СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа в 1 классе курса «Физическая культура» составлена на основе требований Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с ОВЗ,  программы  В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для  подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре в 1 классе»

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 11»


«Рассмотрена»

На заседании МО учителей

_____________/Шишканова С.Е./


Протокол № ___


от «__» __________20_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР


_____________/Пушкарева Л.И./



«__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор


_____________/Крымзина С.М./


Приказ № ___


от «__» __________20 г.





Рабочая программа по физической культуре

в 1 классе

Разработала учитель

КГКСКОУ ШИ № 11

Капустина Наталья Васильевна

2016-2017 учебный год


п. Ванино


Пояснительная записка

  1. Цели и задачи программы

Рабочая программа курса «Физическая культура» составлена на основе требований Стандарта ФГОС для детей с ОВЗ (умственная отсталость), примерной АООП для детей с ОВЗ, программы В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительных, 1-4 классов» М.: «Просвещение» 2009. Данная программа соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.

Физическая культура является составной частью образовательногопроцесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно- развивающие и лечебно-оздоровительные задачи.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи сумственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимаетодно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся ксамостоятельной жизни, производительному труду, воспитываетположительные качества личности, способствует социальной интеграциишкольников в общество.

Цель программы обучения заключается: во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физическойкультуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширениииндивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Задачи программы обучения:

― коррекция нарушений физического развития;

― формирование двигательных умений и навыков;

― развитие двигательных способностей в процессе обучения;

― укрепление здоровья и закаливание организма, формированиеправильной осанки;

―раскрытие возможных избирательных способностей и интересовребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурнойдеятельности;

― формирование и воспитание гигиенических навыков привыполнении физических упражнений;

― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,навыков здорового и безопасного образа жизни;

― поддержание устойчивой физической работоспособности надостигнутом уровне;

― формирование познавательных интересов, сообщение доступныхтеоретических сведений по физической культуре;

― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическимиупражнениями;

― воспитание нравственных, морально-волевых качеств(настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

― обогащение чувственного опыта;

― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

― формирование навыков общения, предметно-практической ипознавательной деятельности.

Место учебного предмета «Физическая культура».

На изучение предмета«Физическая культура» в 1 классе отводится 3 часа в неделю, что соответствует 99 часам в год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Предметные результаты по окончании 4 класса

Минимальный уровень:

  • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

  • знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

  • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

  • представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд;

  • под счёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

  • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

  • знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.


Достаточный уровень:

  • практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

  • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики; владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

  • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

  • подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

  • совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

  • оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

  • знание спортивных традиций своего народа и других народов; знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической

  • деятельности;

  • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

  • знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

  • соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях


Предметные результаты по окончании 1 класса:

  • Общие теоретические сведения. Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека.

Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.

  • На уроках лёгкой атлетики знать: что такое ходьба, бег, прыжки, метания, как вести себя на занятиях лёгкой атлетикой.

  • На уроках гимнастики знать: что такое шеренга, колонна, круг. Где правая и левая сторона, верх и низ. Что называется гимнастическим упражнением и названия снарядов. Правила поведения на уроках гимнастики.

  • На уроках подвижных игр и игр коррекционной направленности знать: правила и поведение во время игры.

  • На уроках лёгкой атлетики уметь: чередовать бег с ходьбой, подпрыгивать на одной и двух ногах, метать мячи одной рукой с места, мягко приземляться при прыжках.

  • На уроках гимнастики уметь:

  • ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу, пройти по гимнастической скамейке, выполнить задание по словесной инструкции учителя, выполнить общеразвивающие упражнения в определённом темпе.

  • На уроках подвижных игр и игр коррекционной направленности уметь: целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.



 Личностные результаты:

1.Осознавать себя как обучающегося, заинтересованного посещением школы, обучением.

2. Принимать новый статус «обучающегося», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного

отношения к школе, принимать образ «хорошего обучающегося».

3. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

4. Выполнять правила безопасного поведения в школе.

5. Адекватно воспринимать оценку учителя.

·         Учебно-тематический план

Содержание учебной программы в 1 классе

Рабочая программа состоит из разделов:

1.«Знания о физической культуре».

2. «Гимнастика».

3. «Лёгкая атлетика».

4. «Игры».

Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. В 1-4 классах два раза в год (в сентябре и мае) проводитсяучёт показателей физической подготовленности учащихся в беге на 30 м, прыжках в длину сместа, гибкости.





Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся в 1 классе

Содержание учебного предмета

Характеристика деятельности обучающихся

1.

Знания о физической культуре

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.
Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.
Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.

2.

Гимнастика с основами акробатики





Строевые упражнения




Общеразвивающие упражнения без предметов





Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами


Элементы акробатических упражнений



Лазанье





Висы


Равновесие



Переноска грузов


Основная стойка.

Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Построение в одну шеренгу, равнение по разметке. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.


Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам. Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»


Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.



Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами.



Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.


Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке. Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.


Упор в положении присев и лежа на матах.


Ходьба по коридору шириной 20 см. Стойка на носках (3—4 с). Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении.

Перенос набивного мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок. Флажков. Обручей. Гимнастической скамейки, мата (вчетвером).

3.

Лёгкая атлетика


Ходьба







Бег



Прыжки






Метание



Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе. Ходьба парами, взявшись за руки. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба в чередовании с бегом.


Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений. Перебежки группами и по одному. Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба)


Прыжки в длину с места (с широким использованием подводящих, различных по форме прыжков).

Прыжки в высоту с места (подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета); подпрыгивание вверх на небольшое возвышение.


Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его. Броски и ловля малых мячей. Метание малого мяча с места правой и левой рукой. Броски и ловля волейбольных мячей. Метание колец на шесты.

4.

Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Прыжок в длину с места в ориентир. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий.

5.

Игры


Подвижные игры


Коррекционные игры



Игры с элементами общеразвивающих упражнений


Игры с бегом и прыжками



Игры с бросанием, ловлей и метанием


Подвижные игры


Игры зимой



«Слушай сигнал», «Космонавты»


«Запомни порядок», «Летает — не летает», «Хоп, стоп, раз»



«Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал», «Удочка», «Мы — солдаты»



«Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки», «Быстро по местам!», «Кошка и мышки», «Десяточки»


«Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали — тот и ловит»



По выбору учащихся


«Снайпер», «К Деду Морозу в гости»



Календарно – тематическое планирование

( 1 класс) 99 часов

1 четверть

27 часов (3 часа в неделю)


урока


Тема урока




Кол-во часов


Вид контроля


Дата проведения

Раздел программы «Знания о физической культуре»



1


Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.

Подвижные игры.



1





2

Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.

Подвижные игры.




1





3

Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Комплекс УГГ.

Подвижные игры по выбору учащихся.


1



Раздел программы «Гимнастика»


4

Строевые упражнения: построение в колонну по одному, равнение в затылок; построение в одну шеренгу, равнение по разметке; основная стойка.



1




5

Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки.

Подвижная игра «Карусель».


1




6

Размыкание на вытянутые руки в шеренге, в колонне. Повороты по ориентирам.

1



7

Выполнение команд: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!»

1



Раздел программы «Лёгкая атлетика»

8

Ходьба по заданным направлениям в медленном темпе.


1



9

Ходьба парами, взявшись за руки.


1



10

Ходьба с сохранением правильной осанки, на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.

1



11

Ходьба в чередовании с бегом.

1



12

Медленный бег с сохранением осанки, в колонне за учителем с изменением направлений.

1



13

Перебежки группами и по одному 15 – 20 м.


1



14

Чередование бега с ходьбой до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба).


1



15

Бег 30 м.


1

Тестирование


16

Прыжки в длину с места: перепрыгивание через шнур, лежащий на полу.

1



17

Прыжки в длину с места: перепрыгивание через «ручеёк».


1



18

Прыжки в длину с места.


1

Тестирование


19

Прыжки в высоту с места (подпрыгивание вверх на месте с касанием рукой предмета).

1



20

Прыжки в высоту с места: подпрыгивание вверх на небольшое возвышение.

1



21

Упражнения с большим мячом: бросок и ловля мяча над собой.


1



22


Упражнения с большим мячом: бросок и ловля мяча в парах.



1



23


Подготовка кистей рук к метанию. Упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его.

1



24

Произвольное метание малых и больших мячей в игре «Кого назвали, тот и ловит», «Догони мяч».


1



25

Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.


1



26

Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь.


1

Тестирование


27

Подвижные игры по выбору учащихся.


1













Календарно – тематическое планирование

2 четверть.

21час (3 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

Раздел программы «Гимнастика»


28

Правила поведения на уроках гимнастики. Комплекс УГГ.

Подвижные игры по выбору учащихся.



1



Общеразвивающие упражнения без предметов

29

Основные движения рук и ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.

1



30

Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук.

1



31

Дыхательные упражнения.


1



32

Упражнения для формирования правильной осанки.


1



33

Комплекс общеразвивающих упражнений.


1



34

Комплекс корригирующих упражнений.


1



Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами

35

Комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой.


1



36

Комплекс общеразвивающих упражнений с флажками.


1



37

Комплекс общеразвивающих упражнений с малым обручем.


1



38

Комплекс общеразвивающих упражнений с большим мячом.


1



39

Комплекс общеразвивающих упражнений с малым мячом.


1



Элементы акробатических упражнений

40

Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях.


1



41

Перекаты в положении лежа в разные стороны.

1



42

Передвижение на четвереньках по коридору шириной 20—25 см, по гимнастической скамейке.


