СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь»»

Устная речь


Основа АОП:

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Устная речь» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.

Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.

Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).


Общая характеристика учебного предмета:

Устная речь - неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение устной речи должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Целью обучения по устной речи является развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

Основные задачи: овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными; развитие слухового восприятия; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения; общение с помощью электронных средств коммуникации – сенсорной клавиатуры.


Темы уроков по предмету «Устная речь» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Математические представления», «Развитие речи и окружающий мир», «Русский язык», «Чтение», «Тифлографика», «Ручной труд», «Музыка», а также в логопедической и психокоррекционной работе.


Изучение предмета «Устная речь» направлено на достижение следующих задач в 2019-2020 учебном году:

  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;

  • развивать внимание, коммуникативные навыки, слуховое восприятие;

  • учить выражать согласие и несогласие на задаваемый вопрос;

  • учить понимать смысл рисунков, фотографий;

  • развивать понимание обращенной речи;

  • учить слушать литературные произведения с аудио-носителей;

  • учить использовать средства альтернативной коммуникации;

  • учить использовать электронные средства коммуникации.


ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ


на 2019\20 учебный год


1 четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Культура общения. Моё имя, фамилия.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Называние имени и фамилии ученика учителем. Вызываем отклик на услышанные имя. Определяем направление источника звука. Игра «Где Настя?» - ученик с помощью учителя старается показать рукой на себя. Игра «Это Настя?» - ученик пробует ответить на вопрос утвердительно. Чтение сказки про имена. Ученик обследует пальцами рук художественное изображение своего имени.

2

Культура общения. Основные формы приветствия и прощания.

1

Комбинированный

Ученик пробует поздороваться и попрощаться с учителем. Ученик пробует различать разные формы приветствия (с друзьями и с учителем).

3,4

Аудирование. Слушание литературных произведений с аудио-носителей.

2

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик слушает литературное произведение с аудио-носителя. Ученик выражает свое отношение к услышанному произведению посредством пиктограмм. Ученик в беседе с учителем пробует отвечать на вопросы «да» или «нет» вербально и при помощи пиктограмм.

5

Пиктограммы в общении людей. Посуда: кружка, ложка

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование глазами пальцами рук с помощью учителя кружки и ложки. Работа с художественными изображениями кружки и ложки. Ученик пробует ответить на вопросы «Это кружка?», «Это ложка?». Ученик выбирает художественное изображение кружки или ложки, передает его учителю и получает из рук учителя кружку или ложку (в зависимости от выбранного учеником художественного изображения).

6

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть. Прослушивание потешек про еду. Знакомство с художественными изображениями разных видов еды.

7

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: пить

1

Изучение нового материала, комбинированный

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: пить. Прослушивание потешек про напитки. Знакомство с художественными изображениями разных видов напитков.

8

Резервный урок.

1



II четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося

1

Звукоподражание. Домашние животные.


1

Комбинированный

Прослушивание потешек. Называние отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Прослушивание записи голосов домашних животных. Ученик пробует повторить голоса животных. Ученик слушает голос животного и с помощью учителя выбирает соответствующее животное.

2,3

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть, пить.

2

Обобщающий, комбинированный

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть, пить. Прослушивание потешек. Знакомство с художественными изображениями разных видов еды и напитков.4

4

Аудирование. Слушание литературных произведений с аудио-носителей.

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки.

5

Аудирование. Выполнение простых инструкций.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик слушает простую инструкцию и пробует самостоятельно ее выполнить. При необходимости задание выполняется совместно с учителем.

6

Слушание мультфильма. «Зимняя сказка»

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма.

7

Письменное общение. Открытка. Изготовление новогодней открытки для членов семьи.

1

Комбинированный

Ученик прослушивает аудиозапись голосов членов семьи. Пробует определить их, отвечая на вопросы «Это мама?». Ученик с помощью учителя создает открытку в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «елочку приклеим?», «а снег будет?», «солнышко?» - таким образом ученик сам формирует содержание поздравительной открытки.

8

Резервный урок.

1





III четверть – 10 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Письменное общение. Письмо.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Знакомство с новым понятием: письмо. Ученик в доступной ему форме пишет письмо своим родителям, рассказывая о самых ярких событиях зимних каникул и новогодних праздников. Ученик с помощью учителя пишет письмо в технике аппликации. Ученик отвечает на вопросы учителя «да» или «нет» - таким образом ученик сам формирует содержание письма.

2

Пиктограммы в общении людей. Мои увлечения: слушать музыку.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование глазами и пальцами рук с помощью учителя пиктограммы «слушать музыку». Ученик выбирает пиктограмму «слушать музыку», передает ее учителю и слушает музыку.

3

Пиктограммы в общении людей. Мои увлечения: читать книгу.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Обследование глазами и пальцами рук с помощью учителя пиктограммы «читать книгу». Ученик выбирает пиктограмму «читать книгу», передает ее учителю и слушает читаемую ему книгу.

4

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку. Прослушивание потешек.

5

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: читать книгу.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: читать книгу. Слушание фрагментов литературных произведений.

6

Культура общения. Изготовление открытки к Дню защитника Отечества.

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником Дня защитника Отечества. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

7

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу.

1

Обобщающий

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу.

8

Культура общения. Изготовление открытки к Международному женскому дню.

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником Международный женский день. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

9, 10

Резервный урок.

2





IV четверть – 8 занятий


N по порядку

Тема, подтема

Коли-чество часов

Тип занятия

Виды деятельности учащегося


1

Аудирование. Выполнение простых инструкций.

1

Изучение нового материала, комбинированный

Ученик слушает простую инструкцию и пробует самостоятельно ее выполнить. При необходимости задание выполняется совместно с учителем.

2

Слушание мультфильма. «Весенняя сказка»

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись мультфильма. Ученик в доступных ему отвечает на вопросы учителя по сюжету мультфильма.

3

Аудирование. Слушание литературных произведений с аудио-носителей.

1

Комбинированный

Ученик слушает аудиозапись сказки. Ученик знакомится со сказочными персонажами – обследует самостоятельно и при помощи учителя игрушки соответствующих животных. Ученик в доступных ему пределах с помощью учителя инсценирует сюжет сказки.

4

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: есть, пить.

1

Обобщающий, комбинированный

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: есть, пить. Прослушивание потешек. Знакомство с художественными изображениями разных видов еды и напитков.

5

Культура общения. Изготовление открытки к Дню Победы

1

Комбинированный

Ученик знакомится с праздником День Победы. Ученик с помощью учителя создает открытку. Ученик отвечая на вопросы учителя пробует самостоятельно отобрать содержание поздравительной открытки.

6

Работа с сенсорной клавиатурой. Выражение просьбы: слушать музыку, читать книгу.

1

Обобщающий

Взаимодействие с сенсорной клавиатурой. Ученик пробует выразить свое желание: слушать музыку или читать книгу.

7, 8

Резервный урок

2




Учитель _____________ Клюева Т.Ю.