СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование современных технологий во внеурочной деятельности по географии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование современных технологий во внеурочной деятельности по географии»

Использование современных технологий во внеурочной деятельности по географии

Использование ИКТ

Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса. Деятельность школьников во внеурочное время осуществляется при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа направлена на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе.

Современное общество сделало ИКТ неотъемлемой частью образовательной среды. Использование современных технологий, какими являются ИКТ, служит эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса, открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;

  • активизирует познавательную деятельность;

  • развивает мышление и творческие способности;

  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эффективное использование ИКТ во внеурочной деятельности осуществляется через:

  • проектно-исследовательскую деятельность

  • компьютерные презентации

  • виртуальные экскурсии в музеи и на выставки, по городам России

  • участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках географии и во внеурочной деятельности стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия и мероприятия более наглядными и интересными.

Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации, позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Информационные технологии помогают изготовить и оформить дидактический материал.

Учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Это способствует формированию интеллектуальных умений, обучению способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию.

Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Персональный компьютер сегодня одно из самых мощных и эффективных из всех существовавших до сих пор технических средств обучения, позволяющий заметно повысить качество усвоения информации и интерес к предмету, а также осуществлять интегративный подход в обучении.

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проектная работа выполняется учащимся с большой степенью самостоятельности.

Проектные технологии применяются в основном как внеурочная деятельность, только результат которой можно продемонстрировать другим учащимся в форме выступления на уроке или конференции, или участие в научных проектах.

Проектные технологии использую в своей педагогической деятельности. 10 лет мы с детьми участвуем в областном экологическом проекте «Погода», проводимом Государственным заповедником «Воронинский». Цель – формирование экологического сознания через наблюдения за погодными условиями. Проект реализуется с 1 февраля по 22 марта. В течение полутора месяцев учащиеся проводят наблюдения за температурой воздуха, направлением ветра, атмосферным давлением, облачностью и осадками. Затем все наблюдения обрабатываются в программе Microsoft Office Excel, строим графики, диаграммы, проводим сравнительную характеристику за все годы наблюдения, делаем выводы. Итоги подводятся на научно-практической конференции «У природы нет плохой погоды»: доклад представляется в виде компьютерной презентации в программе Microsoft Office PowerPoint. Участвуем очно, детям нравится, ждут ежегодно. Участие в подобных конференциях учит многому:

  • навыкам самостоятельной работы по сбору материала,

  • работе с различными программами на компьютере при обработке этого материала,

  • умению работать в коллективе,

  • навыкам публичного выступления,

  • у детей появляется возможность увидеть и сравнить свою работу и работу своих сверстников, обретая уверенность в собственных силах.

Экскурсионно-туристическая работа.

Одна из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа.

Существует несколько определений понятия «экскурсия». Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина: «экскурсия от лат. ехсursіо - поездка - коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями».

Не всегда есть возможность посетить различные места нашей Родины. С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет. Использую в своей практике заочные путешествия, не забывая о возрастной категории обучающихся: «Вчера и сегодня родного города», «Красоты Тамбовского края», «Путешествие по карте Тамбовской области», «Мы вместе Крым», «Города России» и т.д.

Но очные путешествия по городам России оставляют незабываемые впечатления в душе каждого ребенка. За последние годы нам удалось побывать в г. Москва, где ребята познакомились с особенностями нашей столицы, которая выполняет функции не только административного значения, но и является промышленно-транспортным узлом, а также имеет важное историческое значение - «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!».

Экскурсия - это понятие, которое в широком смысле подразумевает познавательную поездку. Таковой была экскурсия в Константиново, музей-заповедник. Она объединила всех, кому интересен С.Есенин, его творчество, его жизнь, кто захотел соприкоснуться с прошлым. Но, побывав в Рязанской области, обучающиеся познакомились с особенностями почвенного слоя, рельефа, климата, провели сравнительную характеристику зон.

Экскурсия на родину Л.Толстого – музей усадьбу «Ясная Поляна» способствовала не только углублению и расширению кругозора обучающихся по истории и литературе, но и с точки зрения географического краеведения развитию интереса к предмету.

Экскурсии развивают тягу к прекрасному и искусству и можно их считать обязательной частью процесса обучения благодаря благоприятному влиянию на общий процесс развития и воспитания. Экскурсия в Воронеж, а по пути мы побывали в старинном поселении Рамонь, отвечала всем перечисленным целям. Воронежский океанариум - самый первый океанариум, открытый в Центральном федеральном округе в 2011 году, позволил увидеть около 200 видов рыб, несколько десятков морских млекопитающих, а также рептилий и птиц. Некоторых представителей океанической фауны можно увидеть только здесь. Например, электрического угря, крабов-пауков, тигровую песчаную акулу. Данная экскурсия была направлена на изучение окружающего мира, позволила обогатиться новыми знаниями.

Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Экскурсионный метод построен на примере показа. Большие возможности для учителя географии в организации внеурочной работы предоставляет краеведческий музей. Обучающиеся нашей школы посещают районный краеведческий музей, музейно-выставочный центр г. Тамбова, дом-музей Мичурина, дом-музей Герасимова, музейный комплекс «Усадьба Асеевых».

Весенне-летний период используем для экскурсий на близлежащие территории.

Анализ собственного опыта показывает, что показателями эффективности внеурочной деятельности по географии являются:

  • повышение познавательного интереса учащегося к предмету;

  • рост самостоятельности школьников во время уроков;

  • активное участие в общественно-полезной работе;

  • приобретение умений работы с различными источниками информации;

  • проявление профессиональной заинтересованности;

  • позитивные изменения взаимоотношений в системе ученик-ученик, ученик-учитель.



Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший выращивает рис.

Умный культивирует почву,

Дальновидный воспитывает работника.

Японская мудрость

Юрловский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

Учитель географии Малахов Ю.Ст.