Урок окружающего мира для 2 класса. А.А. Плешакова
УМК. « Школа России»
Тема урока: В гости к зиме .
Цели: провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать за зимними природными явлениями; проводить исследование.
Оборудование: карточки со следами зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка, лупы, линейки; у учащихся - кормушки для птиц.
Предварительная подготовка: детей заранее предупреждают об экскурсии, чтобы они оделись по погоде; несколько учеников готовят сообщения о зимнем времени года; все учащиеся делают кормушки для птиц.
Ход урока
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно – замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
II. Актуализация знаний, определение темы и целей урока.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,
— Значит, к нам пришла… (зима)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
(О зиме)
- Правильно. Тема нашего урока: В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой»
- Ребята, какие цели поставим для работы на уроке, что мы должны узнать?
(Мы узнаем какие изменения в неживой и живой природе произошли с приходом зимы, как зимуют растения, животные; какие явления происходят зимой)
III. Открытие новых знаний
- Вспомните,какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)
-Что относится к живой природе? (Человек, растения, животные)
***Зимние месяцы.
В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие?
(декабрь, январь, февраль)
В старину декабрь именовали «ветрозим», полночь года, месяц бесконечных ночей и морозных орнаментов на окошках, а еще «снежень» — снежный.
Пословица гласит: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Январь прозвали «студень», самый прохладный и ветреный месяц в году. Солнце блестит ярче на ясном голубом небе, потому называют январь - просинец. Стоит меж декабрем и февралем, то есть разделяет зиму пополам, за то его именуют сечень.
В народе гласили: Январь – году начало, а зиме половина.
Февраль - «лютый», «бокогрей». Время снегов, злобных вьюг и первого тёплого солнца, поэтому ещё его называют «крутень». Февраль стоит на этапе – перед первым вешним месяцем мартом, меж весной и зимой. Из-за этого одно из названий февраля – «межа», то есть граница, грань.
В пословице говорится: Вьюги да метели под февраль прилетели.
Когда начинается зима?
***Изменения в неживой природе зимой
По календарю зима начинается 1 декабря, но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко стоит на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы — это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом, дни становятся короткими и холодными.
Сейчас мы отправимся в гости к довольно замечательному времени года. Я вас приглашаю в гости к зиме. Отправившись к зиме, мы проведём исследования за переменами в живой и неживой природе в это время года
- Ребята, давайте отгадаем загадки зимушки-зимы и определим самые главные ее приметы.
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег.)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед.)
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки.)
— Какие зимние явления природы вы наблюдаете? (Ответы учеников.)
(Учитель читает стихотворение о снеге.)
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес,
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
С. Державин
загадка:
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке – румяный, под луной он – голубой.
Он за ворот и в карманы залезает нам с тобой.
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, что же это, ты ответь!
Что видоизменилось в природе с наступлением зимы?
Какие зимние явления мы замечаем в неживой природе? Ребята, какие зимние явления в неживой природе вы знаете?
(снегопад, иней, буря, вьюга, метель, пурга, оттепель, гололедица, изморозь, сосульки)
- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
- Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы детей.)
Правильно, снег — это множество красивых снежинок.
(Сообщение ученика о снежинках.)
Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики — это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками.
(Учитель предлагает детям рассмотреть снежинки под лупой.
— Рассмотрите снежинку. Правда, она очень красивая? Как звездочка, прилетевшая с неба. (они не похожи друг на друга)
Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки ложатся неплотно друг к другу, поэтому снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый. Снежинки состоят на 95% из воздуха, поэтому так медленно падают.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие снежинки. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в белые плотные шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа.
Иногда они лепятся друг к другу и образуют хлопья.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится воздух.
— Кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучи снежинок.)
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным. А тут еще пригревает солнце и ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. Cнег подтаивает, делается мокроватым и просто лепится А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Это наст.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
Снегопад при сильном ветре именуется метелью. Cнег кружится, несётся по воздуху и по земле. «Вьюююууу… вьюююуу…» - завывает вьюга. У домов, заборов, деревьев вихрь наметает сугробы.
В это время мы можем наблюдать туман, снегопад, лед, иней, гололедицу, изморозь, вьюгу. Это зимние явления природы.
Показавшаяся на время теплой погоды вода и растаявший cнег леденеют. На дорогах появляется гололёд. В это время пешеходам и автовладельцам автомашин надобно быть более аккуратными.
