Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №110»
Коминтерновского района городского округа города Воронежа.
План самообразования.
По теме «Роль загадки в воспитании дошкольника».
Воспитатель БКК:
Быстрянцева Н.Ю.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника,
объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью
произведений русского фольклора.
Актуальность темы:
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка
развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно,
помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка
используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и
воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его
действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы
труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.
Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству,
родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно
приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным
средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой,
мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку,
нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать,
сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные
стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает
у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную
активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне
осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию
наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о
существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием
загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой
логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение
самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей
интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что?
Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком
предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем
виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на 2021/2022 год.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки», В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор» Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре» М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7. | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных. | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». |
Февраль | Загадки о природе, природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». |
Март | Придумывание загадок детьми. | Коллективное оформление книги «Загадки». |
Апрель | Загадки о транспорте. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | | Папка - передвижка «Загадки из детства». |
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. |
Май | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. | |
Самореализация | Февраль | Выступление на педсовете «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. | |