1



Лазанье

43


Произвольное лазанье по гимнастической стенке, не пропуская реек.

1



44

Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.


1



Висы

45

Упор в положении присев и лежа на матах.


1



Равновесие

46

Ходьба по коридору шириной 20 см.Стойка на носках (3—4 с).


1



47

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.


1



48

Кружение на месте и в движении. Упражнения для формирования правильной осанки.

1






Календарно – тематическое планирование

3 четверть

28 часов (3 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения

Раздел программы «Игры»

49

Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр.

Комплекс УГГ.

Подвижные игры по выбору учащихся.

1



50

Подвижные игры«Слушай сигнал», «Космонавты»


1



51

Подвижные игры«Кого назвали, тот и ловит», «Охотники и звери».


1



52

Коррекционные игры«Запомни порядок», «Летает — не летает»


1



53

Игры с элементами общеразвивающих упражнений«Вот так позы!», «Совушка», «Слушай сигнал».


1



54

Игры с бегом и прыжками«Гуси-лебеди», «Прыгающие воробушки».

1



55

Игры с бросанием, ловлей и метанием «Метко в цель», «Догони мяч».


1



56

Игры с элементами общеразвивающих упражнений«Удочка», «Мы — солдаты».


1



57

Игры с бегом и прыжками«Быстро по местам!», «Кошка и мышки».



1



58

Игры с бросанием, ловлей и метанием«Кого назвали — тот и ловит», «Охотники и звери».


1



Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений)

59

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).


1



60

Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру.

1



61

Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем.

1



62

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами.

1



63

Ходьба по ориентирам, начерченным на полу.


1



64

Прыжок в длину с места толчком двух ног в ориентир.


1



65

Ходьба на месте в шеренге до 9 с, вторично – до 10 с.


1



66

Речевые упражнения с одновременным выполнением действий.


1



67

Игровое упражнение «Хоп, стоп, раз».

1



Раздел программы «Гимнастика»

Переноска груза

68

Перенос набивного мяча до 1 кг различными способами.


1



69


Перенос гимнастических палок, флажков.


1



70


Перенос обручей, гимнастической скамейки.

1




71


Перенос мата (вчетвером).

1






72

Прыжки через короткую скакалку.


1

Тестирование



73

Броски набивного мяча сидя ноги врозь.


1

Тестирование


74

Поднимание туловища.

1

Тестирование



75

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

1

Тестирование



76

Подвижные игры по выбору учащихся


1
















Календарно – тематическое планирование

4 четверть

23 часа (3 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Дата проведения


Раздел программы «Знания о физической культуре»

77

Правила поведения на уроках лёгкой атлетики.Одежда и обувь для занятий физкультурой.

Комплекс УГГ. Подвижные игры по выбору учащихся.


1



Раздел программы «Лёгкая атлетика»

78

Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала.

1



79

Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.

1



80

Ходьба в чередовании с бегом.


1



81

Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении.

1



82

Бег 30 м.


1

Тестирование


83

Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд, назад, направо, влево.

1



84

Перепрыгивание через набивной мяч.


1



85

Прыжки с ноги на ногу на отрезках 10 м.


1



86

Подпрыгивание вверх на месте с захватом висящего предмета (мяча).

1



87

Прыжки в длину с места.


1

Тестирование


88

Наклоны туловища вперёд сидя ноги врозь.


1

Тестирование


89

Броски и ловля волейбольных мячей.


1



90

Метание колец на шесты.


1



91

Произвольное метание малых и больших мячей в игре.


1



92

Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.


1



93

Метание с места малого мяча вдаль.


1



94

Прыжки через короткую скакалку.


1

Тестирование


95

Броски набивного мяча сидя ноги врозь.


1

Тестирование


96

Поднимание туловища.


1

Тестирование


97

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.


1

Тестирование


98

Игровое упражнение со скакалкой «Десяточки».


1



99

Подвижные игры по выбору учащихся.


1








Контрольно – измерительные материалы


Девочки

Мальчики

Показатели

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа


4


7


10


6


13


17

Поднимание туловища (30 с)

9

15

19

8

15

20

Прыжок в длину с места

96

120

137

108

134

145

Бег 30 м


7,6

7

6

7,5

6,6

5,6

Броски набивного мяча

214

244

280

234

262

291

Наклон вперёд


2

7,5

12,5

1

4

9


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  2. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно – развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. –М.: ТЦ Сфера, 2003.

  3. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997.

  4. Матвеев А.П. Учебник для 1 класса «Физическая культура». - М.: Издательство «Просвещение», 2011.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Мячи (малые, большие, волейбольные), гимнастические скакалки, обручи малые, гимнастические палки, флажки, мешочки с песком, кольцеброс, набивные мячи, гимнастические маты, баскетбольные кольца, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, плакаты, бубен, погремушки, музыкальный центр.