Достаточно часто зимой на деревьях и проводах появляется лохматая снежная бахрома. Это изморозь. Потрясающе изящным делается всё кругом! Тем более прекрасно в это время в лесу и в парке. загадку:
Давайте тихо полюбуемся красотой зимнего леса и подумаем, каким должно быть настроение человека, любующегося красотой родной природы. От какого слова происходит слово «любоваться»? Любуются тем, что нравится, что любят... Если вы научитесь видеть красоту родной природы, любоваться ею, она щедро наградит вас своими волшебными силами, поднимет настроение, укрепит здоровье.
***Давайте сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (Дети делают вывод)
***- Что возможно проследить зимой в живой природе?
*** Образ жизни людей зимой.
- Ребята , а как меняется жизнь людей с приходом зимы? (Люди приобретают тёплую одежду, обувь, отапливают свои жилища, не забывают про здоровый образ жизни зимой — хорошая еда, занятия зимними видами спорта, укреп-ляют своё здоровье)
- Как зимой укреплять здоровье? (Витамины, закаливание, экологически чистая вода и еда)
- Какие правила дорожно-транспортной безопасности в зимний период вы знаете? (Главное правило поведение на дороге зимой — удвоенное вни-мание и повышенная осторожность! Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Переходить только шагом и быть вниматель-ным!
***Зимняя жизнь растений. Зима – сложный этап в жизни растений и животных.
На какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы)
Какие бывают деревья?(лиственные и хвойные)
Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
(зимой на лиственных деревьях нет листьев, они как -бы спят, а у хвойных хвоинки остаются)
Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми. Но они живы! В этом легко убедится, если рассмотреть почку растения. Снаружи она покрыта плотными чешуйками. Раздвиньте их и увидите маленькие зеленые листочки. Чешуйки надежно защищают их от мороза и высыхания. Листочки сидят на крошечном стебельке, который тоже спрятан внутри почки. Зимой все дерево как будто спит, но придет весна, и из почек вырастут молодые стебли с листьями.
На некоторых деревьях и кустарниках зимой остались сухие листья. Особенно много их на отдельных дубах. Эти дубы называют «зимними».
Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике — на зиму сохраняются плоды.
Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.
Какую роль выполняет снег для этих растений?
(снег укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.
-Правильно, снег для травянистых растений — теплое пуховое одеяло. Он укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов. Учёные измерили температуру воздуха над снежным покровом и под снежным покровом и установили, что под снежным покровом жар выше на 17-20°С.
— А где снега больше? На открытой местности или под деревьями? (Учебник стр.131.)
IV. Физминутка
*** Секреты животного мира
— Как встречают зиму разные животные?
Оказывается, снег не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остаются голова и спина с густой шерстью. Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
Выступление детей:
1. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом
2. В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, сухую траву, правда, не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. День заяц проводит в укромных местах – под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит не закрывая глаз. Он легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие – сзади.
Сравнение зайца - беляка и зайца - русака
Сходство: Длинные уши, мощные задние лапы, едят растительную пищу, летом они имеют один цвет - серый.
Различия: Русак крупнее беляка, у него длиннее уши, он быстрее бегает. Русак и зимой и летом серого цвета, зимой он лишь светлее, а беляк зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название, лишь кончики ушей остаются чёрными. Летом хвост у русака сверху чёрный, а у беляка светлый. Заяц - русак живёт в полях, степях. Заяц - беляк живёт в лесу. Беляки кормятся тонкими веточками осины, берёзы. Русаки предпочитают травянистую растительность летом, зимой - сухую траву.
3. Лиса ловит зайцев, особенно зайчат. Но главная её пища –мелкие грызуны: мыши и полевки. Такую охоту называют мышкованием. Мышиный писк лиса слышет за 100 м – такой отличный у неё слух. От непогоды и от врагов прячется в норе, которую устраиваю на склоне оврагов и холмов
4.До того, как прилечь в берлогу, косолапый мишка путает собственные следы. Берлогу, выкопанную где-либо под корнями дерева, он выстилает травкой, сухим папоротником ещё до первого снегопада. Ложится косолапый мишка головой к пролазу, прикрывает морду лапой и дремлет. В это время он еды не ест, а живёт за счёт скопленного жира. Молвят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит ветхая грубая кожа, а молоденькая тёплая нуждается в согревании. От этого косолапый мишка и облизывает подошвы жарким языком, причмокивая губками. Вот и кажется, что он сосёт лапу. В случае, если медведя пробудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает довольно небезопасен. Его называют медведь–шатун.
