Выполнила:
студентка группы ПНК-4Б
Ледяева Олеся
Практическая работа №2
Паспорт педагогического опыта
1. Автор опыта: Терлецкая Наталья Владимировна
2. Адрес опыта: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» р.п. Красные Баки, Нижегородская область.
3. Тема опыта: Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе
4. Аннотация опыта:
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Встаёт вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения учеников? Как сделать так, чтобы дети самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, показывать высокие результаты по предмету? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата, чтобы за годы учебы в начальной школе дети радовались познанию нового, появлялась уверенность в своих возможностях? Ответ есть: учиться быть современным учителем. Вот в этом то и заключается важность профессии.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Концептуальность. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, Наталья Владимировна старается пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому Наталья Владимировна превращает свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися; отбирает наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников; мыслительную деятельность ребят стимулирует различными средствами и приемами; использует методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Также Наталья Владимировна старается вовлекать детей в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых, они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, будут способны выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, использовать современные средства информатизации.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование разных технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Благодаря образовательным технологиям закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших детей. Современному учителю необходимо использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
За годы работы, находясь в постоянном творческом поиске, Наталья Владимировна научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания ее учеников соответствовали современным требованиям образования, Наталья Владимировна использует такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологии уровневой дифференциации, технологии развития критического мышления (ТРКМ), здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
В педагогической деятельности Наталья Владимировна активно использует технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Использует следующие задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации.
Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои проекты. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей, а деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
В своей работе Наталья Владимировна использует ТРКМ для организации работы с текстовой информацией. Приемы данной технологии позволяют научить детей мыслить критически. А это значит:
Проявлять любознательность;
Ставить перед собой вопросы;
Осуществлять планомерный поиск ответов;
Вскрывать причины и последствия фактов;
Сомнение в общепринятых истинах;
Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами;
Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление;
Использовать исследовательские методы в получении информации.
Наталья Владимировна использует в процессе обучения и здоровьесберегающие технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Эффективным методом работы в данном направлении Наталья Владимировна считает проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает Наталье Владимировне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
5. Результативность опыта : Результатом применения вышеперечисленных технологий можно назвать следующее:
Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
Формированию личностных качеств ученика,
Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Наталья Владимировна считает, что данный педагогический опыт актуален, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
6. Транслируемость опыта работы: Опыт работы Натальи Владимировны может быть использован учителями начальных классов; учителями – предметниками, принимающими пятый класс, с целью преемственности в образовании. В целях обмена опытом с коллегами, Наталья Владимировна проводит открытые уроки, выступает на семинарах. С целью повышения педагогического мастерства и распространения собственного педагогического опыта Наталья Владимировна создала свой мини - сайт на портале «Социальная сеть работников образования nsportal.ru и личный сайт на infourok.ru.