Экспериментатор рассматривал клетки проводящей ткани растений под микроскопом. В ходе работы, он заменил окуляры микроскопа с увеличением x5 на окуляр с увеличением x10, а объектив с x10 на x20.
Как при этом изменился угол поля зрения и видимый размер клеток?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) не изменился
2) увеличился
3) уменьшился
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Какова вероятность рождения кареглазых детей?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного дыхания, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) окислительное фосфорилирование
Б) транспорт электронов по мембране
В) образование молекулы ПВК
Г) глюкоза, вступающая в гликолиз
Д) цикл трикарбоновых кислот
Е) бескислородный этап
СТАДИИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите схему внутреннего строения стебля. Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет сосуды
Б) Осуществляет нисходящий ток
В) Имеет клетки спутницы
Г) Состоит из мёртвых проводящих элементов
Д) Проводит минеральные вещества и воду
Е) Расположение на границе проводящих тканей
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Секретирует амилазу
Б) Обеззараживает токсины
В) Производит инсулин
Г) Характерна перистальтика
Д) Всасывает питательные вещества
Е) Состоит из клеток гепатоцитов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите отделы (части) зрительного анализатора человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Фактом, доказывающим существование эволюционного процесса, является наличие у организмов рудиментарных органов. (2)Например, наличие тазовых костей у китообразных подтверждает, что они произошли от четвероногих предков. (3)Закладка жаберных мешков у эмбрионов млекопитающих свидетельствует о том, что их давние рыбообразные предки жили в воде и дышали жабрами. (4)Сходство структуры перьев птиц и кожных чешуй варана указывает на происхождение птиц от древних рептилий. (5)При обнаружении окаменелых останков переходных форм иногда удаётся выстроить филогенетический ряд, демонстрирующий, как постепенно видоизменялся скелет организмов. (6)В последние годы наиболее весомым доказательством эволюции оказался сравнительный анализ геномов организмов, позволяющий оценить степень их родства друг с другом.
Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ
А) возвращают свободный азот в атмосферу
Б) образуют первичную продукцию
В) образуют органические вещества
в результате хемосинтеза
Г) составляют второй трофический уровень
Д) минерализуют органические остатки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ
1) консументы
2) продуценты
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Направление эволюции
Путь эволюции
Пример
А
идиоадаптация
приспособление у цветковых
растений к опылению ветром
биологический прогресс
Б
редукция органов чувств
у паразитических червей
биологический прогресс
ароморфоз
В
Список терминов и понятий:
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
4) конвергенция
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? К каким биологически активным веществам, регулирующий обмен веществ в организме, относится вазопрессин? В каком органе эндокринной системе формируется вазопрессин у млекопитающих?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь вазопрессин. Результаты эксперимента представлены в таблице.
В каком из листьев крахмала будет меньше? Ответ поясните. Почему через три дня концентрация кислорода в колбе значительно возрастет?
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.
Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.
Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы - 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз.
При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы
с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний.
Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2023 Январь Биология Вариант 6»
1. Тип 1 № 23278
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень
Пример
Экосистемный
микориза осины и подосиновика
озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами
2. Тип 2 № 49925
Экспериментатор рассматривал клетки проводящей ткани растений под микроскопом. В ходе работы, он заменил окуляры микроскопа с увеличением x5 на окуляр с увеличением x10, а объектив с x10 на x20.
Как при этом изменился угол поля зрения и видимый размер клеток?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) не изменился
2) увеличился
3) уменьшился
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Угол поля зрения
Видимый размер клеток
3. Тип 3 № 6706
Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 11294
От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Какова вероятность рождения кареглазых детей?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
5. Тип 5 № 49928
Каким номером на рисунке обозначена молекула АТФ?
Рассмотрите рисунки и выполните задания 5 и 6.
6. Тип 6 № 49929
Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного дыхания, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ
А) окислительное фосфорилирование
Б) транспорт электронов по мембране
В) образование молекулы ПВК
Г) глюкоза, вступающая в гликолиз
Д) цикл трикарбоновых кислот
Е) бескислородный этап
СТАДИИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 49923
Выберите три ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие ниже из перечисленных веществ относятся к белкам?
1) кератин
2) гликоген
3) эстроген
4) миоглобин
5) лактоза
6) тубулин
8. Тип 8 № 50644
Установите последовательность событий при получении полиплоидных растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) отбор материала для полиплоидизации
2) образование новых организмов из полипоидных клеток
3) нарушение митоза
4) проверка растений на полиплоидность
5) обработка колхицином
9. Тип 9 № 52107
Каким номером на рисунке обозначена часть стебля, образованная основной тканью?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
10. Тип 10 № 52108
Рассмотрите схему внутреннего строения стебля. Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет сосуды
Б) Осуществляет нисходящий ток
В) Имеет клетки спутницы
Г) Состоит из мёртвых проводящих элементов
Д) Проводит минеральные вещества и воду
Е) Расположение на границе проводящих тканей
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 22423
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировалась кровеносная система, схема которой изображена на рисунке, то для этого животного характерны
1) наличие конечностей рычажного типа
2) жаберное дыхание
3) недоразвитое зрение
4) размножение в воде
5) голое тело, покрытое слизью
6) наличие боковой линии
12. Тип 12 № 10825
Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
1) класс Насекомые
2) вид Капустная белянка
3) отряд Чешуекрылые
4) тип Членистоногие
5) род Огородная белянка
6) семейство Белянки
13. Тип 13 № 52171
Какой цифрой на рисунке обозначен орган, находящийся и в грудной и брюшной полости?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.
