Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»»
Окружающий социальный мир
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением зрения с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии (с учетом варианта 3.4.)) в 1-9 классах.
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятий (0,5 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Целью обучения по предмету «Окружающий социальный мир» является формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основные задачи: формирование представлений о явлениях социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения). Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Формирование представлений о многообразии профессиональной деятельности.
Темы уроков по предмету «Окружающий социальный мир» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация», «Окружающий природный мир», «Человек», «Сенсорное развитие» а также в логопедической и психокоррекционной работе.
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» направлено на достижение следующих задач в 2021-2022 учебном году:
формировать элементарные представления о профессиональной деятельности человека;
формировать элементарные представления о ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;
знакомить с помещениями квартиры и их функциональном назначении;
формировать элементарные представления о традиционных праздниках и их истории;
формировать элементарные представления о Родине, своей стране;
знакомить с элементарными представлениями о Санкт-Петербурге;
расширять опыт в сфере социального взаимодействия.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2021/2022 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
1 | Традиции, обычаи. День знаний. | 0,5 | Комбинированный | Знакомство с историей праздника и его традициями. Слушание детских песен о школе. Обсуждение планов на учебный год. |
2 | Школа. Школьные принадлежности. | 0,5 | Комбинированный | Обследование пальцами рук карандашей, фломастеров, ручек, трафаретов, альбома для рисования, знакомство с их функциональным назначением и свойствами. Ученик пробует самостоятельно взять названную школьную принадлежность. |
3 | Мир профессий. Представления о профессиях. | 0,5 | Изучение нового материала | Ученик смотрит фрагмент видеоролика, в котором рассказывается про профессии. Работа с художественными изображениями профессий. |
4 | Школа. Школьные правила. | 0,5 | Изучение нового материала | Знакомство со школьными правилами. Беседа о проявлении трудолюбия, старания, внимательности и активности на занятиях. |
5 | Традиции, обычаи. День пожилого человека. | 0,5 | Комбинированный | Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о бабушке и дедушке, об уважении к старшему поколению. |
6 | Мир профессий. Представления о профессиях. | 0,5 | Изучение нового материала | Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность. |
7 | Квартира, дом, двор. Мои игрушки. | 0,5 | Изучение нового материала | Ученик выбирает свои любимые игрушки, взаимодействует с ними. Ученик пробует отвечать на вопросы учителя про игрушки. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Ученик при помощи учителя убирает все игрушки на свои места. |
8 | Мир профессий. Представления о профессиях. | 0,5 | Изучение нового материала | Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность. |
II четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
9 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Прихожая (коридор). | 0,5 | Комбинированный, обобщающий | Экскурсия по коридору (с учетом возможностей здоровья). Изучение предметов, находящихся в коридоре (одежда, обувь). |
10 | Традиции, обычаи. День отца. | 0,5 | Комбинированный | Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о папе. Выполнение творческой работы для папы. |
11 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Кухня. | 0,5 | Комбинированный, обобщающий | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик находит на кухне посуду и столовые приборы. Ученик, находясь на кухне, прислушивается к шуму бытовой техники, принюхивается к запахам. |
12 | Традиции, обычаи. День матери. | 0,5 | Комбинированный | Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о маме. Выполнение творческой работы для мамы. |
13 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Ванная комната, санузел (туалет). | 0,5 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик, находясь в ванной, прислушивается к звуку воды, идущей из крана с разным напором, трогает воду холодную и горячую. |
