Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надейковичская средняя школа имени И.П.Гоманкова».
Согласно учебному плану индивидуального обучения во 2 классе на изучение русского языка отводится 68 часов в год. Для достижения планируемых результатов количество учебных часов, предусмотренных примерной программой по русскому языку, сокращено за счёт объединения тем. Срок реализации рабочей программы - 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действитель в соответствии с содержанием учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) Фонетика. (12 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Слово и предложение.
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
Состав слова. Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Лексика. Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текс та (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
| «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) Фонетика (12 часов) | |
1. | Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки и их буквы. | |
2. | Ударные и безударные гласные звуки в слове. | |
3. | Стартовая диагностика. | |
4. | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. | |
5. | Звонкие и глухие согласные звуки в конце слова. | |
6. | Входная контрольная работа. | |
7. | Учимся писать сочетания жи-ши. | |
8. | Учимся писать сочетания ча-ща, чу-щу. Словарный диктант. | |
9. | Разделительный мягкий знак (ь). | |
10. | Слог.Учимся переносить слова. | |
11. | Контрольный диктант по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слова» | |
12. | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | |
| Слово и предложение (3 ч) | |
13. | Слово. Слова, называющие предмет. | |
14 | Слова, называющие признаки и действия предметов. Слово и предложение. Списывание. | |
15. | Восклицательные и невосклицательные предложения. | |
| Состав слова (11 ч) | |
16. | Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Словарный диктант. | |
17. | Неизменяемые слова. | |
18. | Вспоминаем правило написания заглавной буквы. | |
19. | Корень как часть слова. Контрольный словарный диктант. | |
20. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | |
21. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | |
22. | Корень как общая часть родственных слов. | |
23. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | |
24. | Контрольный диктант по темам: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»; «Перенос слов»; «Безударные гласные в корне слова». | |
25. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. | |
26. | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Проверочная работа | |
| Лексика. Правописание ( 25 часов) | |
27. | Однокоренные слова. | |
28. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант. | |
29. | Учимся писать буквы согласных в корне слова. | |
30. | Корень слова с чередованием согласных. | |
31. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | |
32. | Контрольная работа за первое полугодие. | |
33. | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | |
34. | Суффикс как часть слова. Значение суффиксов. | |
35. | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант. | |
36. | Контрольный диктант по теме «Правописание согласных в корне слова». | |
37. | Значение суффиксов. Учимся писать слова с суффиксами -ёнок, -онок. | |
38. | Учимся писать слова с суффиксами -ик, -ек, -ость. Значение суффиксов. | |
39. | Образование слов при помощи суффиксов. | |
40. | Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов. | |
41. | Приставка как часть слова. | |
42. | Значение приставок. | |
43 | Учимся писать приставки. Различаем приставки с буквами о, а. | |
44. | Образование слов с помощью приставок. | |
45. | Учимся писать разделительный твердый знак. Словарный диктант. | |
46. | Различаем слова с разделительными Ь и Ъ знаками. | |
47. | Как образуются слова. Основа слова. | |
48. | Учимся разливать предлоги и приставки. Словарный диктант. | |
49. | Повторяем состав слова, правописание частей слова. | |
50. | Слово и его значение. | |
51. | Проверочная работа по темам «Состав слова. Приставки. Образование слов». | |
52. | Текст. Заголовок текста. Списывание. | |
53. | Как сочетаются слова. Значение слова в словаре и тексте. | |
54. | Контрольный диктант по темам «Правописание разделительных знаков ъ и ь, приставок и предлогов». | |
| Развитие речи (14 часов) | |
55. | Учимся озаглавливать текст. Слова однозначные и многозначные. | |
56. | Как строится текст. Окончание текста. | |
57. | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольный словарный диктант. | |
58. | Слова – синонимы. Сочетание синонимов с другими словами. | |
59. | Как строится текст. Начало текста. Последовательность предложений в тексте. | |
60. | Слова -антонимы. Сочетания антонимов с другими словами. | |
61. | Слова исконные и заимствованные. | |
62. | Абзац, последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев. | |
63. | Повторение. Что ты знаешь о лексическом значении и составе слова? Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. | |
64. | Учимся составлять план текста. Фразеологизмы. Устаревшие слова. | |
65. | Текст- описание. Составляем текст по плану. | |
66. | Особенности текста - повествования. Контрольный словарный диктант. | |
67. | Текст –рассуждение. | |
68. | Промежуточная аттестация в форме итогового контрольного диктанта. | |