14. Тип 14 № 52181
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Секретирует амилазу
Б) Обеззараживает токсины
В) Производит инсулин
Г) Характерна перистальтика
Д) Всасывает питательные вещества
Е) Состоит из клеток гепатоцитов
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 19045
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите отделы (части) зрительного анализатора человека. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.
1) хрусталик
2) стекловидное тело
3) палочки и колбочки
4) зрительный нерв
5) роговица
6) зрительная зона коры мозга
16. Тип 16 № 10808
Установите последовательность движения крови по большому кругу кровообращения.
1) левый желудочек
2) капилляры
3) правое предсердие
4) артерии
5) вены
6) аорта
17. Тип 17 № 43167
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания сравнительно-анатомических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Фактом, доказывающим существование эволюционного процесса, является наличие у организмов рудиментарных органов. (2)Например, наличие тазовых костей у китообразных подтверждает, что они произошли от четвероногих предков. (3)Закладка жаберных мешков у эмбрионов млекопитающих свидетельствует о том, что их давние рыбообразные предки жили в воде и дышали жабрами. (4)Сходство структуры перьев птиц и кожных чешуй варана указывает на происхождение птиц от древних рептилий. (5)При обнаружении окаменелых останков переходных форм иногда удаётся выстроить филогенетический ряд, демонстрирующий, как постепенно видоизменялся скелет организмов. (6)В последние годы наиболее весомым доказательством эволюции оказался сравнительный анализ геномов организмов, позволяющий оценить степень их родства друг с другом.
18. Тип 18 № 10309
Биогеоценозы характеризуются:
1) сложными пищевыми цепями;
2) простыми пищевыми цепями;
3) отсутствием видового разнообразия;
4) наличием естественного отбора;
5) зависимостью от деятельности человека;
6) устойчивым состоянием.
19. Тип 19 № 25448
Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ
А) возвращают свободный азот в атмосферу
Б) образуют первичную продукцию
В) образуют органические вещества
в результате хемосинтеза
Г) составляют второй трофический уровень
Д) минерализуют органические остатки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ
1) консументы
2) продуценты
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
20. Тип 20 № 22302
Установите последовательность стадий, происходящих при мейотическом делении до образования яйцеклетки человека.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) расположение пар гомологичных хромосом в плоскости экватора клетки
2) образование двух клеток с гаплоидным набором хромосом
3) образование четырёх гаплоидных ядер
4) расхождение гомологичных хромосом
5) конъюгация с возможным кроссинговером гомологичных хромосом
6) расхождение сестринских хроматид к полюсам клетки
21. Тип 21 № 20970
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.
Направление эволюции
Путь эволюции
Пример
А
идиоадаптация
приспособление у цветковых растений к опылению ветром
биологический прогресс
Б
редукция органов чувств у паразитических червей
биологический прогресс
ароморфоз
В
Список терминов и понятий:
1) биологический прогресс
2) общая дегенерация
3) появление четырёхкамерного сердца у млекопитающих
4) конвергенция
5) обитание в океане рыбы латимерии
6) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
22. Тип 22 № 20633
Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», выберите верные утверждения.
1) Из представленных в таблице млекопитающих наибольшую продолжительность жизни имеет человек.
2) Из представленных в таблице птиц лебедь дольше всего проживет в зоопарке.
3) Чем меньше животное, тем больше пищи ему требуется.
4) Из представленных в таблице животных наименьшую продолжительность жизни имеет колибри.
5) Чем крупнее животное, тем больше детенышей у него появляется.
Класс животных
Вид
Максимальная продолжительность жизни (годы)
Млекопитающие
Африканский слон Белка Домовая мышь Собака Человек Шимпанзе
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? К каким биологически активным веществам, регулирующий обмен веществ в организме, относится вазопрессин? В каком органе эндокринной системе формируется вазопрессин у млекопитающих?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь вазопрессин. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Группа
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Объём мочи (мл/сутки)
0,9
0,031
24. Тип 24 № 52349
В каком из листьев крахмала будет меньше? Ответ поясните. Почему через три дня концентрация кислорода в колбе значительно возрастет?
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.
25. Тип 25 № 22108
Схема строения какого вещества изображена на рисунке? В чём его особенность? В чём состоит его участие в процессах обмена веществ? Ответ поясните.
26. Тип 26 № 11156
Почему наземные млекопитающие имеют ушные раковины, а у водных и почвенных — их нет или редуцированы?
27. Тип 27 № 23228
Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.
28. Тип 28 № 20423
Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы - 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.
29. Тип 29 № 25458
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол.
При скрещивании самки дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самца с растопыренными крыльями, белыми глазами всё гибридное потомство было единообразным по форме крыльев и окраске глаз.
При скрещивании самки дрозофилы с растопыренными крыльями, белыми глазами и самца с нормальными крыльями, красными глазами в потомстве получились самки с нормальными крыльями, красными глазами и самцы
с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещиваний.
Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.