5.Как зимуют рыбы?Ледяной коркой покрыл холод пруды, речки, озёра.
В глубочайшем затишье на речном дне дремлют рыбы. В самых основательных пространствах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без перемещения.
Непросто зимой рыбам. Воздух не протекает сквозь лёд в воду. Рыбам становится непросто дышать и они имеют все шансы погибнуть. Поэтому зимой во льду делают проруби. Для того чтобы вода в проруби быстро не подмерзала, в неё кладут пучки травы и сверху присыпают снежным покровом. Сквозь cнег и траву воздух отлично протекает в воду.
6. Рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже — ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20—30 см. Угнездившись, птица закрывает ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Такие ночевки устраивают себе и большие синицы.
Особый разговор у нас будет о зимующих птицах.
— Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей.)
- Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Тельце птицы хитроумно устроено, и весомую роль в нём играют перья, их бывает несколько слоев. Большие перья на крыльях могут помочь птице летать, защищают тело и придают ему форму. Пух под перьями греет тело. Перья хвоста дают возможность птице содержать равновесие, создавать повороты, остановки.
— Посмотрите на рябину. Кого вы увидели? (Снегирей.)
— Правильно, это снегири. Кто может рассказать о них? (
Ответы детей.)
Еще любит полакомиться ягодами рябины свиристель.
(Сообщение ученика о свиристели.)
Свиристели прилетают к нам из северных стран и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.
— Каких птиц еще можно встретить зимой? (Ответы детей.)
Клёст живёт в хвойных лесах. Нос у клестов адаптирован к питанию семенами шишек, вследствие этого верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка серовато-зелёная. Эти птицы выводят собственных птенцов зимой, т.к. зимой для них большое количество корма.
Синица – это ловкая шустрая пташка. Она не улетает на зимовье в тёплые края. Гнездо, как правило, организует в дуплах деревьев. Зимой кушает всё: и крошки хлеба, и овощи варёные. Но более всего предпочитает несолёное сало.
— Птицы нуждаются в нашей помощи. Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей.)
— Давайте повесим кормушки для птици положим корм.
(Дети вешают кормушки.)
Сейчас мы сделали доброе дело, но не забывайте взять с собой корм для птиц, когда отправляетесь на прогулку с родителями.
V. Работа с учебником
— Давайте внимательно посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите? (Ответы детей.)
— Следы каких животных вам знакомы? Учебник стр.133
Почерк белки разобрать легко и просто. Она короткими передними лапками обопрется, длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький — две точки. А от задних - как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.
Лисий следок похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.
Волчий след тоже похож на след собаки, только большой. Разница та же — лапа у волка сжата в комок.
У мышей почерк мелкий, но тоже простой. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.
Вот след сороки: от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого прямая черточка.
Разбираясь в следах животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне.
*** Невидимые связи в зимнем лесу
— Связаны ли между собой растения и животные? Как? (Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.)
— Рассмотрим эту связь на примере ели и животных.
Ель — одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса. Как связана жизнь животных с елью? (Примерный ответ. Животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей. Клесты строят зимой на ели гнезда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.)
Существует также связь между животными — друзьями ели. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем ее бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать их с деревьев. Приведенные факты показывают косвенные связи, которые складываются между животными. Вот как интересна жизнь зимнего леса, как сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.
Итак, мы убедились, что ель служит укрытием для животных и обеспечивает их питанием. Но скоро Новый год. По обычаю люди идут в лес и срубают для празднования Нового года сотни, тысячи елок. Человек, стремясь украсить свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
— Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, убежища, места для гнезда и т. д.)
Да, человек вредит природе. И прежде чем придет Новый год, ребята, подумайте над тем, стоит ли приобретать настоящую елку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной.
VI.Рефлексия. Итог урока. Вот и подошёл к концу наш урок.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Ответы детей)
- Как вы думаете, удалось ли нам ее достичь?
А теперь сюрприз. Зима - время чудес. А чудеса приходят невидимо. Закроем глазки. Представим себе снегопад.(В это время незаметно учитель раскла-дывает снежинки ученикам на парты).
- На столах у вас лежат снежинки. Если вы довольны своей работой и усвоили материал урока, то нарисуйте ей улыбку.
Если вы не очень довольны своей работой, то можете нарисовать грустную улыбку.
На перемене мы устроим снегопад, прикрепим свои снежинки к окну.
VII. Домашнее задание.
Учебник стр. 130-133, вопросы 1-3
Урок окончен. Спасибо!
.
.
.