Анализ
результатов государственной итоговой аттестации по математике (ЕГЭ)
учащихся 11 класса МБОУ « Выделянская СОШ»
2015-2016 учебный год
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в этом учебном году был разделен на два уровня: базовый и профильный. В 2016 году выпускники могли выбрать либо оба уровня одновременно, либо только один из уровней. Для получения аттестата о среднем общем образовании, а также для поступления в образовательную организацию высшего образования, где в перечне вступительных испытаний отсутствует учебный предмет "Математика", достаточно сдать экзамен по математике на базовом уровне. Для поступления в образовательную организацию высшего образования, в которой математика включена в перечень вступительных испытаний, необходимо сдавать экзамен по учебному предмету "Математика" на профильном уровне.
ЕГЭ по математике базового уровня состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом. Экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики - математика для повседневной жизни и практической деятельности. Структура и содержание контрольных работ базового уровня дают возможность проверить умение решать стандартные задачи практического содержания, проводить простейшие расчеты, использовать для решения задач учебную и справочную информацию, решать, в том числе сложные задачи, требующие логических рассуждений, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В работу включены задания базового уровня по всем основным предметным разделам: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.
Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы.
Экзамен по математике профильного уровня состоит из двух частей, первая часть содержит задания с кратким ответом, вторая часть - задания с кратким и развернутым ответом. Контрольная ЕГЭ профильного уровня создана на основе экзаменационной модели госэкзамена 2015 года и проверяет умение выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели, во вторую часть добавлено задание профильного уровня (19) с экономическим содержанием. Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:
— часть 1 содержит 8 заданий (задания 1-8) с кратким ответом (проверяющие наличие практических математических знаний и умений базового уровня);
— часть 2 содержит 4 заданий (задания 9-12) с кратким ответом и 7 заданий (задания 13-19) с развернутым ответом (по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки).
По уровню сложности задания распределяются следующим образом: задания 1-8 имеют базовый уровень, задания 9-15 – повышенный уровень, задания 16-19 относятся к высокому уровню сложности. В целях более эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки выпускников задания части 2 работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике. Последние два задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.
Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.
В этом году ЕГЭ по математике сдавали 3 учащихся. Из них все ученики выбрали базовый уровень и профильный.
Результаты базового уровня
Класс | Годовые отметки | Отметки ЕГЭ | Сравнение с годовой |
5 | 4 | 3 | 2 | % усп. | % кач. | сред ний балл | 5 | 4 | 3 | 2 | % усп. | % кач. | сред ний балл | Подт верд год. % | Выше год %. | Ниже год. % |
11 | - | 2 | 1 | 0 | 100 | 66,6 | 3,6 | 2 | 1 | 0 | 0 | 100 | 100 | 4,6 | 100 | 100 | 0 |
Данные результаты свидетельствуют о том, что уровень и качество подготовки обучающихся школы соответствуют требованиям Федерального и регионального стандартов образования и требованиям уровня подготовки учащихся по математике.
Выпускники 11 класса показали очень хороший уровень овладения учебным материалом на базовом уровне. Все учащиеся подтвердили годовые отметки и улучшили свой результат по сравнению с годовой отметкой.
Поэлементный анализ
Обозначение задания в работе | Проверяемые требования (умения) | Уровень трудности | Процент выполнения заданий |
1 | Вычисления (действия с дробями) | Б | 100 |
2 | Вычисления (действия со степенями) | Б | 66,7 |
3 | Простейшие текстовые задачи (проценты, округление) | Б | 100 |
4 | Преобразование выражений (действия с формулами) | Б | 66,7 |
5 | Вычисления и преобразования (иррациональные) | Б | 100 |
6 | Простейшие текстовые задачи (округление с недостатком и с избытком) | Б | 100 |
7 | Простейшие уравнения (линейные, квадратные, кубические) | Б | 100 |
8 | Прикладная геометрия (многоугольники) | Б | 100 |
9 | Размеры и единицы измерения | Б | 100 |
10 | Начала теории вероятностей (классическое определение вероятности) | Б | 100 |
11 | Чтение графиков и диаграмм | Б | 100 |
12 | Выбор оптимального варианта | Б | 100 |
13 | Стереометрия (объем шара) | Б | 66,7 |
14 | Анализ графиков и диаграмм (скорость изменения величин) | Б | 100 |
15 | Планиметрия | Б | 66,7 |
16 | Задачи по стереометрии (пирамида) | Б | 100 |
17 | Неравенства (числовая ось, числовые промежутки) | Б | 33,3 |
18 | Анализ утверждений | Б | 66,7 |
19 | Числа и их свойства (цифровая запись числа) | Б | 33,3 |
20 | Задачи на смекалку | Б | 33,3 |
Из поэлементного анализа видно, что учащиеся хорошо справились с заданиями №1(Вычисления (действия с дробями),№3 (Простейшие текстовые задачи),№5 (Вычисления и преобразования (иррациональные)),№6(Простейшие текстовые задачи (округление с недостатком и с избытком),№7( Простейшие уравнения (линейные, квадратные, кубические) ,№8(Прикладная геометрия (многоугольники),№9 (Размеры и единицы измерения ), №10 Начала теории вероятностей (классическое определение вероятности) , №11 (Чтение графиков и диаграмм ),№12 (Выбор оптимального варианта №14 (Анализ графиков и диаграмм (скорость изменения величин), №16 (Задачи по стереометрии (пирамида). Показали недостаточные знания по заданиям №20 (Задачи на смекалку), №17 (Неравенства), №19 (Числа и их свойства), но это задачи повышенного уровня.
