Министерство образования и науки РТ
Академия наук РТ
Мамадышский муниципальный район РТ
МБОУ «Лицей № 2 г.Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ
Сборник докладов
П Республиканской
Научно-практической конференции
Имени академика К.А.Валиева
Мамадыш ,2015 г.
Стр.179-182
«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии».
МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш», учитель географии Мубаракзянова Н.Х.
Цель обучения — научить обходиться без учителя.
Алберт Хаббард, американский писатель.
На мой взгляд основной проблемой для современной школы является чрезмерная опека подрастающего поколения В последние годы работы мы, педагоги, сталкиваемся с тем, что родители чаще стали все обязанности по воспитанию и обучению детей перекладывать на школу. Мы контролируем всё: начиная с того, не опоздал ли ребёнок в школу, какое у него настроение, поведение, здоровье, взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, наблюдаем за увлечениями и выявляем проблемы ребенка. Мы приучаем к тому, что каждый шаг учащихся находится под нашим контролем. И когда ребята уходят за порог школы, вот здесь-то многих из них ждут проблемы: никто не подсказывает, что и как сделать, как спланировать, как достичь. Потому что не научились этому в школе, то есть не научились самоконтролю и саморегуляции. Несомненно, есть учащиеся, которые легко адаптируются во взрослом мире. Как правило, это активные ,коммуникативные ученики. Это о них говорил арабский поэт Омар Хайям, что «легче всего поддаются воспитанию те дети, которые в нем не нуждаются». Так как же сделать так, чтобы ребёнок, покидая стены школы, мог самостоятельно получать необходимые знания и умения, а самое главное, чтобы ему пригодилось то, что он приобрёл в школе.
Рассмотрим функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена высокой профессиональной мобильностью общества;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные:
• общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
• логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
• постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения.
Такой предмет, как «География» создаёт широкое поле возможностей для формирования познавательных УУД. Наиболее часто на уроках я применяю создание проблемной ситуации.
6 класс. «Ориентирование на местности».
Задается вопрос классу – вы когда либо боялись потеряться и не найти дорогу домой? Что мешает нам это сделать? (мы не знаем как и куда двигаться). Это и будет темой нашего урока. И часто тема урока звучит, как вопрос «Что такое «ориентироваться» ,что такое «азимут и как с его помощью двигаться?».
Что нужно вспомнить? (стороны горизонта и ориентирование по местным признакам).Как правило бывает очень много личных примеров, когда дети заблудились в лесу и или в незнакомой местности .Обсуждаются различные варианты нахождения выхода из сложившейся ситуации, как например, по сторонам горизонта, по компасу и вплоть до применения современных навигаторов. В конце урока проводится рефлексия. Наивысшей степенью овладения материалом считается, когда ребенок сам может придумать задания и их выполнить. Конечно, обязательным условием является самообладание в нестандартных ситуациях и недопущение паники.
6 класс. «Изображение рельефа на плане и карте».
На экране фрагмент плана местности. Это задание из экзаменационной работы 9 класса. Задание: выбрать место для игры в футбол. Учащиеся предлагают разные варианты. Почему мы не можем определить? Какое нужно поле для футбола? (ровное). Почему мы не можем определить, где ровно, а где нет? Мы не знаем, как изображается рельеф на плане.
Далее решаем, как можно неплоский объект перевести в плоскость. Вспоминаем, что все объекты на плане изображаются сверху. Пытаемся взглянуть на рельеф сверху. Помогает нам в этом пирамида.
И в конце урока мы окончательно выбираем участок. Дополнительно можно задать вопрос, а где лучше скатываться на санках? Выйти показать. Почему нельзя сильно разгоняться?
Для кого важно уметь определять неровности поверхности? + рефлексия
9 класс. «Факторы размещения производства»
Что это? Когда оно было построено? Почему именно в Набережных Челнах? Как различные условия могут влиять на размещение предприятий?
Знакомимся с факторами размещения производства. Самостоятельная работа по тексту учебника и по картам атласа по размещению автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения позволяют детям из изученных факторов размещения выбрать наиболее решающие, то есть учат рациональному мышлению. Ученики знакомятся и с понятиями «кооперирование», «специализация». При изучении данной темы у некоторых учащихся закладываются и основы выбора дальнейшей профессии.
9 класс. «Численность населения России»
Что это за цифры? Нам нужно узнать все демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост, естественная убыль ,продолжительность жизни, соотношение мужчин и женщин, продолжительность жизни, демографическая политика . Выявить причины: исторические, социально-экономические, культурно-религиозные, политические ,которые оказывают влияние на демографическую ситуацию в стране и представлять демографический прогноз на поколение вперед.
Одним из важных направлений формирования познавательных УУД является формирование оценочной деятельности, как к себе, к своей работе, так и к учебному материалу.
9 класс. «Угольная промышленность России»
Что значит дать хозяйственную оценку?
Выгодно или невыгодно разрабатывать месторождение полезного ископаемого с учетом способов добычи, качества сырья, глубины залегания и транспортных затрат на перевозку, насколько хватит запасов, как это повлияет на экономику региона и России в целом.
Ребята анализируют критерии, по которым можно оценить: запасы, как глубоко залегает уголь, какого он качество, каким способом добывают, есть ли рядом железная дорога на практической работе при сравнении двух угольных баз страны –Канско-Ачинского и Кузнецкого угольных бассейнов ( по картам и статистическим материалам)
Кроме этого, на уроках весьма часто применяются и другие приёмы формирования УУД :
• составление схем, картосхем и логических опорных конспектов, как самостоятельно, так и при управляющей роли учителя (например, при изучении в 7 и 8 классах климатообразующих факторов или почвообразующих факторов )
• установление причинно-следственных связей и применение знаний на практике ( например, при характеристике погодных условий)
• составление описаний по плану ( план характеристики географического положения объекта, план описания вод, природных зон, стран и так далее)
Главное, чтобы все реализуемые на уроке приёмы были подчинены и помогли разрешить проблемную ситуацию, созданную в начале. Тогда ни один миг урока не пройдёт мимо ребенка, и всё увиденное и услышанное он пропустит через себя, а значит поймет, запомнит и сможет когда-нибудь применить в жизни.