СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Брошюра: "Профилактика девиантного поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Брошюра: "Профилактика девиантного поведения"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Профилактика девиантного поведения



Подготовила: Студентка Ш-31 группы

Плужник Елена

Преподаватель: Л.А.Великановская

Ейск, 2023г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………..3

2. Девиантное поведение……………………….4-5

3. Профилактическая работа с детьми……...…6-8

4. Деятельность учителя по профилактике девиантного поведения………………………….8

5. Условия для профилактической работы…..9-10

6. Методы работы……………...……………..10-11

7. Список литературы……………………...……12















1. Пояснительная записка

Цель: профилактика и коррекция девиантного поведения у детей младшего школьного возраста.

Актуальность: Проблема девиантного поведения была и остается одной из самых сложных проблем психологической и педагогической науки. Девиантное повеление в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с девиантным поведением неуклонно растёт.

Брошюра предназначена для учителей начальных классов, родителей.





2. Девиантное поведение

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д.)

В обыденном понимании учащийся с девиантным поведением – это так называемый “трудный ребенок”.

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями

Причины отклоняющегося от норм поведения:

Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.

Причины социального и психологического характера

Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников.

1. Биологические факторы

2. Психологические факторы

3.Социально – педагогические факторы

4.Социально - экономические факторы

5. Морально – этические факторы

6. Неблагополучие семьи




3. Профилактическая работа с детьми

При проведении коррекционно-воспитательной и профилактической работы с детьми младшего школьного возраста в общеобразовательной школе, безусловно, существует своя специфика. Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное, организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда проступок уже совершен.

При этом в процессе коррекции рекомендую реализовывать следующие функции:

  1. воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у ребёнка до появления девиантности, через обращение к воспоминаниям о его добрых делах;

  2. компенсаторная – формирование у ученика стремления компенсировать недостатки социально одобряемой деятельностью там, где он может добиться успехов, в чём он сможет реализовывать свои способности и, главное, потребность в самоутверждении;

  3. стимулирующая – активизация положительной социально-полезной предметно-практической деятельности ребёнка, посредством заинтересованного, эмоционального отношения к личности маленького человека и его поступкам;

  4. корректирующая – исправление негативных качеств ребёнка и применение методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведен


4. Деятельность учителя по профилактике девиантного поведения

Наблюдает за поведением:

  • Во время уроков

  • Во внеурочное время

  • Во время посещения столовой

  • Во время посещения театров, выставок, экскурсий

  • Во время перемены, во время игр




5. Условия для профилактической работы

 все мероприятия, все приемы обучения и воспитания должны быть направлены на утверждение самооценки личности;

 создание условий для включения в успешную деятельность каждого обучающегося;

 повышение внутренней мотивации обучающегося и потребности к творческому познанию;

 учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс;

 в центре внимания личность ребенка;

 весь процесс воспитания наполнен нравственным содержанием;

 активное включение в школьную жизнь, проведение и организация мероприятий, КТД;

 выбирается вид деятельности с учетом интересов, способностей ребёнка, где он может иметь определенные успехи;

 прогнозируются отношения ребёнка в процессе деятельности со взрослыми, сверстниками.

6. Методы работы

При работе с детьми с отклоняющимся поведением важно подчеркнуть, что для эффективной работы необходим комплекс целенаправленного педагогического воздействия. Деятельность педагога в должна быть направлена на оказание влияния на поведение, чувства и эмоции ребенка с целью воздействия на него и окружающую его социальную среду.

Методы представляют собой способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:
-сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй,
-арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
-визуализация;
-психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

- телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);
-игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры;
-моделирование и анализ проблемных ситуаций;
-беседа.

7. Список литературы

1. Учебник И.В.Дубровин «Психология»

2. https://multiurok.ru/files/profilaktika-deviantnogo-povedeniia-mladshikh-shko.html

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/02/24/deviantnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-i-ego-profilaktika

4. «Общая и профессиональная педагогика», Сковородкина И.З., Герасимов С.А., 2014.