Час общения
«Путешествие по стране Толерантности»
1класс
Цель:
формирование у детей толерантности мышления, уважения
к своим правам и правам других людей.
Задачи:
1.Углубить понимание значения термина «толерантность».
2.Развивать позитивное мышление, навыки групповой работы,
умение вести диалог.
3. Формировать представление о толерантном общении в обществе.
Ход часа общения
Вступительное слово воспитателя.
Ребята! Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В этом году он празднуется 15-й раз.
Что же такое толерантность? (Приложение 1.)
Толерантность – это милосердие, забота
Толерантность – это доброта души
Толерантность - это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Cтране Толерантности». Путешествовать будем под девизом «Мы разные, но мы вместе».
- Как вы понимаете наш девиз?
-Я прошу встать девочек. Какие вы красивые, нарядные, веселые.
-А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, умные.
-Прошу подняться ребят со светлыми волосами. Садитесь!
-А теперь с темными.
-Подумайте и скажите: Какие мы все? (Мы все разные, но все вместе. Мы все равные и уважаем тех, кто не похож на нас.)
-Мы живем с вами в одном доме, ходим в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора семье, не будет ссор, не будет войны.
-А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые есть в каждом из вас. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть их. Я кидаю.
2. Чтение и обсуждение сказки.
Сказка о Толерантности
Алина Аубакирова
Жили-были на свете бабочка Катюшка и жучок Кирюшка. Жили они на одном поле ,жили нетужили .
Пошла как-то раз бабочка Катюшка собирать одуванчики набрала целый букет. В это же время на другом конце поля, жучок Кирюшка собирал букет красных маков. Пошли они по домам ,жили они на соседних цветах и поэтому встретились.
«Ой, что это у тебя за ерунда в руках?»-сказал жучок Кирюшка
«Это, не ерунда, а ромашки»-возмутилась бабочка Катюшка
«Разве это цветы- сказал Кирюшка-вот у меня смотри какие…»
Услышала их вздор мудрая Черепаха подошла она к ним сказала: « Катюшка, разве красиво было бы поле если бы на нём росли только ромашки? Кирюшка, разве было бы нам чем питаться если бы на поле росли только маки?»
Катюшка и Кирюшка замотали головами.
А Черепаха продолжала: «Вы должны быть терпеливы к желаниям другого, это и называется толерантность ,она помогает нам дружить»
А давай, пойдем пособираем цветы вместе, сначала соберем ромашки ,а потом маки- предложил Кирюшка
Катюшка согласилась и ,взявшись за руки, они пошли по полю, собирая букеты цветов .
Беседа о прочитанном.
Вывод: Надо уважать желания других людей.
-Что же значит быть толерантным? – Быть внимательным к другим.
3. Цветы толерантности.
У меня есть цветы толерантности. С них осыпались лепестки. Помогите мне их собрать. На лепестках написаны слова – обращайте на них внимание.
-Что общего в этих словах? (они толерантны); прикрепляю серединку со словом «Толерантность».
-А оставшиеся лепестки, почему не подходят? (эти слова не толерантные). Какой красивый цветок, похож на радугу из страны Толерантности!
4. Толерантная личностьДавайте разберемся, что такое толерантная личность или толерантный человек.
У человека есть много качеств, которые позволят ему жить в мире с собой и другими. Одним из таких качеств является терпимое отношение к другим людям, непохожим на вас. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью. Такую личность можно определить по следующим признакам:
уважение мнения других
-доброжелательность, внимательность
-желание что- либо делать вместе
-понимание других, приветливость
-умение быть собой и понять особенности других, умение дарить радость.
-Приведите примеры толерантных людей.
-А что такое интолерантная личность? Этот тот, кто обладает такими качествами как:
-нетерпимость
-невежливость
-непонимание
-эгоизм
-раздражительность.
Толерантный – терпимый.
Интолерантный – нетерпимый. (Приложение 2.)
5. Город Добро. Мы остановимся на улице Сказок
Чтение и просмотр сказки Андерсена Гадкий утенок
Вы дали правильные ответы на все вопросы. Первый наш город называется Добро.
