ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»
Доклад на тему
«Игра- дело серьезное»
(профилактика игровых конфликтов)
Выполнила:
Педагог - психолог Тропина Н.И.
Январь 2021г.
«Игра- дело серьезное»
(профилактика игровых конфликтов)
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием, а дети в особенности. В игре происходит освоение детьми новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает детей в новые для них отношения.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности ребенка, удивительный феномен нашего существования.
Наблюдая за игрой детей, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит в игру. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка.
Игровые технологии, структура, функции, классификацию игр, руководство игровой деятельностью Вы давно все знаете. Поэтому остановимся подробнее на сложных игровых ситуациях .
В игре возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения детей друг с другом, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей, ситуации, требующие от детей нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и ребята чувствуют, что победа победе – рознь. Здесь должна присутствовать доброта, взаимопомощь, чуткость. Нужно уметь играть в команде, где недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность.
В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые, дети - агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.
Для детей младшего школьного возраста значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт .
И часто игра перестает быть игрой и переходит в ситуацию игрового конфликта.
Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства детей друг другом, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.
Ярким примером этого является обзывание. Обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность… Ведь именно здесь кроется весь смысл ситуации «дразнения». В том, как поведет себя потенциальная жертва в этой острой стрессовой ситуации, она очень ярко раскроет себя. Существует следующий ролевой расклад: агрессор — потенциальная жертва — наблюдатели . Обычно эти наблюдатели всегда присутствуют. Они составляют общественное мнение, выносят оценку поведения участников, распространяют ее по миру. Неслучайно особенно сильно дети дразнят друг друга в первые дни пребывания в санатории , когда детская группа складывается как структурированная общность. Дети часто придумывают прозвища, и обидные дразнилки.
Разберемся, с какой целью это делается.
Чтобы поиграть. Примерный ход мысли обидчика: «Подразню — побежит за мной, и мы поиграем в догонялки. Весело!»
Повеселить окружающих. Ребенок и не думал кого-то обижать, он просто захотел привлечь к себе внимание сверстников, вот и «пошутил», чтобы все посмеялись.
Попробовать «на прочность». Вот здесь уже обидчик провоцирует другого ребенка на ответные действия. Может, потому, что «противник» чем-то неприятен, может, чтобы «померяться силами» (такие «сражения» особенно используют мальчики).
Самоутвердиться. Причем самоутвердиться за чужой счет. Обидчик пытается «возвыситься» в собственных глазах, убедиться, что он лучше, умнее, сильнее, быстрее.
Привлечь к себе внимание взрослых. Не умея заслужить похвалу, испытывая проблемы в общении, дети часто дернятся и плохо себя ведут. Таким образом — обзываясь, дразня других — ребенок буквально «кричит» взрослым: «Обратите на меня внимание! Я не умею по-другому, но хочу, чтобы меня заметили!» (И замечают — наказывают.)
Выплеснуть агрессию. А вот здесь обидеть, побольнее задеть — осознанная цель. Собственная злость (отняли мяч, толкнули, ударили в игре) ищет выход и находит его в обидных криках.
Из зависти. Маленький обидчик может позавидовать чужой игрушке, красивому наряду, новенькому телефону. И возникает в душе решение «восстановить справедливость»: «У тебя, конечно, новый телефон, но зато ты — сонная черепаха, и я тебя сильнее!»
Для самозащиты. Мало кто из детей сможет удержаться и не обозвать обидчика в ответ.
Дразнилки и обзывания нужны обидчику, чтобы выплеснуть, «решить» собственные внутренние проблемы за счет других ребят.
Игровые конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение таких конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Стратегия поведения взрослого в конфликте:
Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).
Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.
Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).
Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).
Техника активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- после утвердительного высказывания - держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).
Техника позитивных сообщений:
1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).
2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).
3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).
4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).
Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.
Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
1. При разрешении конфликтной ситуации педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
2. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.
3. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
4. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Соблюдая и учитывая все это можно предупредить игровые конфликты, в случае же возникновения - разумно их разрешить и найти наиболее благоприятный исход сложной ситуации.
Педагог-психолог: Тропина Н.И.
Январь 2021 года