МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШОЙ КУГАНАК
Протокол № _________ «_______»_________2017г. _______ С.А.Симаков
«_____»_________2017г. Приказ № _____________
от «____»________2017г.
2017 г.
№ | Тема урока | Дата проведения | Основные виды деятельности | Примечание |
План | Факт. |
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. | 06.09 | 06.09 | Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Рассматривание репродукций картин-натюрмортов отечественных художников (мультимедийная презентация, учебник). Коллективное обсуждение и ответы на вопросы: какие цветы дети знают? Какого цвета бывают цветы? Какую они имеют форму? Показ приемов работы кистью при изображении осенних цветов. Выполнение упражнения в творческой тетради. Обсуждение с учащимися того, как они будут рисовать кистью композицию на тему «Чужие цветы краснее, а свои милее». Рисование осенних цветов в тетради. Основы художественного изображения. Рисование с натуры или по памяти (акварель, гуашь, кисти) | |
2 | В жостовском подносе все цветы России. | 13.09 | 13.09 | Знакомство с искусством мастеров жостова. Рисование узоров Жостова (гуашь). Беседа о работах жостовских мастеров-кузнецов, о секретах рождения формы жостовского подноса «В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки». Коллективное обсуждение особенностей художественного промысла, обмен впечатлениями о работах народных мастеров. Анализ технологии конструирования объемного подноса из плотной бумаги по мотивам жостовских изделий. Показ приемов работы кистью при рисовании узоров по мотивам жостовской росписи | |
3 | Русские лаки: традиции мастерства. | 20.09 | 20.09 | Путешествие в прошлое: «Жостовский поднос и его хозяин». Беседа о сходстве и различии в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа в творческой тетради. Обсуждение художественных удач школьников при анализе их работ. | |
4 | Натюрморт: свет и тень, форма и объем. | 27.09 | 27.09 | Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель, цветные мелки). Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии реального изображения. Рассматривание многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников (мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, образцы. Выявление приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Коллективное рассуждение о форме даров природы и способах передачи их объема на плоскости листа. Выполнение рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем. | |
5 | Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 04.10 | 04.10 | Знакомство с творчеством японских и китайских мастеров. Расширение представлений о зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента. Рассматривание одного из вариантов конструкции змея в виде птицы (ласточки) и графической схемы орнаментальной композиции (в творческой тетради). | |
6 | Лоскутная мозаика: традиции мастерства. | 12.10 | 18.10 | Знакомство с произведениями традиционного искусства из текстильных материалов (мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий). Коллективный обмен мнениями об увиденных произведениях декоративно-прикладного искусства. Беседа «Чуден свет – мудры люди, дивны дела их». Создание эскиза орнамента для своего лоскутного коврика. | |
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. | 18.10 | 23.10 | Знакомство с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства. Коллективный обмен мнениями об увиденных живописных полотнах, услышанных стихотворениях, замыслах авторов этих произведений. Рассказы о наблюдениях природы. Работа с учебником, подготовка ответов на вопросы, помогающие уяснить особенности изображения пространства на плоскости. Выполнение упражнений-экспериментов в рабочей тетради. | |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика. | 25.10 | 25.10 | Беседа: родные края в росписи гжельской майолики, об особенности изображения гжельского пейзажа, природных мотивах гжельской майолики. Приемы работы кистью по «растяжению» цвета от темного к светлому и в обратном порядке. Знакомство с терминами: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Освоение детьми на практике палитры мастеров гжельской майолики. Рисование кистью по мотивам пейзажа майолики Гжели. Сравнение работ. | |
9 | В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. Изба. | 08.11 | | Знакомство с терминами и понятиями: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень. Работа на материале изобразительного ряда в учебнике, помогающая понять связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома, усвоить архитектурные термины и понятия. мира | |
10 | В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. Терем. | 15.11 | | Описание домов-теремов в литературных произведениях. Знакомство с контрастами архитектурных объемов и форм. Расширение представлений о старинной архитектуре на примере теремных построек. Работа с литературными текстами, сказками, подготовка ответов на вопросы об особенностях конструкции и декора теремов. Выполнение зарисовок отдельных элементов конструкции дома-терема | |
11 | Живая природа: форма, цвет, пропорции. | 22.11 | | Обобщение детских впечатлений, связанных с предварительным наблюдением птиц, зимующих в нашем краю, в природе. Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырому» на примере набросков птиц, выполненных художником В.Каневским. Выполнение быстрых акварельных набросков птиц по памяти в технике «по сырому». | |
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. | 29.11 | | Знакомство с художественными произведениями в жанре натюрморта. Анализ колористических решений, найденных художниками при изображении предметов при разных видах освещенности. Выполнение упражнения на подбор оттенков цвета в тени к заданному набору оттенков цвета освещенных поверхностей. Завершение графического рисунка натюрморта в цвете с учетом искусственного освещения. | |
13 | Экскурсия. Пейзаж в графике: черный и белый цвета Уральская зима. | 06.12 | | Знакомство с графическими композициями А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В. Прибыткова «Окраина в снегу». Коллективное обсуждение возможностей графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Показ приемов работы. Экспериментирование с белой краской. | |
14 | Орнамент народов мира: традиции мастерства. НРК. Башкирские народные узоры. | 13.12 | | Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера, Башкортостана. Сравнение традиционной одежды народов по иллюстрациям в учебнике, в тетради. Определение общих мотивов и раскрытие символики орнамента. Творческая работа над эскизом украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений. | |
15 | Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | 20.12 | | Рассказ о традициях празднования Нового года у разных народов. Завершение композиции праздничного карнавала с использованием нарисованных фигурок для эскизов костюмов. Заполнение всей поверхности листа цветом с помощью приема растяжения цвета и приема раздельного мазка. Обсуждение новогодних картин: отбор тех из них, в которых праздничность, необычность, яркость выражены особенно интересно. | |
