СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка фрагмента урока чтения. Знакомство со звуками [з"], [з]. Знакомство с буквой З

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка фрагмента урока чтения. Знакомство со звуками [з"], [з]. Знакомство с буквой З»

Разработка фрагмента урока чтения

«Выделение звука (звуков) и знакомство с буквой»

Методические рекомендации

I. Выберите разворот страниц «Азбуки», соответствующий уроку 1-го типа

стр. 91 – стр. 92

II. Сформулируйте тему урока

Тема «Знакомство со звуками [з], [з’]. знакомство с буквой З»

III. Составьте план урока

  1. Организационный момент (развитие речевого аппарата): артикуляционная разминка / дыхательная гимнастика / работа над дикцией (конкретные упражнения);

  2. Актуализация знаний:

  1. Проверка домашнего задания;

  2. Упражнения в чтении слогов;

  3. Игра «Звуковое лото»;

  1. Постановка познавательной задачи урока:

  1. Создание проблемной ситуации (загадки);

  2. Постановка учебной задачи;

  3. Сообщение темы и цели урока;

  1. Знакомство с новыми звуками:

  1. Рассматривание предметной картинки. Работа над значением опорных слов;

  2. Звуко-слоговой анализ слов «зима» и «изба»;

  3. Выделение нового звука [з], его характеристика;

  1. Работа по развитию речи:

  1. Чистоговорки;

  2. Физминутка. Артикуляционная гимнастика (конкретные примеры);

  1. Знакомство с новой буквой. Продолжение работы по новой теме:

  1. Выделение второго звука [з’], его характеристика;

  2. Сопоставительный анализ выделенных звуков: отыскание общих признаков, установление различий;

  3. Распознавание новых звуков в других словах;

  4. Знакомство с новой буквой;

  1. Закрепление изученного на уроке. Упражнения в чтении:

  1. Чтение слогов: зы – за – зо – зе – зи и слов в столбиках;

  2. Чтение отрывка из сказки «Лиса и заяц»;

  3. Чтение рассказа «Мимоза» по предложениям. Игра «Лето или зима»;

  1. Подведение итогов;

  2. Задание на дом;

  3. Рефлексия.

IV. Проанализируйте разворот страниц и выберите фрагмент страницы, предназначенный для знакомства со звуком (звуками) и буквой

V. Раскройте методику проведения этапа урока «Знакомство с новым звуком (звуками) и буквой» – выберите нужные вопросы и задания, напишите ответы учащихся

  1. Выделение звука (звуков)

У: На полях найдите предметную картинку. Что на ней изображено?

Д: Зима и изба.

У: Произнесем слова хором. Три – четыре:

Д: «Зима», «изба» (*произнесение слов вслух хором*).

У: Разделим слово на слоги. Произнесем его по слогам, прохлопывая*

Д: «Зи – ма», «из – ба».

У: Сколько слогов в словах «зима» и «изба»?

Д: В словах «зима» и «изба» по два слога.

У: произнесем хором первый слог. Три – четыре:

Д: «зи» в слове «зима» и «из» в слове «изба».

У: Из чего состоит первый слог?

Д: В слове «зима» первый слог «зи» состоит из двух букс и двух звуков: «з» – [з’], «и» – [и]. в слове «изба» слог «из» состоит из двух букв и двух звуков: «и» – [и], «з» – [з].

У: Из чего состоит второй слог?

Д: В слове «зима» второй слог «ма» состоит из двух букв и двух звуков: «м» – [м], «а» – [а]. В слове «изба» второй слог «ба» состоит из двух букв и двух звуков: «б» – [б], «а» – [а].

У: Рассмотрите схему слова «зима» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д: В слове «зима» звук [з’] первый (находится в первом слоге).

У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится (звучит).

Д: [з’]

У: Этот звук гласный или согласный?

Д: Согласный.

У: Как вы это определили?

Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: Закройте уши руками и произнесите звук [з’]

Д: [з’] (*произнесение звука)

У: Какой это звук – глухой или звонкий?

Д: Этот звук звонкий.

У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук на ней?

Д: На схеме слова «зима» звук [з’] обозначен зеленым цветом.

У: Давайте произнесем звук хором и понаблюдаем – твердый он или мягкий?

Д: Звук [з’] мягкий.

У: Кто может рассказать о звуке [з’]?

Д: Этот звук согласный, звонкий и мягкий.

У: Рассмотрите схему слова «изба» под картинкой. Где находится звук, с которым мы познакомимся сегодня?

Д: В слове «изба» звук [з] второй (находится в первом слоге).

У: Давайте произнесем этот звук и понаблюдаем, как он произносится (звучит).

Д: [з]

У: Этот звук гласный или согласный?

Д: Согласный.

У: Как вы это определили?

Д: Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду. Когда мы произносим гласные звуки, выдыхаемый воздух не встречает на пути никаких преград. Гласные звуки можно пропеть, а согласные нельзя.

У: Закройте уши руками и произнесите звук [з]

Д: [з] (*произнесение звука)

У: Какой это звук – глухой или звонкий?

Д: Этот звук звонкий.

У: Посмотрите на схему. Каким цветом обозначен этот звук на ней?

Д: На схеме слова «изба» звук [з] обозначен синим цветом.

У: Давайте произнесем звук хором и понаблюдаем – твердый он или мягкий?

Д: Звук [з] твердый.

У: Кто может рассказать о звуке [з]?

Д: Этот звук согласный, звонкий и твердый.

  1. Знакомство с буквой

У: Звуки [з], [з’] обозначаются буквой «З». Рассмотрим ее. Из каких элементов состоит заглавная буква «З»?

Д: Два правых полуовала (из двух полуовалов).

У: А строчная?

Д: Два правых полуовала только меньшего размера (из двух элементов, полоски в форме полуовала и полоски в форме прямой линии с петлей).

У: Похожи ли заглавная и строчная буквы «З» и «з»?

Д: Да (первыми элементами – полуовалами).

У: почему букв две – заглавная и строчная?

Д: С заглавной буквы начинается предложение, пишутся имена людей, клички животных, названия исторических событий, некоторых праздников. Названия предметов и явлений пишутся со строчной буквы.

У: Рассмотрите картинки и скажите, на что похожа буква «з».

Картинки:

Д: Буква «З» похожа на змею, на цифру 3, на крендель.

У: Кто может назвать соседей буквы «з»?

Д: соседями буквы «з» являются буквы «ж» и «и».

У: Научимся печатать букву «з». Сначала заглавную. Посмотрите, как делаю это я.

З

Отступаю от предыдущей работы две клетки вниз. От начала строки отступаю две клетки вправо. Заглавная буква «З» состоит из двух элементов – из двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть выше вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до вспомогательной линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доходим до нижней строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Теперь научимся печатать строчную букву «з».

з

Отступаю от заглавной буквы «З» одну клетку вправо. Строчная буква «з» состоит из двух элементов – из двух полуовалов. Верхний полуовал начинанием писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем округлую линию вправо вниз до середины рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доходим до нижней строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Научимся писать прописные буквы «З» и «з».

Заглавная прописная буква «З» выглядит также, как и заглавная печатная. Не забывайте про наклон!

Строчная прописная буква «з» состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, закругляем вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, продолжаем закруглять, ведем вниз влево, не доходя до нижней линии рабочей строки. Второй элемент – петля. Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, ведем вниз до середины широкой вспомогательной строки, делаем петлю (петля пересекается на нижней линии рабочей строки). Заканчиваем письмо немного выше нижней линии рабочей строки.