СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра "Профилактика девиантного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Профилактика девиантного поведения"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Профилактика девиантного поведения



Подготовила: Студентка Ш-31 группы

Кириленко Екатерина

Преподаватель: Л.А.Великановская

Ейск, 2023г.

Оглавление

1.Пояснительная записка……4-6

2. Причины девиантного поведения….………...…….....7-9

3. Индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения…………….......10-12

4. Методы работы по профилактике девиантного поведения …………………13-14

5. Диагностические методики:………………….…15

6. Методика “Что такое хорошо и что такое плохо”………..16-24

7. методика “Что мы ценим в людях?”………………….25-29

8. методика тестирования на уровень агрессивности ребенка………….……….. 30-34

9.Список литературы…………….....35-36













Пояснительная записка

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Актуальность проблемы девиантного поведения детей требует понимания сущности данного явления, владения основными методиками его диагностики и организации профилактической работы в образовательных учреждениях.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования является профилактика девиантного поведения младших школьников.

Целью исследования является изучение особенностей профилактики девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы.

Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста:

1. Семья. Большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды;

2. Академическая неуспеваемость. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности;

3. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором;

4. Наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;

5. Одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.

Индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая включает несколько этапов:

1-й этап – контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом. Это снижает порог сопротивления.

2-й этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания.

3-й этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими.

4-й этап – самостоятельности, готовности учащегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.





Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

-сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй,

драматизация сказок);

-арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация,

лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

-визуализация;

-психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация,

танцы);

-игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры,

игры – драматизации);

-моделирование и анализ проблемных ситуаций;

-беседа.

Диагностические методики:

1. Для выяснения уровня развития нравственного сознания применялась методика “Что такое хорошо и что такое плохо” (Н.В.Бордовская, А.А.Реан).

2. Для выявления нравственных ориентаций применялась методика “Что мы ценим в людях?” (Н.Е.Щуркова).

3. Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., методика тестирования на уровень агрессивности ребенка.

Методика “Что такое хорошо и что такое плохо” (Н.В.Бордовская, А.А.Реан).

Цель: выявить нравственные представления учеников.

1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?

А) Нравится

Б) Не очень нравится

В) Не нравится

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А) Сделаю замечание и помогу убрать

Б) Сделаю замечание и подожду, пока он все уберет

В) Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А) Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую

Б) Не знаю

В) Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А) Извинюсь и уберу за собой

Б) Не знаю

В) Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?

А) Нет

Б) Иногда

В) Да

6. Как ты поступишь, если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?

А) Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке

Б) Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

В) Сделаю вид, что не заметил

7. Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А) Часто

Б) Иногда

В) Почти никогда

8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А) Часто

Б) Иногда

В) Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной комфортности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.

















Методика “Что мы ценим в людях?” (Н.Е.Щуркова).

Цель: выявления нравственных ориентации ребенка.

Описание теста: Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.













Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., методика тестирования на уровень агрессивности ребенка.

Предлагается опросник из 20 вопросов, где каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.













Список литературы

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/24/deviantnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-i-ego-profilaktika

  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/05/metodika-chto-takoe-horosho-i-chto-takoe-ploho-adaptirovannaya-n

  3. https://multiurok.ru/blog/mietodika-chto-my-tsienim-v-liudiakh.html

  4. https://multiurok.ru/index.php/files/diagnostika-na-opredelenie-deviantnogo-povedeniia.html

  5. https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-deviantnoe-povedenie.html