СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа по краеведению

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа по краеведению»





Учитель Османова С.З.





Авторская программа курса «Малое краеведение. Село Султанянгиюрт и окрестности»































Задачи курса «Малое краеведение. Село Султанянгиюрт и окрестности»


Программа курса «Малое краеведение» предназначена для учащихся 9 класса Султанянгиюртовской СОШ Кизилюртовского района РД и включает в себя материал по комплексной характеристике селения Султанянгиюрт и окрестностей территории. Целью данного курса является создание у учащихся образа своей малой родины, выявление своеобразия этой территории. Предлагаемый курс призван воспитывать в обучающихся страноведческих навыков, важных для образованного и культурного человека, способствовать решению проблем духовного и патриотического воспитания школьников. Так же названный курс должен быть одним из средств познания общих закономерностей природы и общества, занять определенное место среди школьных дисциплин, осуществляющих экологическое воспитание и образования детей.

При изучении соответствующих тем курса «Малое краеведение» должно происходить приближение абстрактных знаний учащихся к повседневной жизни, а также углубление и конкретизация знаний на примере местного материала, на уровне малой территории.



Формы организации учебного процесса


Изучение курса «Малое краеведение. Село Султанянгиюрт и окрестности» проводится в течение одного учебного года в 9 классе в объеме 34 часов (1 урок в неделю). Урок по данной дисциплине в качестве обязательного включается в расписание. Кроме традиционного типа уроков рекомендуется проведение лекций, семинаров, диспутов, практических занятий с учетом возрастных особенностей учащихся.

Учащихся следует учить исследовать литературные источники, публикации периодической печати, наблюдать природные, хозяйственные, историко-литературные объекты.

Учитель имеет право обосновано изменять данное здесь распределение часов по темам.


Данная программа разработана учителем географии Османовой С.З.и вводится в качестве инновационного курса школьного компонента. (Решение Совета Султанянгиюртовской СОШ №____от _______________)







Распределение учебного времени по разделам


№ п/п

Разделы

Введение. Азбука краеведов


Географическое положение, территория и границы Кизилюртовского района и с. Султанянгиюрт.


Природное наследие с. Султанянгиюрт.


Историческое наследие


История Султанянгиюртовской СОШ


Земляки


Родословие


Топонимика с. Султанянгиюрт


Итоговое внеклассное мероприятие




Распределение учебного материала по урокам


часы

Содержание изучаемого материала

4

Введение - краеведение как наука. Азбука краеведов.

Краеведческие должности: историк-краевед, краевед – географ, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед –фотограф, эколог и т.д. Введение дневника краеведческих наблюдении. Правила общения с ветеранами. Подготовка вопросов. Ведение беседы

4

Кизилюртовский район, его положение на карте Дагестана, крайние точки. Населенные пункты в составе района.

4

Особенности географического положения с. Султанянгиюрт. Координаты села. Часовые пояса. Местное время.

4

Практическая работа. Обозначение по контурной карте района населенных пунктов. Определение расстояний до Кизилюрта, Махачкалы, до экватора, полюса, Каспийского моря, Атлантического океана.

4

Рельеф в окрестностях с Султанянгиюрт. Предгорные хребты и присулакская равнина. Расчлененность рельефа.

2

Климат. Высота солнца над горизонтом по сезонам года. Летние и зимние температуры. Осадки и их режим

2

Местные признаки предсказания погоды.

2

Воды. Река Сулак.

4.

Практическая работа «Определение скорости р. Сулак»

2

Канал Октябрьской революции, их значение для села и района.

2.

Растительный мир Султанянгиюрта. Редкие и исчезающие растения .

2.

Животный мир родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры.

4.

Меры борьбы с засолением, заболачиванием, опустыниванием почв села.

4.

Экологические проблемы села. Положительные и отрицательные примеры антропогенного воздействия на природу.

