Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.
Установите соответствие между характеристиками и клетками, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Клетка в зоне размножения
Б) Клетка, вступающая в мейоз
В) Клетка делится митозом
Г) Сперматоцит первого порядка
Д) Подвижная половая клетка
Е) В клетке происходит конъюгация хромосом
КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
У становите соответствие между характеристиками и органами растений, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) спорофит, неспособный к самостоятельному существованию
Б) орган высших споровых растений, нет у папоротниковидных и моховидных
В) формируется на гаметофите
Г) развивается из споры
Д) имеет покрывальце
Е) образует гаметы
ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите правильную последовательность классификации зайца-русака, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и структурами головного мозга человека, обозначенными на рисунке 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Состоит из правого и левого полушарий
Б) Регулирует секрецию нейрогормонов
В) Располагается позади продолговатого мозга
Г) Содержит центры голода и жажды
Д) Содержит таламус и гипоталамус
Е) Обеспечивает постоянство внутренней среды организма
СТРУКТУРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида белого медведя. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих и отряда хищных, его длина достигает 3 м, масса до 1 т. (2) Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые, что придаёт шерсти теплоизоляционные свойства. (3) Белый медведь обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу. (4) Охотится он в основном на кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. (5) В целом белый медведь обитает в приполярных областях в Северном полушарии Земли: распространяется на север до 88° с. ш., на юг — до Ньюфаундленда. (6) При случае белый медведь подбирает падаль, леммингов, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках.
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) аскарида и человек
Б) подберёзовик и берёза
В) клевер и клубеньковые бактерии
Г) малярийный плазмодий и комар
Д) актиния и рак-отшельник
Е) головня и пшеница
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) паразит-хозяин
2) симбиоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Название
Особенности
Пример
(А) _________
постепенный сдвиг
максимума
распределения признака
длина шеи жирафа
стабилизирующий
(Б) __________
толщина панциря
у черепах
разрывающий
разделение
распределения признака
на два максимума
(В) __________
Список терминов и понятий
1. Дегенеративный.
2. Движущий.
3. Прогрессивный.
4. Длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах.
5. Собаки одной породы с разной окраской шерсти.
6. Образование устойчивых к антибиотику бактерий.
7. Отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака.
8. Ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)?
Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил некоторое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике.
Как влияет температура на скорость деления молочнокислых бактерий? Ответ поясните. Из какого соединения молочнокислые бактерии производят лактат (молочную кислоту)? До каких конечных продуктов и при каком условии расщепляется молочная кислота в клетках человека?
Грызуны — самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Какие факторы обеспечивают процветание грызунов в природе? Укажите не менее трёх факторов.
В экосистеме пресного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов с учётом всех этапов их жизненных циклов? Ответ обоснуйте.
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 12»
1. Тип 1 № 23220
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии
Вклад ученого в развитие данной науки
Мечников И. И. — фагоцитарная теория иммунитета
Микробиология
Кох Р. — открытие туберкулезной палочки
2. Тип 2 № 50638
Экспериментатор заразил корову вирусом коровьей оспы. Как изменилось количество эритроцитов и количество лимфоцитов в крови?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество эритроцитов
Количество лимфоцитов
3. Тип 3 № 21992
Сколько хромосом в клетках листа огурца, если в спермии 7? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21553
Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.
5. Тип 5 № 55848
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначено первое деление мейоза?
6. Тип 6 № 55849
Установите соответствие между характеристиками и клетками, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Клетка в зоне размножения
Б) Клетка, вступающая в мейоз
В) Клетка делится митозом
Г) Сперматоцит первого порядка
Д) Подвижная половая клетка
Е) В клетке происходит конъюгация хромосом
КЛЕТКИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 50470
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания темновой фазы фотосинтеза?
1. Протекает на свету и в темноте.
2. Протекает только в темноте.
3. Образуется глюкоза.
4. Образуется АТФ.
5. Образуется НАДФН.
6. Молекулы углекислого газа связываются с органическими молекулами.
8. Тип 8 № 10830
Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?
1. Расщепление биополимеров до мономеров.
2. Лизосома сливается с частицей пищи, содержащей белки, жиры и углеводы.
3. Расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты и синтез двух молекул АТФ.
4. Поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии.
5. Окисление пировиноградной кислоты и синтез 36 молекул АТФ.
9. Тип 9 № 63478
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
4
5
6
Под каким номером обозначена структура, процессы на(в) которой проходят с обязательным участием капель воды?
10. Тип 10 № 63479
У становите соответствие между характеристиками и органами растений, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) спорофит, неспособный к самостоятельному существованию
Б) орган высших споровых растений, нет у папоротниковидных и моховидных
В) формируется на гаметофите
Г) развивается из споры
Д) имеет покрывальце
Е) образует гаметы
ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 57057
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
У земноводных, в отличие от пресмыкающихся:
1) двусторонняя симметрия тела;
2) развитие с метаморфозом;
3) замкнутая кровеносная система;
4) непостоянная температура тела;
5) трехкамерное сердце без перегородки в желудочке;
6) кожа участвует в газообмене.
