СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование (1-й год работы над темой).

Нажмите, чтобы узнать подробности

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

     Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпанные детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

     Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,

передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие

скоординированной работы глаз и рук.

     Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

     Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев.       

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

     Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпанные детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

     Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,

передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие

скоординированной работы глаз и рук.

     Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

     Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев.       

Просмотр содержимого документа
«Самообразование (1-й год работы над темой).»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад №60 «Ромашка» «Детский сад №60 «Ромашка» города

Протокол №____от______________2019 Смоленска

___________О.В. Агеенкова

Приказ от___________2019г.№_____

(дата, подпись, номер приказа)









ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ



Тема: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста».











Воспитатель: Жукова Ю.А.











Смоленск, 2019

1-ый год работы над темой.

Актуальность.


На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпанные детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами,

передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие

скоординированной работы глаз и рук.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев.

Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.





Цель работы: повышение компетентности по вопросам теории и практики развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста; создание условий для развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.



Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

  • Разработать перспективный план работы с детьми.

  • Подготовить и провести консультацию для родителей на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей».

  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей, включение детей в деятельность с развивающими упражнениями и играми.

  • Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

  • Формирование у родителей осознанного отношения к развитию мелкой моторики.

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста, через использование разнообразных форм, методов и приемов.


Форма отчётности:

  • Разработать консультации для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.


  • Составить картотеку пальчиковых игр.


Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.


Методы и приемы работы:

  • Массаж кистей рук;

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки

  • пальчиковые игры со стихами, скороговорками;

  • лепка из пластилина;

  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;

  • конструирование: работа с конструктором, строительным материалом;

  • игры с мелкими предметами

  • паззлы, мозаика.


Предполагаемый результат.


В процессе ознакомления детей с пальчиковыми играми, будет формироваться не только мелкая моторика, но и речь детей. А самое главное, дети станут более общительными, активными, самостоятельными в общении со взрослыми и сверстниками.



         

        































ПЛАН РАБОТЫ на 2019-2020 г.г.


Срок

реализации

Теоретическая часть

Практическая часть

Работа с детьми

Работа с родителями и коллегами

сентябрь

Разработка перспективного плана работы по самообразованию

(1-ый год работы над темой)

Изучение литературы по теме.

  • Пальчиковая гимнастика: «Фрукты.

  • «Яблоко»

работа с карандашами - раскрашивание).

  • Самомассаж фаланг пальцев.

Беседы и консультации по вопросу развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

октябрь

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих санитарно-гигиенические и медицинские аспекты работы с детьми.


  • Пальчиковая игра: «Овощи»

  • Работа с раскраской «Обведи и раскрась овощи»



Информация в уголок для родителей: «Учим вместе с детьми».

ноябрь

Изучение теоретических основ, научно-методической литературы, теоретических исследований по проблеме развития мелкой моторики.

  • Пальчиковая гимнастика «Грибы»

  • Дидактическая игра «Шишки для мишки» – игра с сосновыми/ еловыми шишками.

  • «Гриб» – раскрасить по образцу.

  • Самомассаж карандашами


Родительская встреча: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей 4-5

лет».


Индивидуальные консультации.

декабрь

Изучение теоретических основ точечного массажа рук. Обобщение личного опыта по работе над проблемой развития мелкой моторики у детей.

  • Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»

  • Выполнение фигурок из пальцев: «Зайка и ушки», «Волк и лиса».

  • «Иголки для ежа» (штриховка).


Консультация для родителей: «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста».

Индивидуальные консультации

январь

Изучение интернет-ресурсов по проблеме развития мелкой моторики. Знакомство с практическим опытом коллег через интернет.


  • Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»

  • Упражнение «Накорми птичек» – отрывать кусочки желтой бумаги, скомкать бумагу в маленькие комочки – пшено, сложить в кормушку

  • Самомассаж крупами.

Папка –передвижка: «Учим вместе с детьми».



февраль

Изучение литературы и инновационного оборудования, методических рекомендаций и разработок к нему.

  • Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

  • «Прятки» – найти всех домашних животных в сухом бассейне.

  • Аппликация: «Уточка»



Индивидуальные беседы и консультации

март

  • Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

  • Упражнение «Прятки» – найти всех домашних птиц в сухом бассейне.

  • Выполнение фигурок из пальцев: «Гусь»

  • Работа с раскраской: «Домашние птицы».

  • Самомассаж гранёными карандашами.


Индивидуальные консультации для родителей:

«Тренируем

пальчики, развиваем речь!»


апрель

Изучение опыта учителей-логопедов города и района на тему «Развитие у детей мелкой моторики».

  • Пальчиковая игра: «Космос».

  • Аппликация: «Ракета».

Беседы с родителями.

Папка-передвижка:

«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

май

Изучение современных направлений исследований детской речи (М.М.Кольцова, И.Кант, М.М. Конина,Н.И.Жинкин, И.Н.Горелов и др.).

Подведение итогов.

  • Повторение разученных игр и упражнений

  • Анализ работы

Презентация работы: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста» для коллег МБДОУ.






Литература:

Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.


О.В.Багина. Н.Ф.Коробова "Пальчиковая гимнастика с предметами" Москва 2006


Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.


Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», Астрель, М-2003г.


Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать», Академия Развития, Ярославль - 2007г.


Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.


Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет», Ярославль,

Академия Холдинг. 2001г.


Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.


Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.



Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.


Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.


Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г.


Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.