Результаты профильного уровня
Был определен минимальный порог – 27 баллов.
Минимальный порог перешли 2 учащихся.
От 27-40 баллов: 1 уч.(39б)-33,3%
От 41-60 баллов: 0 уч.
От 61-70 баллов: 1 уч.(62б)-33,3%
Максимальный балл: 62
Средний балл: 41 балл
Поэлементный анализ
Обозначение задания в работе | Проверяемые требования (умения) | Уровень трудности | Процент выполнения заданий |
1 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 100 |
2 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 100 |
3 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Б | 100 |
4 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 66,7 |
5 | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Б | 100 |
6 | Уметь решать уравнения и неравенства | Б | 66,7 |
7 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 33,3 |
8 | Уметь выполнять действия с функциими | Б | 33,3 |
9 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Б | 66,7 |
10 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | П | 0 |
11 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 33,3 |
12 | Уметь выполнять действия с функциями | П | 33,3 |
13 | Уметь решать уравнения и неравенства | П | 33,3 |
14 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 0 |
15 | Уметь решать уравнения и неравенства | П | 0 |
16 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | П | 0 |
17 | Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | П | 0 |
18 | Уметь решать уравнения и неравенства | В | 0 |
19 | Уметь строить и исследовать простейшие математические модели | В | 33,3 |
Можно сделать вывод о том, что задания базового уровня на проверку умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в которых требовалось решить задачи на проценты и прочитать диаграмму, выполняются большинством выпускников. Из таблицы видно, что выпускники показали слабые результаты при выполнении заданий №10 (уметь выполнять вычисления и преобразования), №13(уметь строить и исследовать простейшие математические модели), №14 (Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами ), №15 (уметь решать уравнения и неравенства). Задания №16-18 повышенного уровня и высокого уровня не решены. Но можно отметить неплохое выполнение заданий базового уровня и хорошее выполнение геометрических задач (задания №1,№2,№3, №5). Задачи с кратким ответом по геометрии активно решались всеми участниками ЕГЭ. При этом общий уровень геометрической, и особенно стереометрической, подготовки выпускников по-прежнему остается низким. В частности, имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостатками в развитии пространственных представлений выпускников, а также с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач.
Выводы:
1. Все вышеперечисленные результаты показывают определённую адаптацию системы образования к данной модели экзамена, направленной на проверку всего курса математики, а не только курса X-XI классов
2. Организацию подготовки к сдаче ЕГЭ по математике следует начать с выявления целевых групп учащихся (первая группа – учащиеся, которые ставят перед собой цель преодолеть порог базового уровня, вторая – преодолеть порог профильного уровня поступить в вуз).
3. В процессе обучения вырабатывать у учащихся привычки самоконтроля и самопроверки.
4. При подготовке учащихся к выполнению второй части экзаменационной работы необходимо постоянно помнить о её дифференцированном характере. Подбирая задания для тренировки (например, в ходе итогового повторения), их следует соотносить с возможностями и потребностями каждого учащегося, а также с уровнем класса в целом.
5. Уделять должное внимание геометрической подготовке.
6. Для каждого ребенка необходимо индивидуально проектировать «траекторию ближайшего развития».
7. Организовать в классе разноуровневое повторение по выбранным темам.
8. С сильными учащимися, помимо тренировки в решении задач базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах и дополнительных занятиях.
9. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня.
10. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.).
Учитель: Лященко Л.Е.