СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ЕГЭ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня.

  Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.).

Просмотр содержимого документа
«Анализ ЕГЭ по математике»

Анализ

  результатов государственной итоговой аттестации по математике (ЕГЭ)

учащихся 11  класса МБОУ « Выделянская СОШ»

2015-2016 учебный год

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике в этом учебном году был разделен на два уровня: базовый и профильный. В 2016 году выпускники могли выбрать либо оба уровня одновременно, либо только один из уровней. Для получения аттестата о среднем общем образовании, а также для поступления в образовательную организацию высшего образования, где в перечне вступительных испытаний отсутствует учебный предмет "Математика", достаточно сдать экзамен по математике на базовом уровне. Для поступления в образовательную организацию высшего образования, в которой математика включена в перечень вступительных испытаний, необходимо сдавать экзамен по учебному предмету "Математика" на профильном уровне.

ЕГЭ по математике базового уровня состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом. Экзамен базового уровня не является облегченной версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики - математика для повседневной жизни и практической деятельности. Структура и содержание контрольных работ базового уровня дают возможность проверить умение решать стандартные задачи практического содержания, проводить простейшие расчеты, использовать для решения задач учебную и справочную информацию, решать, в том числе сложные задачи, требующие логических рассуждений, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В работу включены задания базового уровня по всем основным предметным разделам: геометрия (планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.

Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы.

Экзамен по математике профильного уровня состоит из двух частей, первая часть содержит задания с кратким ответом, вторая часть - задания с кратким и развернутым ответом. Контрольная ЕГЭ профильного уровня создана на основе экзаменационной модели госэкзамена 2015 года и проверяет умение выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели, во вторую часть добавлено задание профильного уровня (19) с экономическим содержанием. Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

— часть 1 содержит 8 заданий (задания 1-8) с кратким ответом (проверяющие наличие практических математических знаний и умений базового уровня);

— часть 2 содержит 4 заданий (задания 9-12) с кратким ответом и 7 заданий (задания 13-19) с развернутым ответом (по материалу курса математики средней школы, проверяющих уровень профильной математической подготовки).

По уровню сложности задания распределяются следующим образом: задания 1-8 имеют базовый уровень, задания 9-15 – повышенный уровень, задания 16-19 относятся к высокому уровню сложности.  В целях более эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки выпускников задания части 2 работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике. Последние два задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.

Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.

В этом году ЕГЭ по математике сдавали 3 учащихся. Из них все ученики выбрали базовый уровень и профильный.

Результаты базового уровня

Класс

Годовые отметки

Отметки ЕГЭ

Сравнение с годовой


5


4


3


2

%

усп.

%

кач.

сред

ний

балл


5


4


3


2

%

усп.

%

кач.

сред

ний

балл

Подт

верд

год.

%

Выше

год

%.

Ниже

год.

%


11


-


2


1


0


100


66,6


3,6


2


1


0


0


100


100


4,6


100


100


0


Данные результаты  свидетельствуют о том, что уровень и качество подготовки обучающихся  школы соответствуют требованиям Федерального и регионального стандартов образования и требованиям  уровня подготовки учащихся по математике.

Выпускники 11 класса показали очень хороший уровень овладения учебным материалом на базовом уровне. Все учащиеся подтвердили годовые отметки и улучшили свой результат по сравнению с годовой отметкой.


Поэлементный анализ


Обозначение задания в работе

Проверяемые

требования

(умения)


Уровень трудности



Процент выполнения заданий

1

Вычисления (действия с дробями)

Б

100

2

Вычисления (действия со степенями)

Б

66,7

3

Простейшие текстовые задачи (проценты, округление)


Б

100

4

Преобразование выражений (действия с формулами)


Б

66,7

5

Вычисления и преобразования (иррациональные)

Б

100

6

Простейшие текстовые задачи (округление с недостатком и с избытком)


Б

100

7

Простейшие уравнения (линейные, квадратные, кубические)


Б

100

8

Прикладная геометрия (многоугольники)

Б

100

9

Размеры и единицы измерения

Б

100

10

Начала теории вероятностей (классическое определение вероятности)

Б


100

11

Чтение графиков и диаграмм

Б

100

12

Выбор оптимального варианта

Б

100

13

Стереометрия (объем шара)

Б

66,7

14

Анализ графиков и диаграмм (скорость изменения величин)


Б

100

15

Планиметрия

Б

66,7

16

Задачи по стереометрии (пирамида)

Б

100

17

Неравенства (числовая ось, числовые промежутки)