12. Тип 12 № 21873
Установите правильную последовательность классификации зайца-русака, начиная с наименьшего таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Животные.
2. Заяц-русак.
3. Хордовые.
4. Млекопитающие.
5. Зайцы.
6. Зайцеобразные.
13. Тип 13 № 57065
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначен продолговатый мозг?
14. Тип 14 № 57066
Установите соответствие между характеристиками и структурами головного мозга человека, обозначенными на рисунке 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Состоит из правого и левого полушарий
Б) Регулирует секрецию нейрогормонов
В) Располагается позади продолговатого мозга
Г) Содержит центры голода и жажды
Д) Содержит таламус и гипоталамус
Е) Обеспечивает постоянство внутренней среды организма
СТРУКТУРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 25236
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Слуховая труба.
2. Среднее ухо.
3. Вестибулярный аппарат.
4. Зрительный нерв.
5. Внутреннее ухо.
6. Наружное ухо.
16. Тип 16 № 27559
Установите последовательность процессов, происходящих после поедания сладкого пирога человеком. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Регистрация повышенного уровня глюкозы гипоталамусом.
2. Забор глюкозы из крови клетками организма.
3. Синтез липидов в клетках организма.
4. Повышение уровня глюкозы в крови.
5. Секреция инсулина поджелудочной железой.
17. Тип 17 № 27560
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида белого медведя. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Белый медведь — самый крупный представитель семейства медвежьих и отряда хищных, его длина достигает 3 м, масса до 1 т. (2) Шерсть белого медведя лишена пигментной окраски, и шерстинки полые, что придаёт шерсти теплоизоляционные свойства. (3) Белый медведь обитает на дрейфующих и припайных морских льдах, где охотится на свою основную добычу. (4) Охотится он в основном на кольчатую нерпу, морского зайца, моржа и других морских животных. (5) В целом белый медведь обитает в приполярных областях в Северном полушарии Земли: распространяется на север до 88° с. ш., на юг — до Ньюфаундленда. (6) При случае белый медведь подбирает падаль, леммингов, дохлую рыбу, яйца и птенцов, может есть траву и морские водоросли, в обжитых местах питается на помойках.
18. Тип 18 № 20556
Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Почвенные зелёные водоросли.
2. Гадюка обыкновенная.
3. Мох сфагнум.
4. Подрост сосны.
5. Тетерев.
6. Лесная мышь.
19. Тип 19 № 22404
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) аскарида и человек
Б) подберёзовик и берёза
В) клевер и клубеньковые бактерии
Г) малярийный плазмодий и комар
Д) актиния и рак-отшельник
Е) головня и пшеница
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1) паразит-хозяин
2) симбиоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 47142
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Виды естественного отбора
Название
Особенности
Пример
(А) _________
постепенный сдвиг
максимума
распределения признака
длина шеи жирафа
стабилизирующий
(Б) __________
толщина панциря
у черепах
разрывающий
разделение
распределения признака
на два максимума
(В) __________
Список терминов и понятий
1. Дегенеративный.
2. Движущий.
3. Прогрессивный.
4. Длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах.
5. Собаки одной породы с разной окраской шерсти.
6. Образование устойчивых к антибиотику бактерий.
7. Отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака.
8. Ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A
Б
В
21. Тип 21 № 29224
Проанализируйте диаграмму «Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке».
Количество насекомых разных отрядов на пяти площадках в парке
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. На пятой площадке больше всего насекомых.
2. Для равнокрылых на третьей площадке самые неподходящие условия.
3. На пятой площадке кормовая база для насекомых наибольшая.
4. Чешуекрылые распределяются по площадкам наиболее равномерно.
5. Число насекомоядных птиц на пятой площадке будет наибольшим.
22. Тип 22 № 57101
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая — зависимой (изменяющейся в эксперименте)?
Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
23. Тип 23 № 57100
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил некоторое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике.
Как влияет температура на скорость деления молочнокислых бактерий? Ответ поясните. Из какого соединения молочнокислые бактерии производят лактат (молочную кислоту)? До каких конечных продуктов и при каком условии расщепляется молочная кислота в клетках человека?
24. Тип 24 № 11007
Какие зоны корня обозначены на рисунке цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют?
25. Тип 25 № 17091
Грызуны — самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Какие факторы обеспечивают процветание грызунов в природе? Укажите не менее трёх факторов.
26. Тип 26 № 51047
В экосистеме пресного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов с учётом всех этапов их жизненных циклов? Ответ обоснуйте.
27. Тип 27 № 15933
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
28. Тип 28 № 19842
У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен) дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих. Какие законы наследования проявились в этой семье?