Экспериментатор поместил раствор с пищеварительным ферментом человека, находившийся при комнатной температуре, в термостат с температурой 80 °C. Как при этом изменились концентрация фермента и скорость реакции?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите только соответствующее число.
Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение генотипов, в порядке их убывания.
Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Матрица для синтеза белка
Б) Субклеточная структура,
участвующая в синтезе полипептида
В) Транспортная молекула
Г) Комплекс белка и РНК
Д) Матрица для синтеза РНК
Е) Синтезируется в ядрышке
ФАЗЫ УЧАСТВУЮЩИЕ
В СИНТЕЗЕБЕЛКА МОЛЕКУЛЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания, генных мутаций?
1. Замена нуклеотида.
2. Происходит в пределах гена.
3. Приводит к возникновению трисомии.
4. Обмен участками негомологичными хромосомами.
5. В результате происходит замена аминокислоты в пептиде.
Установите соответствие между характеристиками и животными, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) чернильная железа
Б) трахейная дыхательная система
В) глаз с хрусталиком и роговицей
Г) колюще-сосущий ротовой аппарат
Д) мальпигиевы сосуды
Е) две пары антенн
ЖИВОТНОЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность таксонов, к которым относится речной рак, начиная с высшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и типами мышечной ткани, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) образует диафрагму
Б) сокращается произвольно
В) обладает свойством проводимости
Г) сокращается медленно
Д) обеспечивает сокращение матки
Е) формирует миокард
ТИПЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Формирование пищевого комка под действием муцина.
2. Передача сигнала к центру глотания.
3. Попадание пищи в рот и её пережёвывание.
4. Сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка.
5. Раздражение рецепторов корня языка.
6. Передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, — сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.
Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) берёза
Б) волк
В) петров крест
Г) опёнок
Д) гриб трутовик
Е) хлорелла
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу «Витамины». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Витамин
Продукты, богатые
витамином
Заболевание,
возникающее при
недостатке витамина
(А) _________
морковь, петрушка,
печень
куриная слепота
аскорбиновая кислота
(витамин С)
шиповник, смородина,
перец, цитрусовые
(В) _________
кальциферол
(витамин Д)
(Б) _________
рахит
Список элементов
1. Рыбий жир.
2. Растительные масла.
3. Хлеб, крупы.
4. Цинга.
5. Бери-бери.
6. Ретинол (витамин А).
7. Токоферол (витамин Е).
8. Тиамин (витамин В1).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Проанализируйте динамику показателей гемоглобина и гематокрита (объём красных кровяных клеток в крови) у кардиохирургических больных, оперированных в условиях искусственного кровообращения.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. У пациентов второй группы развилась послеоперационная анемия.
2. Снижение уровня гемоглобина сразу после операции у пациентов первой группы было меньше, чем у пациентов второй группы.
3. Пациенты второй группы нуждались в переливании донорской крови.
4. У пациентов второй группы активность клеток красного костного мозга немного ниже, чем соответствующие показатели у пациентов первой группы во всех взятых пробах.
5. У пациентов первой группы показатели гемоглобина и гематокрита перед операцией были немного ниже, чем у пациентов второй группы.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил некоторое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)?
Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.
К какому заболеванию у человека приведет хроническое увеличение концентрации гормонов щитовидной железы. Почему при этой патологии усиливается потоотделение?
К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?
Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приёмы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.
Когда человечество впервые получило первый очищенный антибиотик — пенициллин — и начало использовать его для борьбы с бактериальными инфекциями, пенициллин практически всегда способствовал уничтожению бактерий, чувствительных к нему. Однако через некоторое время обнаружилось, что отдельные штаммы некоторых видов бактерий, которые ранее были чувствительны к пенициллину, оказываются нечувствительными к антибиотику. Объясните с позиции современного эволюционного учения возникновение у бактерий устойчивости к пенициллину. Почему антибиотики бессильны против вирусных заболеваний?
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.
Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 11»
Экспериментатор поместил раствор с пищеварительным ферментом человека, находившийся при комнатной температуре, в термостат с температурой 80 °C. Как при этом изменились концентрация фермента и скорость реакции?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация фермента
Скорость реакции
3. Тип 3 № 6704
Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 22926
Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение генотипов, в порядке их убывания.
5. Тип 5 № 50823
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначен продукт транскрипции?
6. Тип 6 № 50824
Установите соответствие между характеристиками и участвующими в синтезе белка молекулами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Матрица для синтеза белка
Б) Субклеточная структура,
участвующая в синтезе полипептида
В) Транспортная молекула
Г) Комплекс белка и РНК
Д) Матрица для синтеза РНК
Е) Синтезируется в ядрышке
ФАЗЫ УЧАСТВУЮЩИЕ
В СИНТЕЗЕБЕЛКА МОЛЕКУЛЫ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 50826
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания, генных мутаций?
1. Замена нуклеотида.
2. Происходит в пределах гена.
3. Приводит к возникновению трисомии.
4. Обмен участками негомологичными хромосомами.
5. В результате происходит замена аминокислоты в пептиде.
6. Выпадение нескольких генов.
8. Тип 8 № 19878
Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка.
1. Присоединение антикодона к кодону.