В городе Добро нас ждут герои сказок. Главной темой сказок была и остается борьба добра и зла. Что толерантно, а что нет?
6. Игра.
Я называю героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) хлопаете в ладоши, а если интолерантный – топаете ногами.
Иван – царевич Кощей бессмертный
Золотая рыбка Дюймовочка
Красная Шапочка Золушка
Водяной Гуси-лебеди
Баба Яга
Морозко Мальвина
Корабас-Барабас Человек-паук
7.Город Волшебных слов.
Пока мы играли, незаметно приехали в город Волшебных слов.
Этот город необычный. Туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит волшебные слова, т. е. вежливые слова. Вы знаете их? (называют). А как можно назвать человека, который использует в речи такие слова? (толерантным). А слова эти можно объединить под одним понятием – толерантность.
Если мы выполнили все задания в этом городе, то попадем на главную площадь страны толерантности. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем волшебными. С их помощью можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.
-Прослушайте стихотворение, догадайтесь, какое волшебное слово нужно сказать.
-Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
-Мальчик вежливый и разветный говорит, встречаясь (здравствуйте).
-Когда нас бранят, за шалости говорим (простите, пожалуйста).
-И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).
Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и нужно. И любое волшебное слово надо сопровождать улыбкой.
8. Город Мудрецов.
И вот мы с вами оказались в городе Мудрецов. Здесь нужно собрать пословицы. (Приложение 3.)
9. Город Загадок.
Наше путешествие продолжается. И мы попадаем в город Загадок. Я буду загадывать загадки. Если они о добре и вежливости, то в ответ надо сказать «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать. А если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и протопать.
-Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
-Кто быть вежливым желает, старушке место уступает?
-Кто опрятный и веселый спозаранку мчится в школу?
-Кто из вас идет по школе, обдирая стены в холле?
-А во вчерашний понедельник кто был грубый и бездельник?
-Сколько будет пятью пять, кто мне сможет подсказать?
-Ну, а кто всегда поможет, друга выручить, кто сможет?
-Малышей кто обижает, им учиться лишь мешает?
Молодцы!
10. Город Пожалуйста.
А вот и город Пожалуйста. Я буду давать вам различные задания, а вы должны их выполнять. Но только в том случае, если я перед заданием скажу волшебное слово «пожалуйста». Если его не будет, задание не выполняйте. Будьте внимательны!
-Пожалуйста, встаньте.
-Будьте добры, поднимите правую руку.
-Пожалуйста, поднимите левую руку.
-Будьте любезны, сядьте.
-Пожалуйста, похлопайте.
-Потопайте.
-Пожалуйста, улыбнитесь.
Молодцы! Никогда не забывайте говорить волшебное слово, когда обращаетесь с просьбой.
11. Заключение.
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади страны Толерантности. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы говорите «да», если так поступает толерантный человек, и «нет», если так поступает нетолерантный.
-Поздороваться при встрече?
-Толкнуть и не извиниться?
-Говорить «Спасибо» за подарок?
-Обозвать обидным словом соседа?
-Бегать, кричать, сбивая всех с ног?
-Помогать родителям?
Молодцы.
Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать добро людям. Мы должны держаться вместе, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге, дарить улыбки, добрые слова, любить друг друга.
12. Итог.
А теперь обведите свою руку на листик бумаги. На ладошке напишите свое имя. Передайте свой лист соседу. В каждом пальчике чужого рисунка вы напишите хорошее качество ее обладателя. («Добрая», «Умная», «Вежливая» и т. д.). Верните рисунок соседу.
Давайте всегда будем общаться на языке миролюбия, дружбы, на языке любви и терпения, на языке толерантности.
Используемые источники:
http://900igr.net/kartinki/religii-i-etika/Slova-vezhlivosti/
Строганова, Л.В. Классные часы, беседы. Воспитание толерантности [Текст] / Л.В.Строганова// - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 225с.
Щуркова, Н.Е.Этика школьной жизни [Текст] / Н.Е.Щуркова// - М.: Просвещение, 2004. – 112с.