4

Археологические памятники средневековья (IV- XII вв) Султанянгиюртовское поселение. Курганы Гермен, Кизияр-Тюбе, Чагар-Тюбе, Айтмыш-Алты и др.


4

История происхождения с. Султанянгиюрт

4

. Султан-Мут – легендарный герой, полководец, организатор и руководитель национально-освободительного движения народов Дагестана за свободу и независимость.

4

Султанянгиюрт - в годы Кавказской войны. Походы Шамиля на Султанянгиюрт.

4

Султанянгиюрт в период революции и гражданской войны.

12

Участие Султанянгиюртовцев в Великой Отечественной Войне.

4

Герой Советского Союза – Юсуп Акаев – выпускник Султанянгиюртовской семилетней школы.

4.

Урок-встреча с участником ВОВ Дадаевим Дадаем

12

История Султанянгиюртовской школы, первая семилетка в округе, известные учителя. Русские учителя в Султанянгиюртовской школе.

4.

Встреча с ветераном (урок-встреча)

4.

Практическая работа. Изучение доступных материалов (книга приказов за предвоенные и послевоенные года, документы ветеранов труда).

2

Султанянгиюрт – самый большой населенный пункт Кизилюртовского района.

4.

Население Султанянгиюрта.

2.

Хозяйственная деятельность Султанянгиюрта.

4.

Знаменитые люди села. Р.П. Аскерханов, Г.Р. Аскерханов, Абуков М. Умаханов У. Янинов А.

4.

Г.П. Аскерханов –гордость Дагестана.

4.

«Генерал хирургии» - из Султанянгиюрта. Аскерханов Р.П.

4.

Знакомство с национальностями, проживающими в селе.

4

Телекаев Дадай – покоритель орлиных скал.

4.

Народные обычаи и обряды, народные игры, песни, танцы. Фольклор.

4.

Обрядовая поэзия андийцев.

2

Свадебные обряды кумыков.


2

Свадебные обряды андийцев.

4

Практическая работа: Народные промыслы. Знакомство с народными промыслами, чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.

2.

Состав семьи, семейные традиции, семейные праздники, ближайшие родственники воспитанников. Родословная. География родни.

2.

Практическая работа - составление родословной, генеалогического древа. Выставка «Семейный альбом».

2.

Понятие о топонимике. Типы топонимики.

2.

Топонимика названий географических объектов окрестностей с. Султанянгиюрт

2

Практическая работа. Составление списка топонимов с объяснением происхождения названий.

2

Итоговое внеклассное мероприятие. Игра – путешествие «Если ты любишь землю свою»

итого

156

часов






Положение

о проведении конкурса – игры – путешествие

«Если любишь землю свою»


Цель и задачи:

- воспитание любви к своей малой родине;

- изучение истории и природы своего района, формирование духовного мира учащихся, его нравственно эстетических идеалов;

- пропаганда эколого-краеведческих знаний, формирование у учащихся активной жизненной позиции.


Конкурсная программа



Юные краеведы будут «Путешествовать» по следующим «станциям»:

  1. Станция «Поляна знакомств» - команда – экипаж придумывает название экипажа, девиз, представляет эмблему и выбирает песню. (3 мин)

  2. Экологическая станция «Друзья природы» - члены команды должны описать экологическую обстановку своего края и рассказать про редких и лекарственных растениях, животных, птицах и их охрану. (3 мин.)

  3. Станция «Фольклорная» (устное народное творчество) музыкально-литературная композиция. (5 мин.)

  4. Станция «Старые ремесла» народные таланты вашего края. (4 мин.)

  5. Станция «Древо жизни» - краеведческая олимпиада (будут включены вопросы: направления Отечества, акции, герои России).

  6. Станция «Топонимика» - домашнее задание составить альбом «топонимика моего села», включить историю происхождения названия своего села и других природных объектов.

  7. Станция «Площадь торжеств» - награждение команд.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!