Программа курса «Малое краеведение» предназначена для учащихся 9 класса Султанянгиюртовской СОШ Кизилюртовского района РД и включает в себя материал по комплексной характеристике селения Султанянгиюрт и окрестностей территории. Целью данного курса является создание у учащихся образа своей малой родины, выявление своеобразия этой территории. Предлагаемый курс призван воспитывать в обучающихся страноведческих навыков, важных для образованного и культурного человека, способствовать решению проблем духовного и патриотического воспитания школьников. Так же названный курс должен быть одним из средств познания общих закономерностей природы и общества, занять определенное место среди школьных дисциплин, осуществляющих экологическое воспитание и образования детей.
При изучении соответствующих тем курса «Малое краеведение» должно происходить приближение абстрактных знаний учащихся к повседневной жизни, а также углубление и конкретизация знаний на примере местного материала, на уровне малой территории.
Изучение курса «Малое краеведение. Село Султанянгиюрт и окрестности» проводится в течение одного учебного года в 9 классе в объеме 34 часов (1 урок в неделю). Урок по данной дисциплине в качестве обязательного включается в расписание. Кроме традиционного типа уроков рекомендуется проведение лекций, семинаров, диспутов, практических занятий с учетом возрастных особенностей учащихся.
Учащихся следует учить исследовать литературные источники, публикации периодической печати, наблюдать природные, хозяйственные, историко-литературные объекты.
Учитель имеет право обосновано изменять данное здесь распределение часов по темам.
Данная программа разработана учителем географии Османовой С.З.и вводится в качестве инновационного курса школьного компонента. (Решение Совета Султанянгиюртовской СОШ №____от _______________)
№ | часы | Содержание изучаемого материала |
| 4 | Введение - краеведение как наука. Азбука краеведов. Краеведческие должности: историк-краевед, краевед – географ, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед –фотограф, эколог и т.д. Введение дневника краеведческих наблюдении. Правила общения с ветеранами. Подготовка вопросов. Ведение беседы |
| 4 | Кизилюртовский район, его положение на карте Дагестана, крайние точки. Населенные пункты в составе района. |
| 4 | Особенности географического положения с. Султанянгиюрт. Координаты села. Часовые пояса. Местное время. |
| 4 | Практическая работа. Обозначение по контурной карте района населенных пунктов. Определение расстояний до Кизилюрта, Махачкалы, до экватора, полюса, Каспийского моря, Атлантического океана. |
| 4 | Рельеф в окрестностях с Султанянгиюрт. Предгорные хребты и присулакская равнина. Расчлененность рельефа. |
| 2 | Климат. Высота солнца над горизонтом по сезонам года. Летние и зимние температуры. Осадки и их режим |
| 2 | Местные признаки предсказания погоды. |
| 2 | Воды. Река Сулак. |
| 4. | Практическая работа «Определение скорости р. Сулак» |
| 2 | Канал Октябрьской революции, их значение для села и района. |
| 2. | Растительный мир Султанянгиюрта. Редкие и исчезающие растения . |
| 2. | Животный мир родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. |
| 4. | Меры борьбы с засолением, заболачиванием, опустыниванием почв села. |
| 4. | Экологические проблемы села. Положительные и отрицательные примеры антропогенного воздействия на природу. |
| 4 | Археологические памятники средневековья (IV- XII вв) Султанянгиюртовское поселение. Курганы Гермен, Кизияр-Тюбе, Чагар-Тюбе, Айтмыш-Алты и др. |
| 4 | История происхождения с. Султанянгиюрт |
| 4 | . Султан-Мут – легендарный герой, полководец, организатор и руководитель национально-освободительного движения народов Дагестана за свободу и независимость. |
| 4 | Султанянгиюрт - в годы Кавказской войны. Походы Шамиля на Султанянгиюрт. |
| 4 | Султанянгиюрт в период революции и гражданской войны. |
| 12 | Участие Султанянгиюртовцев в Великой Отечественной Войне. |
| 4 | Герой Советского Союза – Юсуп Акаев – выпускник Султанянгиюртовской семилетней школы. |
| 4. | Урок-встреча с участником ВОВ Дадаевим Дадаем |
| 12 | История Султанянгиюртовской школы, первая семилетка в округе, известные учителя. Русские учителя в Султанянгиюртовской школе. |
| 4. | Встреча с ветераном (урок-встреча) |
| 4. | Практическая работа. Изучение доступных материалов (книга приказов за предвоенные и послевоенные года, документы ветеранов труда). |
| 2 | Султанянгиюрт – самый большой населенный пункт Кизилюртовского района. |
| 4. | Население Султанянгиюрта. |
| 2. | Хозяйственная деятельность Султанянгиюрта. |
| 4. | Знаменитые люди села. Р.П. Аскерханов, Г.Р. Аскерханов, Абуков М. Умаханов У. Янинов А. |
| 4. | Г.П. Аскерханов –гордость Дагестана. |
| 4. | «Генерал хирургии» - из Султанянгиюрта. Аскерханов Р.П. |
| 4. | Знакомство с национальностями, проживающими в селе. |
| 4 | Телекаев Дадай – покоритель орлиных скал. |
| 4. | Народные обычаи и обряды, народные игры, песни, танцы. Фольклор. |
| 4. | Обрядовая поэзия андийцев. |
| 2 | Свадебные обряды кумыков. |
| 2 | Свадебные обряды андийцев. |
| 4 | Практическая работа: Народные промыслы. Знакомство с народными промыслами, чтение легенд, сказок, разучивание народных песен. |
| 2. | Состав семьи, семейные традиции, семейные праздники, ближайшие родственники воспитанников. Родословная. География родни. |
| 2. | Практическая работа - составление родословной, генеалогического древа. Выставка «Семейный альбом». |
| 2. | Понятие о топонимике. Типы топонимики. |
| 2. | Топонимика названий географических объектов окрестностей с. Султанянгиюрт |
| 2 | Практическая работа. Составление списка топонимов с объяснением происхождения названий. |
| 2 | Итоговое внеклассное мероприятие. Игра – путешествие «Если ты любишь землю свою» |
итого | 156 | часов |
- изучение истории и природы своего района, формирование духовного мира учащихся, его нравственно эстетических идеалов;
- пропаганда эколого-краеведческих знаний, формирование у учащихся активной жизненной позиции.
Станция «Поляна знакомств» - команда – экипаж придумывает название экипажа, девиз, представляет эмблему и выбирает песню. (3 мин)
Экологическая станция «Друзья природы» - члены команды должны описать экологическую обстановку своего края и рассказать про редких и лекарственных растениях, животных, птицах и их охрану. (3 мин.)
Станция «Фольклорная» (устное народное творчество) музыкально-литературная композиция. (5 мин.)
Станция «Старые ремесла» народные таланты вашего края. (4 мин.)
Станция «Древо жизни» - краеведческая олимпиада (будут включены вопросы: направления Отечества, акции, герои России).
Станция «Топонимика» - домашнее задание составить альбом «топонимика моего села», включить историю происхождения названия своего села и других природных объектов.
Станция «Площадь торжеств» - награждение команд.