ОУД |
№ Группа 214 Родной язык | Профессия |
Преподаватель: Ионова Анна Григорьевна | E-mail: aionova57@mail.ru ВКонтакте: https://vk.com/id516054484 |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
01.04.2021 | 04.04.21 |
Правильность речи – одно из главных качеств, отличающее грамотного человека. Вам предлагается повторить некоторые нормы русского литературного языка.
Задание 1.
Пользуясь орфоэпическим словарем, расставьте ударение в данных словах. При этом помните, что встречающаяся в словарях помета доп. (допускается) обозначает не литературную норму, а допустимое употребление на разговорном уровне.
Договор, каталог, рудник, квартал, средства, маркетинг, обеспечение, эксперт, жалюзи, ходатайство, оптовый, начать, облегчить, предложить, углубить, позвонишь, газопровод, нефтепровод, трубопровод, мусоропровод.
Задание 2.
Поставьте данные слова в форму множественного числа, дописав у них необходимое окончание. Проверьте себя по словарю. В тех словах, где допустимо двоякое употребление, в скобках пометьте второй вариант.
Кондукторы(а), инженер__, диктор__, шофер__, инструктор__, бухгалтер__, лектор__, офицер__, конструктор__, маляр__, доктор__, повар__, профессор__, директор__, токарь__, пекарь__, слесарь__, лекарь__, корректор__, инспектор__.
Задание 3.
Поставьте данные слова в форму родительного падежа множественного числа.
Помидоры – помидоров, апельсины -_____________ ,
Мандарины-_____________, лимоны - ________________,
Яблоки - ________________, чулки - __________________,
Носки - _________________, туфли - _________________,
Сапоги - ________________, валенки - ________________,
Ботинки - _______________, солдаты - ________________,
Партизаны - _____________, граммы - _________________,
Килограммы - ___________________, турки - _________________,
Болгары - __________________, армяне - _________________,
Грузины - __________________, узбеки - __________________,
Задание 4.
Выберите и подчеркните правильно подобранные к данным словам прилагательные, показывающие их род. Орфоэпический словарь поможет Вам в этом.
Новый/новая тюль, сладкий/сладкое какао, рабочий/рабочая табель, черный/черное кофе, густой/густая шампунь, больной/больная мозоль, белый/белая рояль.
Задание5
Зачеркните букву «н» в тех словах, где она не нужна:
Инци(н)дент, преце(н)дент, дерма(н)тин, прете(н)дент, конста(н)тировать, компроме(н)тировать.
Задание 6
Замените числа словами:
Из (628) _____________________________________________ студентов справились с задачей чуть больше (370)________________________________.
Я вернусь домой с (285) _____________________________________________
__________________________________________________________ рублями.
Корм дали (196) ____________________________________________коровам.
В киоск пришла машина с 344 _____________________________________
__________________________________________________________ книгами.
Документы оформили (793) __________________________________________
___________________посетителям.
Я общаюсь через Интернет с (964) ____________________________________
___________________________ адресатами.
Мы встретимся в (2007) ________________________________________ году.
Подсказка:
Вспомним, как изменяются по падежам имена числительные (количественные и порядковые):
И (кто? Что?) двести семьдесят шесть малышей
Р (кого? чего?) двухсот семидесяти шести малышей
Д (кому? чему?) двумстам семидесяти шести малышам
В (кого? что?) двести семьдесят шесть малышей
Т (кем? чем?) двумястами семьюдесятью шестью малышами
П (о ком? о чем?) о двухстах семидесяти шести малышах
И (кто? Что?) двести семьдесят шестой малыш
Р (кого? чего?) двести семьдесят шестого малыша
Д (кому? чему двести семьдесят шестому малышу
В (кого? что?) двести семьдесят шестого малыша
Т (кем? чем?) двести семьдесят шестым малышом
П (о ком? о чем?) о двести семьдесят шестом малыше
Задание 7
1. Перепишите, употребив, где возможно, собирательные числительные в нужном падеже:
В цех приняли (два, двое) новых работников.
Мы купили стол с (три, трое) стульями.
Автобус забрал по дороге (пять, пятеро) студенток.
В корзине лежала кошка с (семь, семеро) котятами.
Их было (четыре, четверо) в тот день на посту.
Во время переправы (три, трое) саней ушло под лед.
Подсказка:
Собирательные числительные сочетаются со следующими словами:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое учеников, но две ученицы);
- со словами, обозначающими детей и детенышей животных (двое малышей, семеро козлят);
- со словами, обозначающими парные предметы или имеющими форму только множественного числа (трое очков, двое носков);
- с личными местоимениями (нас было семеро)
2. Поставьте местоимение «оба» в нужную форму:
Я встретилась с (оба, обе) _________________________подругами.
Отпуск предоставили (оба, обе) ________________________сотрудникам.
Задание 8
Перепишите данные предложения, устранив речевые и грамматические ошибки:
Мы обсудили о том, что нас волновало.________________________________
__________________________________________________________________
Я оплатил за проезд и сел на свободное место.__________________________
__________________________________________________________________
Я попытался предостеречь эту беду.___________________________________
Эта книга более интереснее. __________________________________________
Твой дом более выше. _______________________________________________
Исправив ошибку, меня переполнила радость.___________________________
__________________________________________________________________
Читая интересную книгу, детям нравятся картинки в ней._________________
__________________________________________________________________
Надо предпринять жесткие меры к нарушителям. ________________________
Старые идеи уже не играют значения.__________________________________
Окажите внимание нашей организации._______________________________
__________________________________________________________________
Ты помнишь свою автобиографию?___________________________________
__________________________________________________________________
У нас нет свободных вакансий.________________________________________
__________________________________________________________________
Пожилые старички любят поспать.____________________________________
__________________________________________________________________
Памятные сувениры вручили всем гостям.______________________________
__________________________________________________________________
В оперном театре состоялась первая премьера.__________________________
__________________________________________________________________
Он хотит, чтобы мы ехали на дачу, а мы не хочем._______________________
__________________________________________________________________
Не ложите руки на стол. _____________________________________________
__________________________________________________________________
Надень (одень) новое платье._________________________________________
Ихнее мнение меня не интересует._____________________________________
Евоная шуба дороже твоей.___________________________________________
__________________________________________________________________