предмета
2 класс (34 ч)
«Виды изобразительного искусства» (14 ч. )
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цибета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч).
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
| Тематическое планирование |
№ | Тема | Кол-во ч. |
1 раздел | Виды изобразительного искусства. | |
| 1 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. | 1 |
| 2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. | 1 |
| 3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди».(продолжение работы) Школа графики и живописи | 1 |
| 4 | Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате». | 1 |
| 5 | Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь». | 1 |
| 6 | Школа живописи. «Краски и настроение». | 1 |
| 7 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». | 1 |
| 8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». | 1 |
| 9 | Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». | 1 |
| 10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок». | 1 |
| 11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. | 1 |
| 12 | Лепка декоративной чаши. Школа декора. | 1 |
| 13 | Лепка рельефа «Птички».Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». | 1 |
| 14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 |
| 2 раздел | Мир декоративного искусства. | 8 |
| 15 | Декоративное искусство вокруг нас. | 1 |
| 16 | Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» | 1 |
| 17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. | 1 |
| 18 | Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». | 1 |
| 19 | Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. | 1 |
| 20 | Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. | 1 |
| 21 | Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». | 1 |
| 22 | Твои творческие достижения. | 1 |
| 3 раздел | Мир народного искусства | 7 |
| 23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. | 1 |
| 24 | Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. | 1 |
| 25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. | 1 |
| 26 | Каргопольскаяигрушка.Полкан. Школа народного искусства. | 1 |
| 27 | Печенье тетёрки. Школа народного искусства. | 1 |
| 28 | Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. | 1 |
| 29 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. | 1 |
| 4 раздел | Мир дизайна и архитектуры. | 5 |
| 30 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. | 1 |
| 31 | Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. | 1 |
| 32 | Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». | 1 |
| 33 | Цилиндры. Школа дизайна.«Весёлые зверята». «Гусеничка». | 1 |
| 34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». | 1 |
| Итого: | 34 ч |