СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник докладов  II  Республиканской  Научно-практической конференции имени академика К.А.Валиева  Мамадыш ,2015 г.        

Просмотр содержимого документа
««Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»»

Министерство образования и науки РТ

Академия наук РТ

Мамадышский муниципальный район РТ

МБОУ «Лицей № 2 г.Мамадыш» Мамадышского муниципального района РТ

Сборник докладов

П Республиканской

Научно-практической конференции

Имени академика К.А.Валиева

Мамадыш ,2015 г.

Стр.179-182





«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии».

МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш», учитель географии Мубаракзянова Н.Х.

Цель обучения — научить обходиться без учителя.

Алберт Хаббард, американский писатель.

На мой взгляд основной проблемой для современной школы является чрезмерная опека подрастающего поколения В последние годы работы мы, педагоги, сталкиваемся с тем, что родители чаще стали все обязанности по воспитанию и обучению детей перекладывать на школу. Мы контролируем всё: начиная с того, не опоздал ли ребёнок в школу, какое у него настроение, поведение, здоровье, взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, наблюдаем за увлечениями и выявляем проблемы ребенка. Мы приучаем к тому, что каждый шаг учащихся находится под нашим контролем. И когда ребята уходят за порог школы, вот здесь-то многих из них ждут проблемы: никто не подсказывает, что и как сделать, как спланировать, как достичь. Потому что не научились этому в школе, то есть не научились самоконтролю и саморегуляции. Несомненно, есть учащиеся, которые легко адаптируются во взрослом мире. Как правило, это активные ,коммуникативные ученики. Это о них говорил арабский поэт Омар Хайям, что «легче всего поддаются воспитанию те дети, которые в нем не нуждаются». Так как же сделать так, чтобы ребёнок, покидая стены школы, мог самостоятельно получать необходимые знания и умения, а самое главное, чтобы ему пригодилось то, что он приобрёл в школе.

Рассмотрим функции универсальных учебных действий:

• обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена высокой профессиональной мобильностью общества;

• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные:

• общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

• логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения

• постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения.

Такой предмет, как «География» создаёт широкое поле возможностей для формирования познавательных УУД. Наиболее часто на уроках я применяю создание проблемной ситуации.

6 класс. «Ориентирование на местности».

Задается вопрос классу – вы когда либо боялись потеряться и не найти дорогу домой? Что мешает нам это сделать? (мы не знаем как и куда двигаться). Это и будет темой нашего урока. И часто тема урока звучит, как вопрос «Что такое «ориентироваться» ,что такое «азимут и как с его помощью двигаться?».

Что нужно вспомнить? (стороны горизонта и ориентирование по местным признакам).Как правило бывает очень много личных примеров, когда дети заблудились в лесу и или в незнакомой местности .Обсуждаются различные варианты нахождения выхода из сложившейся ситуации, как например, по сторонам горизонта, по компасу и вплоть до применения современных навигаторов. В конце урока проводится рефлексия. Наивысшей степенью овладения материалом считается, когда ребенок сам может придумать задания и их выполнить. Конечно, обязательным условием является самообладание в нестандартных ситуациях и недопущение паники.

6 класс. «Изображение рельефа на плане и карте».

На экране фрагмент плана местности. Это задание из экзаменационной работы 9 класса. Задание: выбрать место для игры в футбол. Учащиеся предлагают разные варианты. Почему мы не можем определить? Какое нужно поле для футбола? (ровное). Почему мы не можем определить, где ровно, а где нет? Мы не знаем, как изображается рельеф на плане.

Далее решаем, как можно неплоский объект перевести в плоскость. Вспоминаем, что все объекты на плане изображаются сверху. Пытаемся взглянуть на рельеф сверху. Помогает нам в этом пирамида.

И в конце урока мы окончательно выбираем участок. Дополнительно можно задать вопрос, а где лучше скатываться на санках? Выйти показать. Почему нельзя сильно разгоняться?

Для кого важно уметь определять неровности поверхности? + рефлексия

9 класс. «Факторы размещения производства»

Что это? Когда оно было построено? Почему именно в Набережных Челнах? Как различные условия могут влиять на размещение предприятий?

Знакомимся с факторами размещения производства. Самостоятельная работа по тексту учебника и по картам атласа по размещению автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения позволяют детям из изученных факторов размещения выбрать наиболее решающие, то есть учат рациональному мышлению. Ученики знакомятся и с понятиями «кооперирование», «специализация». При изучении данной темы у некоторых учащихся закладываются и основы выбора дальнейшей профессии.

9 класс. «Численность населения России»

Что это за цифры? Нам нужно узнать все демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост, естественная убыль ,продолжительность жизни, соотношение мужчин и женщин, продолжительность жизни, демографическая политика . Выявить причины: исторические, социально-экономические, культурно-религиозные, политические ,которые оказывают влияние на демографическую ситуацию в стране и представлять демографический прогноз на поколение вперед.

Одним из важных направлений формирования познавательных УУД является формирование оценочной деятельности, как к себе, к своей работе, так и к учебному материалу.

9 класс. «Угольная промышленность России»

Что значит дать хозяйственную оценку?

Выгодно или невыгодно разрабатывать месторождение полезного ископаемого с учетом способов добычи, качества сырья, глубины залегания и транспортных затрат на перевозку, насколько хватит запасов, как это повлияет на экономику региона и России в целом.

Ребята анализируют критерии, по которым можно оценить: запасы, как глубоко залегает уголь, какого он качество, каким способом добывают, есть ли рядом железная дорога на практической работе при сравнении двух угольных баз страны –Канско-Ачинского и Кузнецкого угольных бассейнов ( по картам и статистическим материалам)



Кроме этого, на уроках весьма часто применяются и другие приёмы формирования УУД :

• составление схем, картосхем и логических опорных конспектов, как самостоятельно, так и при управляющей роли учителя (например, при изучении в 7 и 8 классах климатообразующих факторов или почвообразующих факторов )

• установление причинно-следственных связей и применение знаний на практике ( например, при характеристике погодных условий)

• составление описаний по плану ( план характеристики географического положения объекта, план описания вод, природных зон, стран и так далее)



Главное, чтобы все реализуемые на уроке приёмы были подчинены и помогли разрешить проблемную ситуацию, созданную в начале. Тогда ни один миг урока не пройдёт мимо ребенка, и всё увиденное и услышанное он пропустит через себя, а значит поймет, запомнит и сможет когда-нибудь применить в жизни.