СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "Профилактика девиантного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Профилактика девиантного поведения"»


Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»











ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ







Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Гальченко Диана Валерьевна

Преподаватель:

Великановская Людмила Анатольевна







г. Ейск, 2023 г.





Содержание

1.

Пояснительная записка ……………………………….

5

2.

Девиантное поведение, его причины, факторы и характеристика ………………………………………..

6

3.

Формы девиантного поведения ……………………...

8

4.

Профилактика девиантного поведения: этапы, методы и рекомендации ………………………...……

11


Список используемых источников …………………..

14













  1. Пояснительная записка

Цель: исследование особенностей девиантного поведения и его профилактики в младшем школьном возрасте.

Актуальность: ученые и педагоги отмечают, что в последнее время было замечено увеличение количества детей, склонных к девиантному поведению. Такое поведение является устойчивым поведением психически здоровой личности, отклоняющимся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющим реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающимся ее социальной дезадаптацией. Если своевременно не обратить на него внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности. Лучший способ борьбы с исключительной ситуацией – ее предупреждение, профилактика.

Данная брошюра содержит причины и факторы возникновения девиантного поведения, а также методы и рекомендации по его профилактике, поэтому может быть полезна учителям начальных классов, а также родителям учащихся.

2. Девиантное поведение, его причины, факторы и характеристика

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников:

1. Биологические факторы.

2. Психологические факторы.

3. Социально – педагогические факторы.

4. Социально-экономические факторы.

5. Морально – этические факторы.

Причины отклоняющегося от норм поведения:

  • Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

  • Причины социального и психологического характера.

Выделим следующие определяющие характеристики девиантного поведения:

  • Нарушение общепринятых социальных норм;

  • Повторяемость, устойчивость отклонения в поведении человека;

  • Общественная обусловленность возникновения девиантного поведения;

  • Возможность определения ранних признаков девиантного поведения, так как оно не возникает «из неоткуда»;

  • Причинение ущерба окружению человека и самому человеку;

  • Потенциальная возможность коррекции проявлений девиантности.

3. Формы девиантного поведения

По степени социальной опасности, а также в зависимости от возрастных особенностей детей девиантное поведение подразделяется на следующие формы:

  • Непослушание - наиболее распространенная в дошкольном и младшем возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам педагогов и родителей, нравственным нормам общественного поведения.

  • Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, изобретательность. Особенностью шалости являются ее положительный тон, переживание огромного удовольствия от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

  • Озорство. В нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим.

  • Проступок - это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Чаще всего проступки объясняют возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно подавлять свои сиюминутные желания и сознательно руководить поведением.

  • Детский негативизм проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным, устойчивым и эпизодическим.

  • Упрямство - это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Опасность упрямства в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы.

  • Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных действиях, в необоснованном сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем.

  • Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.

  • Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.

  • Недисциплинированность может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.

  • Правонарушения. В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления - хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы.

4. Профилактика девиантного поведения: этапы, методы и рекомендации

Этапы коррекционно-профилактической работы:

1) Диагностическая работа (детский вариант личностного опросника Айзенка, методика «Кактус» М.А. Панфиловой, методика «Что такое хорошо и что такое плохо», методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение» и т.д.);

2) Профилактическая работа педагогов с детьми.

Профилактика девиантного поведения – это социально -педагогическая деятельность образовательных учреждений и семьи, которая направлена на предупреждение и устранение отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний.

Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

Метод

Пример

Сказкотерапия

Анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок

Арттерапия

Свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона

Визуализация

Интеллект-карта, скрайбинг, инфографика 

Психогимнастика

Этюды на выражение различных эмоций

Телесно – ориентированные техники

Психомышечная релаксация, танцы

Игровые методы

Подвижные, сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации

Моделирование и анализ проблемных ситуаций

Познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание

Беседа

Непринужденная беседа, интервью, вопросники, психологические анкеты

Методические рекомендации педагогов по профилактике девиантного поведения младших школьников:

  • Проводите с детьми индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы;

  • Вовлекайте детей в общественную жизнь школы, а также в социально одобряемую деятельность - трудовую, спортивную, художественную, организаторскую;

  • Привлекайте к повседневному постоянному труду;

  • Используйте поощрения – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям;

  • Обучайте умению владеть собой, самоконтролю, снятию мышечного напряжения;

  • Развивайте навыки сотрудничества, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других;

  • Выявляйте конфликтогены (слова, жесты, поступки, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка;

  • Формируйте понятия о нравственных качествах, нравственных ориентациях;

  • Научите детей разрешать конфликты конструктивными способами;

  • Используйте на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов и физкультминуток;

  • Займите стойкую позицию и предъявляйте категорические требования по выполнению, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов;

  • Осуществляйте систематический надзор за отклонениями в поведении детей и своевременно реагируйте на возникающие ситуации.

Работу по профилактике девиантного поведения следует продолжать на протяжении всей учебы ребенка в школе, так как на каждом возрастном этапе возникают свои проблемы. Успешность преодоления проблем в поведении детей зависит только от взрослых: педагогов и родителей.

Список используемых источников

  1. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1694709865&tld=ru&lang=ru&name=mp-profilaktika-deviantnogo-povedenija-mladshih-shkolnikov

  2. https://cronao.ru/images/DAR/ProfilSyicida/22/Сборник_статей_Профилактика_девиантного_поведения_детей_и_молодежи.pdf

  3. https://multiurok.ru/files/profilaktika-deviantnogo-povedeniia-mladshikh-shko.html

Воспитание - великое дело: им решается судьба человека.

B.Белинский




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!