| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Выполнила:
студентка Ш-31 группы
Даценко Алина
Ейск, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью создания брошюры является изучение причин формирования и методов профилактики девиантного поведения младших школьников.
Младший школьный возраст, по мнению ряда исследователей, является наиболее благоприятным периодом для усвоения социальных и нравственных норм и правил поведения, развития моральной нормативности, формирования общественной направленности личности. Поэтому профилактика отклоняющегося поведения наиболее важна в работе именно с младшими школьниками.
Брошюра раскрывает суть описываемого явления, типы и причины девиантного поведения, способы и этапы профилактики девиаций. Предназначена для классных руководителей в начальной школе, а также для родителей учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Понятие девиантного поведения…………….4
Типы девиаций…………….………………….5
Причины возникновения девиантного поведения у младших школьников………….8
Профилактика девиантного поведения….….9
Понятие девиантного поведения
Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам.
Когда ребёнок начинает вести себя откровенно плохо и нарушать устоявшиеся в обществе нормы морали, взрослым следует как можно скорее выявить главную причину возникновения дурной тенденции и скорректировать процесс воспитания соответственно.
Девиантное поведение — разрушительная, неадекватная реакция, которая ставит во главе угла эгоистичные цели, а также действия, выражающие пренебрежение участью окружающих людей. К сожалению, чаще всего родители обращают внимание на негативные изменения в характере и повадках чада лишь тогда, когда его поступки становятся вопиющими. Однако именно профилактические воспитательные меры играют ключевую роль в благополучном поведенческом развитии детей.
Типы девиаций
Девиантное поведение детей принято делить на три типа:
деструктивное (человек причиняет вред самому себе, например, когда имеет суицидальные наклонности);
асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, алкоголизм);
противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, грабеж или изнасилование). Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте.
Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.
Причины возникновения девиантного поведения у младших школьников
Причин, приводящих к девиантному поведению, существует множество.
Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.
Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).
Социальные причины. Это дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка, экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье. В большинстве случаев девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а в следствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).
Профилактика девиантного поведения
Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:
положительный пример в окружении ребёнка;
построение доверительных, тёплых отношений;
адекватные воспитательные меры;
информационно-профилактические работы;
консультации психолога по мере необходимости.
Примеры вариантов профилактики девиантного поведения:
Корректировка поведения с помощью оздоровительных спортивных лагерей. В таком случае целью работы выступает формирование условий жизни, в которых ребенок попадет в условия резкого изменения жизненных ценностей и принципов. Кроме того, такая практика оказывает благоприятное влияние на процесс социализации и адаптации.
Предполагается групповая работа, где подростки будут отвечать на тесты. Каждый подросток должен самостоятельно заполнять тест, который поможет определить наличие предрасположенности или начала формирования поведенческих отклонений от общепринятых норм.
Если рассматривать профилактику в общем, то стоит отметить, что она предполагает:
Устранение причин девиации и снижение риска возникновения проблем с поведением подростка;
Снижение уровня подростковых преступлений;
Улучшение качества охраны подростков от негативного воздействия взрослых;
Оказание помощи в развитии личности, что обеспечит улучшение процесса социализации подростков.
Для того, чтобы профилактика девиантного поведения прошла успешно необходимо начинать ее в период начала формирования отклонений от общепринятых норм поведения.