2. Выход иРНК в цитоплазму.
3. Синтез иРНК на ДНК.
4. Соединение иРНК с рибосомой.
5. Отщепление аминокислоты в белковую цепь.
9. Тип 9 № 61081
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунках обозначено животное с замкнутой пищеварительной полостью?
10. Тип 10 № 61082
Установите соответствие между характеристиками и животными, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) чернильная железа
Б) трахейная дыхательная система
В) глаз с хрусталиком и роговицей
Г) колюще-сосущий ротовой аппарат
Д) мальпигиевы сосуды
Е) две пары антенн
ЖИВОТНОЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 56960
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для изображенного на рисунке водного растения?
1. Расположение устьиц на верхней поверхности листьев.
2. Отсутствие корней.
3. Формирование плодов.
4. Наличие таллома или слоевища.
5. Ветроопыление.
6. Двойное оплодотворение.
12. Тип 12 № 21901
Установите последовательность таксонов, к которым относится речной рак, начиная с высшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Членистоногие.
2. Ракообразные.
3. Широкопалый речной рак.
4. Десятиногие раки.
5. Животные.
6. Эукариоты.
13. Тип 13 № 64141
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена миофибрилла?
14. Тип 14 № 64142
Установите соответствие между характеристиками и типами мышечной ткани, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) образует диафрагму
Б) сокращается произвольно
В) обладает свойством проводимости
Г) сокращается медленно
Д) обеспечивает сокращение матки
Е) формирует миокард
ТИПЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 10230
Деятельность каких органов регулирует вегетативная нервная система человека?
1. Мышц верхних и нижних конечностей.
2. Сердца и кровеносных сосудов.
3. Органов пищеварения.
4. Мимических мышц.
5. Почек и мочевого пузыря.
6. Диафрагмы и межрёберных мышц.
16. Тип 16 № 23828
Установите последовательность процессов, предшествующих поступлению пищи в пищевод во время акта глотания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Формирование пищевого комка под действием муцина.
2. Передача сигнала к центру глотания.
3. Попадание пищи в рот и её пережёвывание.
4. Сокращение мышц глотки и проглатывание пищевого комка.
5. Раздражение рецепторов корня языка.
6. Передача сигнала от центра глотания к мышцам глотки.
17. Тип 17 № 22298
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, — сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.
18. Тип 18 № 21625
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?
1. Видовое разнообразие.
2. Рельеф.
3. Климат.
4. Замкнутость круговорота.
5. Разветвлённые пищевые цепи.
6. Количество источников энергии.
19. Тип 19 № 28377
Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОРГАНИЗМ
А) берёза
Б) волк
В) петров крест
Г) опёнок
Д) гриб трутовик
Е) хлорелла
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1) продуцент
2) консумент
3) редуцент
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 50613
Проанализируйте таблицу «Витамины». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Витамин
Продукты, богатые
витамином
Заболевание,
возникающее при
недостатке витамина
(А) _________
морковь, петрушка,
печень
куриная слепота
аскорбиновая кислота
(витамин С)
шиповник, смородина,
перец, цитрусовые
(В) _________
кальциферол
(витамин Д)
(Б) _________
рахит
Список элементов
1. Рыбий жир.
2. Растительные масла.
3. Хлеб, крупы.
4. Цинга.
5. Бери-бери.
6. Ретинол (витамин А).
7. Токоферол (витамин Е).
8. Тиамин (витамин В1).
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 23050
Проанализируйте динамику показателей гемоглобина и гематокрита (объём красных кровяных клеток в крови) у кардиохирургических больных, оперированных в условиях искусственного кровообращения.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. У пациентов второй группы развилась послеоперационная анемия.
2. Снижение уровня гемоглобина сразу после операции у пациентов первой группы было меньше, чем у пациентов второй группы.
3. Пациенты второй группы нуждались в переливании донорской крови.
4. У пациентов второй группы активность клеток красного костного мозга немного ниже, чем соответствующие показатели у пациентов первой группы во всех взятых пробах.
5. У пациентов первой группы показатели гемоглобина и гематокрита перед операцией были немного ниже, чем у пациентов второй группы.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
22. Тип 22 № 57097
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил некоторое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)?
Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
23. Тип 23 № 57102
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.
К какому заболеванию у человека приведет хроническое увеличение концентрации гормонов щитовидной железы. Почему при этой патологии усиливается потоотделение?
24. Тип 24 № 19053
К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?
25. Тип 25 № 11104
Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определённые правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приёмы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.
26. Тип 26 № 50695
Когда человечество впервые получило первый очищенный антибиотик — пенициллин — и начало использовать его для борьбы с бактериальными инфекциями, пенициллин практически всегда способствовал уничтожению бактерий, чувствительных к нему. Однако через некоторое время обнаружилось, что отдельные штаммы некоторых видов бактерий, которые ранее были чувствительны к пенициллину, оказываются нечувствительными к антибиотику. Объясните с позиции современного эволюционного учения возникновение у бактерий устойчивости к пенициллину. Почему антибиотики бессильны против вирусных заболеваний?
27. Тип 27 № 18396
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.
28. Тип 28 № 14145
Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые с гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, всё потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?