ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме «ЗАЧЕМ Я УЧУСЬ?»
Цель занятия: познакомить младших школьников с государственным праздником – «Днем знаний», создать благоприятную образовательную среду для развития познавательного интереса обучающихся.
Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).
Учитель: Здравствуйте, ребята! Совсем недавно, когда вы только пришли в школу 1 сентября, у нас был праздник – кто помнит, как он называется? (День знаний). Сегодня мы с вами поговорим о школе, о знаниях, которые вы получите, обучаясь в школе, о важности знаний для каждого человека.
Демонстрация видео (дикторский текст)
Знаете ли вы, когда появился праздник «День знаний»?
Раньше учебный год в городских и сельских школах начинался в разное время. Городские ребята начинали учиться в августе, а сельские – осенью, после сбора урожая, поскольку дети помогали родителям в этом трудном и важном деле. Единого дня начала учебного года не было до 1935 года.
Только в 1935 году единой датой начала учебного года было установлено 1 сентября.
С 1984 года в нашей стране отмечается государственный праздник –
«День знаний».
У этого праздника есть традиции:
Праздничная линейка. Дети узнают о школе, ее достижениях, знаменитых выпускниках школы. Знакомятся с учителями, одноклассниками.
Первый звонок. Учащийся выпускного класса и первоклассница в завершение Праздничной линейки дают первый звонок тем, кто впервые пришел в школу.
Поздравления. Обучающиеся получают поздравления с началом нового учебного года и напутственные слова от директора школы, учителей родителей.
Подарки первоклассникам от старшеклассников, которые заканчивают школу в этом учебном году.
Первый урок. Он запоминается каждому школьнику. На нем обсуждаются самые важные и интересные темы: «Дружба и друзья»,
«Урок мира», «Моя родина – Россия», «Я и моя семья».
Но школа – это не только уроки. Здесь много интересных и познавательных занятий и после учебы, где школьники узнают много нового и интересного в совместной деятельности со своими одноклассниками и взрослыми.
В школе организованы литературные и театральные кружки, спортивные секции, компьютерные и робототехнические клубы. Часто проходят конкурсы, соревнования, олимпиады.
Здравствуй, школа! С Днём знаний!
Часть 2. Основная (до 20 минут).
Учитель: Ребята, какие традиции праздника «День знаний» вы знали раньше, а о каких узнали только сейчас?
(обсуждение традиций «Дня знаний», школьных традиций. Со второклассниками можно вспомнить как прошел этот праздник прошлом году, обсудить чему они научились за год).
Учитель: Ответьте на вопрос: «Зачем вы пришли в школу?», «Что вы узнаете, чему научитесь?», «Зачем вам знания?».
Примерные ответы детей: «Мы научимся читать, считать, петь»,
«Мы узнаем о космосе», «Познакомимся с новыми друзьями» и пр.
Знания нужны человеку, чтобы решать самые разные задачи, общаться, помогать другим людям, совершать открытия, изобретать что-то новое, готовиться к выбору своей профессии.
Предлагаю вам послушать стихотворение.
(Обсуждение стихотворения, посвященного школе, знаниям – по выбору учителя. Примеры стихотворений даны в Методических рекомендациях для учителя. Авторы – С. Маршак, Е. Большакова, А. Барто и др.).
Результат обсуждения – готовность детей ответить на вопросы:
Почему важно учиться?
Как поступить, если нужно что-то сделать, а ты не умеешь? Как быть, если не знаешь ответа на вопрос учителя?
Учитель: Ребята, расскажите о кружках, секциях, которые вы выбрали или уже посещаете. Почему вы увлечены именно этими занятиями? Какие из них вы готовы порекомендовать своим одноклассникам?
Коллективная игра-путешествие.
Учитель: А теперь мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Мы все – одна команда. В ходе путешествия вы будете делиться своими знаниями и умениями. Мы будем путешествовать из прошлого в будущее.
Работа с интерактивным заданием № 1
Задание 1. Расположите источники информации в порядке их появления в истории человечества.
Объекты для упорядочения (перемешаны):
рис. – наскальный рисунок
рис. – компьютер
рис. – иллюстрация устной передачи информации. У костра сидят люди в шкурах, старейшина ведет с ними разговор.
рис. – книга
Правильный ответ: наскальный рисунок, передача информации от человека к человеку, книга, компьютер.
Задание 2. Расположите средства передвижения в порядке увеличения их скорости.
Объекты для упорядочения (перемешаны):
рис. телега с лошадью
рис. конка
рис. поезд
рис. самолет
Правильный ответ: телега с лошадью; конка; поезд; самолет
Учитель: ребята, вы молодцы! Переходим к следующему заданию. Ваша задача правильно отгадать загадки и ответить на вопросы, при правильном ответе откроется картинка.
Работа с интерактивным заданием № 2.
Интерактивные загадки и вопросы.
Загадка
Вот стальная птица, В небеса стремится. А ведет ее пилот.
Что за птица?
Ответ: «Самолет»
Вопрос:
На какого представителя животного мира похож самолет.
Ответ: «На птицу»
Загадка
Железная рыба живет под водой
Она с огоньками и с длинной трубой. Плывет в океане не кит, не селедка, А с моряками подводная …
Ответ: «лодка» Вопрос:
На какое морское млекопитающее похожа подводная лодка?
Ответы: «на кита», «на дельфина» …
Загадка
Длинной шеей поверчу, Груз тяжелый захвачу. Где прикажут положу – человеку я служу.
Ответ: «подъемный кран» Вопрос:
На какую птицу похож кран?
Ответы: «на аиста», «на цаплю»…
Загадка
Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает.
Ответ: «вертолет» Вопрос
А почему вертолет напоминает стрекозу?
Ответы: «может зависать», «винт наверху»…
Часть 3. Заключение (до 5 минут).
Учитель: мы сегодня говорили о том, как получить знания.
Ответьте на вопросы: Зачем нам нужны знания? Как полученные знания мы сможем использовать в дальнейшем? (ответы обучающихся).
Творческое задание. Рассмотрите изображения. Какие предметы создал человек, наблюдая эти объекты природы? Ответ нарисуйте.