16 | Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. | 27.12 | | Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и на Руси. Разнообразный мир масок. Знакомство с творческой работой художницы А. Журавлевой. Переработка реальных форм и явлений в декоративный образ Работа по созданию образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков, и атрибутов. Выполнение эскиза образа матушки-зимы с использованием разнообразных материалов. | |
17 | НРК. В каждом посаде в своём наряде. Русский и башкирский народный костюм: узоры-обереги. | 17.01 | | Характеристика ансамбля женского костюма с учетом разницы составных частей ансамбля. Знакомство с ансамблями северорусского и южнорусского костюма из коллекции. Работа со словарем терминов – элементов русского и башкирского народного костюма. Проведение сравнительного анализа главных частей костюмов. | |
18 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. | 24.01 | | Знакомство с театральными костюмами известных художников. Знакомство с театральными костюмами. Выявление роли художника в создании сценического образа (декорации и костюм). Разъяснение понятий: костюм сценический, костюмер. Прослушивание суждений учащихся о том, какой эскиз сценического костюма выбран для творческой работы, | |
19 | В мире народного зодчества: памятники архитектуры. | 31.01 | | Беседа о видах изобразительного искусства. Архитектура. Об исторические памятники архитектуры. Работа с текстом учебника (с. 66–67) и иллюстрациями исторических памятников архитектуры (учебник, с. 68–69). Знакомство с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины | |
20 | «Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. | 07.02 | | Беседа о красоте града Китежа. Работа с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры (учебник, с. 68–69); подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей. Создание творческой композиции «Старинный русский город-крепость» | |
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. | 14.02 | | Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства. Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям. Выполнение учащимися в 24.02творческой тетради набросков человека в движении по представлению. Выбор сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее в тетради. | |
22 | Женский портрет: выражение и пропорции лица. | 21.02 | | Работа по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы. Чтение схем изображения головы человека. Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Выслушивание рассказов авторов рисунков о тех, кого они запечатлели в своих работах. | |
23 | Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. | 28.02 | | Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа. Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. Подготовка ответов на вопросы. Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы. Создание собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Заслушивание авторов интересных композиций, оценка общего эмоционального состояния работ | |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка. | 07.03 | | Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки, их историей. Обобщение выразительных возможностей народной игрушки. Беседа, раскрывающая определение: игрушка – «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом. Участие в изовикторине. Выполнение зарисовок, понравившихся народных деревянных игрушек. Выставка «Русская деревянная игрушка». | |
25 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. | 14.03 | | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Чтение композиционных схем к иллюстрациям. Схематичное построение эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Создание сюжетной композиции. Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. | |
26 | НРК. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. | 21.03 | | Создание сюжетной композиции. Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою | |
27 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. | 04.04 | | Знакомство с творчеством художников-маринистов. Природные состояния, отраженные в картинах (спокойствие, буря, шторм, сумерки, тревога и т. д.). Беседа об одном из главных признаков весны – таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы. Чтение композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений. Экспериментирование с цветом и выполнение творческого задания в тетради | |
28 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. | 11.04 | | Рисование элементов растительного узора. Приемы выполнения цветочного узора Повторение за мастером элементов растительного узора. | |
29 | русская набойка: традиции мастерства. | 18.04 | | Повторение за мастером элементов растительного узора. Беседа об истории возникновения и развития искусства павловопосадских платков. Создание композиции цветочного узора. Беседа об искусстве ручной набойки. Просмотр мультимедийной презентации. «Сравнение приемов ручной набойки мастера, жившего в XIX веке, с приемами работы современных набойщиков из Павловского Посада». Работа по учебнику, творческой тетради. Коллективный обмен мнениями. | |
30 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | 25.04 | | Повторение за мастером элементов растительного узора. Последовательность работы над рисунком Беседа об искусстве ручной набойки. Просмотр мультимедийной презентации. Работа по учебнику, творческой тетради. Коллективный обмен мнениями. | |
31 | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. | 02.05 | | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла Беседа о всенародном празднике Победы с использованием учебника. Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование с красками, поиск цветовых оттенков для передачи красоты фейерверка. Сочинение собственной композиции «Салют Победы». | |
32 | НРК. Гербы городов России. Символические изображения: состав герба. | 08.05 | | Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов Золотого кольца России. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города. Ответы на вопросы изовикторины. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся использовали при реализации своего замысла. | |
33 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. | 16.05 | | Беседа с учащимися по их предварительным наблюдениям цветущей природы. Рассматривание произведений известных художников и ответы на вопросы. Экспериментирование с красками: поиск разнообразных оттенков цвета для теневой и освещенной поверхности сиреневых соцветий. Выполнение творческого задания: сочинение собственной композиции. | |
34 | НРК. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. | 23.05 | | Сравнение, техники исполнения и средств выразительности. Образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе. | |
35 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. | 30.05 | | Сравнение, техники исполнения и средств выразительности. Образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Рассматривание произведений искусства со сказочными мифологическими мотивами. Коллективное рас суждение об образах-символах, сюжетах картин, композиционных схемах. Творческая работа: выполнение изображения зверя в разных техниках (по выбору). Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи» | |