14 | Квартира, дом, двор. Помещения квартиры. Комната: спальная, детская. Балкон. | 0,5 | Изучение нового материала | Экскурсия по квартире (с учетом возможностей здоровья). Ученик, находясь на балконе, прислушивается к шуму улицы, ощущает прохладу улицы. |
15 | Мир профессий. Представления о профессиях. | 0,5 | Изучение нового материала | Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность. |
16 | Традиции, обычаи. Представление о празднике: Новый год. | 0,5 | Комбинированный | Ученик обследует пальцами рук ветку ели, определяет ее по запаху, рассматривает ее. Ученик рассматривает новогодние игрушки. Ученик с помощью учителя украшает ветку ели елочными игрушками. |
III четверть – 10 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
17 | Квартира, дом, двор. Мои игрушки. | 0,5 | Изучение нового материала | Ученик выбирает свои любимые игрушки, взаимодействует с ними. Ученик пробует отвечать на вопросы учителя про игрушки. Беседа о бережном отношении к игрушкам. Ученик при помощи учителя убирает все игрушки на свои места. |
18 | Страна. Мой город - Санкт-Петербург. | 0,5 | Комбинированный | «Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. Слушание звуков, иллюстрирующих экскурсию: выстрел пушки, колокольный звон. |
19 | Значимые события. День снятия блокады Ленинграда. | 0,5 | Комбинированный | Понятие дня воинской славы. Просмотр видеоролика о блокаде. Беседа о блокаде Ленинграда. |
20 | Транспорт. Представления о наземном общественном транспорте. | 0,5 | Изучение нового материала | Ученик знакомится с графическим изображением видов наземного транспорта и их назначением. |
21 | Страна. Моя страна – Россия. | 0,5 | Изучение нового материала | Ученик обследует рельефное изображение карты России, рассматривает ее, знакомится с названиями основных городов. Слушание гимна страны. Понятие: столица. Слушание песен про Москву и Санкт-Петербург. |
22 | Традиции, обычаи. День защитника Отечества. | 0,5 | Комбинированный | Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о папе и дедушке. |
23 | Мир профессий. Представления о профессиях. | 0,5 | Изучение нового материала | Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность. |
24 | Традиции, обычаи. Международный женский день. | 0,5 | Комбинированный | Знакомство с историей праздника и его традициями. Беседа о маме и бабушке. |
25 | Мир профессий. Представления о профессиях. | 0,5 | Изучение нового материала | Работа с художественными изображениями профессий. Ученик играет в ролевые игры, отображающие профессиональную деятельность. |
26 | Традиции, обычаи. Всемирный день воды. | 0,5 | Комбинированный | Упражнения с водой. Беседа о значимости воды в жизни человека. Просмотр видеоролика о воде. |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку | Тема, подтема | Коли-чество часов | Тип занятия | Виды деятельности учащегося |
27 | Страна. Природа моей страны. | 0,5 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик совместно с учителем создает макет страны с размещением на ней водоемов и лесов. Понятия: водоем, лес. |
28 | Страна. Представления о странах мира. | 0,5 | Изучение нового материала, комбинированный | Ученик обследует рельефное и художественное изображение карты мира, рассматривает ее глазами, знакомится с названиями нескольких стран. Ученик знакомится с климатическими особенностями разных стран, слушает образцы национальных языков нескольких стран. |
29 | Транспорт. Представления о подземном общественном транспорте. | 0,5 | Комбинированный | Ученик знакомится с художественным изображением подземного общественного транспорта, его назначении. Ученик слушает звуки метро. |
30 | Транспорт. Представления о междугородном общественном транспорте. | 0,5 | Комбинированный | Ученик знакомится с разнообразием междугородного общественного транспорта, назначением каждого из них. Ученик знакомится с основными особенностями междугороднего транспорта от городского транспорта. |
31 | Страна. Мой город - Санкт-Петербург. | 0,5 | Комбинированный | «Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. |
32 | Значимые события. Праздник День Победы. | 0,5 | Комбинированный | Понятие: День Победы, память. Слушание военных песен. Просмотр детского видеоролика о войне. Беседа о героях и подвигах. |
33, 34 | Страна. Мой город - Санкт-Петербург. | 1 | Комбинированный | «Виртуальная» экскурсия по Санкт-Петербургу (с учетом возможностей здоровья). Ученик с помощью учителя обследует руками макеты основных достопримечательностей города, знакомится с их историей. |
Учитель _____________ Клюева Т.Ю.