Тема: «Лиственные и хвойные деревья»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Деревья».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать грамматический строй речи, образуя относительные прилагательные;
-закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
Коррекционно-развивающие:
- продолжать обучать детей связному высказыванию;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
-совершенствовать умения в словообразовании с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- развивать речевое дыхание;
- развивать внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки с изображением деревьев, разрезные картинки, игрушка белка, мягкий мяч, засушенные листья, изображение дерева по частям.
Ход работы
I.Орг. момент
1) какое сейчас время года? (осень).
-Какая осенью бывает погода? напечатай.
(холодная, ветряная, теплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, дождливая, грустная).
II.Основная часть
2) Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
-О чем это стихотворение? (О дереве).
3) Загадки.
Клейкие почки,
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч.
Не боюсь, ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит. (осина)
4) Беседа о деревьях.
-мы напечатали какие названия деревьев?
-А чем все деревья похожи? Какие части у них есть?
-У дерева есть корни. У дерева есть ствол. И т.д.
- А чем деревья отличаются?
-У одних деревьев растут листочки, у других иголки.
-Как мы называем деревья, на которых растут листья? (Это лиственные деревья.) Напечатаем.
-А как мы называем деревья, на которых растут иголки? (Это хвойные деревья). Напечатаем.
5) Лесной гость.
-К нам в гости пришла БЕЛКА.
-Где она живет?
-В лесу, в дупле дерева.
Белка к нам торопилась и немного устала. Давай передохнем и сделаем физминутку.
Мы листики осенние, Сидят на корточках.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер- полетели. Подули на листочки в руках.
Мы летели, мы летели Побежали тихонько по кругу.
И на землю тихо сели , Присели.
Ветер снова набежал Подули на листочки.
И листочки все поднял. Встали,
Повертел их, покрутил Вращаем кистями рук, покружились
И на землю опустил. вокруг себя.
Присели и накрыли себя
листочками.
6) «Назови ласково».
-Белка любит, когда ее называют ласково- Белочка.
-А как мы называем деревья ласково? (Печатаем).
Ель дуб клен
Сосна ива осина
Рябина тополь липа
Береза каштан
7) Белочка любит считать деревья в лесу. Давай ей поможем.
8) «Вставь пропущенное слово».
Белочка так к нам спешила, что уронила в снег очень важный конверт.
Слова размылись и ничего не понятно. Поможем восстановить текст.
Рассказ о березе.
Это береза. У нее тонкий, стройный…(белый) ствол. На ветках …(листья) округлой формы. Питается береза с помощью …(корней). Береза- это большое лиственное…(дерево). Весной на березе появляются…(почки), которые… (превращаются в листочки). Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья … (желтеют и опадают). Зимой голые ветки покрыты…(снегом). В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. (Слова в скобочках даю, чтоб вставить их в пропуски)
-Читаем получившийся рассказ.
-А для чего нужны деревья?
-Деревья очищают воздух, на них живут птицы, они создают тень от солнца.
-Молодец!
III. Итог.
-Понравились задания белочки?
-А что мы сегодня делали?
-О чем говорили?
-Что составляли из частей?
Рассказ о березе.
Это береза. У нее тонкий, стройный… ствол. На ветках … округлой формы. Питается береза с помощью … . Береза- это большое лиственное.. . Весной на березе появляются… , которые превращаются в … ). Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья… ). Зимой голые ветки покрыты… . В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.