Б

33,3

18

Анализ утверждений

Б

66,7

19

Числа и их свойства (цифровая запись числа)

Б

33,3

20

Задачи на смекалку

Б

33,3


Из поэлементного анализа видно, что учащиеся хорошо справились с заданиями №1(Вычисления (действия с дробями),№3 (Простейшие текстовые задачи),№5 (Вычисления и преобразования (иррациональные)),№6(Простейшие текстовые задачи (округление с недостатком и с избытком),№7( Простейшие уравнения (линейные, квадратные, кубические) ,№8(Прикладная геометрия (многоугольники),№9 (Размеры и единицы измерения ), №10 Начала теории вероятностей (классическое определение вероятности) , №11 (Чтение графиков и диаграмм ),№12 (Выбор оптимального варианта №14 (Анализ графиков и диаграмм (скорость изменения величин), №16 (Задачи по стереометрии (пирамида). Показали недостаточные знания по заданиям №20 (Задачи на смекалку), №17 (Неравенства), №19 (Числа и их свойства), но это задачи повышенного уровня.


Результаты профильного уровня


Был определен минимальный порог – 27 баллов.

Минимальный порог перешли 2 учащихся.

От 27-40 баллов: 1 уч.(39б)-33,3%

От 41-60 баллов: 0 уч.

От 61-70 баллов: 1 уч.(62б)-33,3%

Максимальный балл: 62

Средний балл: 41 балл


Поэлементный анализ


Обозначение задания в работе

Проверяемые

требования

(умения)


Уровень трудности



Процент выполнения заданий

1

Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Б

100

2

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Б

100

3

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



Б

100

4

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


Б

66,7

5

Уметь строить и

исследовать простейшие математические модели


Б

100

6

Уметь решать уравнения и неравенства

Б

66,7

7

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


Б

33,3

8

Уметь выполнять действия с функциими

Б

33,3

9

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


Б

66,7

10

Уметь выполнять вычисления и преобразования

П

0

11

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


П

33,3

12

Уметь выполнять действия с функциями

П

33,3

13

Уметь решать уравнения и неравенства

П

33,3

14

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


П

0

15

Уметь решать уравнения и неравенства

П

0

16

Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами


П

0

17

Уметь использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни



П

0

18

Уметь решать уравнения и неравенства




В

0


19

Уметь строить и исследовать простейшие математические модели




В

33,3


Можно сделать вывод о том, что задания базового уровня на проверку умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в которых требовалось решить задачи на проценты и прочитать диаграмму, выполняются большинством выпускников. Из таблицы видно, что выпускники показали слабые результаты при выполнении заданий №10 (уметь выполнять вычисления и преобразования), №13(уметь строить и исследовать простейшие математические модели), №14 (Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами ), №15 (уметь решать уравнения и неравенства). Задания №16-18 повышенного уровня и высокого уровня не решены. Но можно отметить неплохое выполнение заданий базового уровня и хорошее выполнение геометрических задач (задания №1,№2,№3, №5). Задачи с кратким ответом по геометрии активно решались всеми участниками ЕГЭ. При этом общий уровень геометрической, и особенно стереометрической, подготовки выпускников по-прежнему остается низким. В частности, имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостатками в развитии пространственных представлений выпускников, а также с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач.

Выводы:

1. Все вышеперечисленные результаты показывают определённую адаптацию системы образования к данной модели экзамена, направленной на проверку всего курса математики, а не только курса X-XI классов

2. Организацию подготовки к сдаче ЕГЭ по математике следует начать с выявления целевых групп учащихся (первая группа – учащиеся, которые ставят перед собой цель преодолеть порог базового уровня, вторая – преодолеть порог профильного уровня поступить в вуз).

3. В процессе обучения вырабатывать у учащихся привычки самоконтроля и самопроверки.

4. При подготовке учащихся к выполнению второй части экзаменационной работы необходимо постоянно помнить о её дифференцированном характере. Подбирая задания для тренировки (например, в ходе итогового повторения), их следует соотносить с возможностями и потребностями каждого учащегося, а также с уровнем класса в целом.

5. Уделять должное внимание геометрической подготовке.

6. Для каждого ребенка необходимо индивидуально проектировать «траекторию ближайшего развития».

7. Организовать в классе разноуровневое повторение по выбранным темам.

8. С сильными учащимися, помимо тренировки в решении задач базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах и дополнительных занятиях.

9. Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо систематически изучать математику, развивать мышление, отрабатывать навыки решения задач различного уровня.

10. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников (умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования, действия с основными функциями и т.д.).



Учитель: Лященко Л.Е.