СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование по ИЗО УМК Перспектива

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШОЙ КУГАНАК

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ

__________ __________И.А.Пантюхина с.Большой Куганак

Протокол № _________ «_______»_________2017г. _______ С.А.Симаков

«_____»_________2017г. Приказ № _____________

от «____»________2017г.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по изобразительному искусству

для 3а класса

Базовый уровень

(ФГОС НОО)





Составитель:

Федорова Татьяна Ивановна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории




2017 г.




Тема урока

Дата проведения

Основные виды деятельности

Примечание

План

Факт.

1

Земля одна, а цветы на ней разные.

06.09

06.09

Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Рассматривание репродукций картин-натюрмортов отечественных художников (мультимедийная презентация, учебник). Коллективное обсуждение и ответы на вопросы: какие цветы дети знают? Какого цвета бывают цветы? Какую они имеют форму? Показ приемов работы кистью при изображении осенних цветов. Выполнение упражнения в творческой тетради. Обсуждение с учащимися того, как они будут рисовать кистью композицию на тему «Чужие цветы краснее, а свои милее». Рисование осенних цветов в тетради. Основы художественного изображения. Рисование с натуры или по памяти (акварель, гуашь, кисти)


2

В жостовском подносе все цветы России.


13.09

13.09

Знакомство с искусством мастеров жостова. Рисование узоров Жостова (гуашь). Беседа о работах жостовских мастеров-кузнецов, о секретах рождения формы жостовского подноса «В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки». Коллективное обсуждение особенностей художественного промысла, обмен впечатлениями о работах народных мастеров. Анализ технологии конструирования объемного подноса из плотной бумаги по мотивам жостовских изделий. Показ приемов работы кистью при рисовании узоров по мотивам жостовской росписи


3

Русские лаки: традиции мастерства.

20.09

20.09

Путешествие в прошлое: «Жостовский поднос и его хозяин». Беседа о сходстве и различии в приемах кистевой росписи мастеров Жостова и Городца. Проговаривание учащимися состава своей композиции цветочной росписи на подносе и приемов ее выполнения. Самостоятельная работа в творческой тетради. Обсуждение художественных удач школьников при анализе их работ.


4

Натюрморт: свет и тень, форма и объем.

27.09

27.09

Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель, цветные мелки). Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии реального изображения. Рассматривание многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников (мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, образцы. Выявление приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Коллективное рассуждение о форме даров природы и способах передачи их объема на плоскости листа. Выполнение рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем.


5

Орнамент народов мира: традиции мастерства.

04.10

04.10

Знакомство с творчеством японских и китайских мастеров. Расширение представлений о зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента. Рассматривание одного из вариантов конструкции змея в виде птицы (ласточки) и графической схемы орнаментальной композиции (в творческой тетради).


6

Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

12.10

18.10

Знакомство с произведениями традиционного искусства из текстильных материалов (мультимедийная презентация, учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий). Коллективный обмен мнениями об увиденных произведениях декоративно-прикладного искусства. Беседа «Чуден свет – мудры люди, дивны дела их». Создание эскиза орнамента для своего лоскутного коврика.


7

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

18.10

23.10

Знакомство с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства. Коллективный обмен мнениями об увиденных живописных полотнах, услышанных стихотворениях, замыслах авторов этих произведений. Рассказы о наблюдениях природы. Работа с учебником, подготовка ответов на вопросы, помогающие уяснить особенности изображения пространства на плоскости. Выполнение упражнений-экспериментов в рабочей тетради.


8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика.

25.10

25.10

Беседа: родные края в росписи гжельской майолики, об особенности изображения гжельского пейзажа, природных мотивах гжельской майолики. Приемы работы кистью по «растяжению» цвета от темного к светлому и в обратном порядке. Знакомство с терминами: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Освоение детьми на практике палитры мастеров гжельской майолики. Рисование кистью по мотивам пейзажа майолики Гжели. Сравнение работ.


9

В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. Изба.

08.11


Знакомство с терминами и понятиями: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень. Работа на материале изобразительного ряда в учебнике, помогающая понять связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома, усвоить архитектурные термины и понятия. мира


10

В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. Терем.

15.11


Описание домов-теремов в литературных произведениях. Знакомство с контрастами архитектурных объемов и форм. Расширение представлений о старинной архитектуре на примере теремных построек. Работа с литературными текстами, сказками, подготовка ответов на вопросы об особенностях конструкции и декора теремов. Выполнение зарисовок отдельных элементов конструкции дома-терема


11

Живая природа: форма, цвет, пропорции.

22.11


Обобщение детских впечатлений, связанных с предварительным наблюдением птиц, зимующих в нашем краю, в природе. Знакомство с техникой акварельной живописи «по сырому» на примере набросков птиц, выполненных художником В.Каневским. Выполнение быстрых акварельных набросков птиц по памяти в технике «по сырому».


12

Каждая изба удивительных вещей
полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции.

29.11


Знакомство с художественными произведениями в жанре натюрморта. Анализ колористических решений, найденных художниками при изображении предметов при разных видах освещенности. Выполнение упражнения на подбор оттенков цвета
в тени к заданному набору оттенков цвета освещенных поверхностей. Завершение графического рисунка натюрморта в цвете
с учетом искусственного освещения.


13

Экскурсия. Пейзаж в графике: черный и белый цвета Уральская зима.

06.12


Знакомство с графическими композициями А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В. Прибыткова «Окраина в снегу».
Коллективное обсуждение возможностей графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Показ приемов работы. Экспериментирование с белой краской.


14

Орнамент народов мира: традиции мастерства. НРК. Башкирские народные узоры.

13.12


Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера, Башкортостана. Сравнение традиционной одежды народов по иллюстрациям в учебнике, в тетради. Определение общих мотивов и раскрытие символики орнамента. Творческая работа над эскизом украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений.


15

Карнавальные новогодние фантазии: импровизация.

20.12


Рассказ о традициях празднования Нового года у разных народов. Завершение композиции праздничного карнавала с использованием нарисованных фигурок для эскизов костюмов. Заполнение всей поверхности листа цветом с помощью приема растяжения цвета и приема раздельного мазка. Обсуждение новогодних картин: отбор тех из них, в которых праздничность, необычность, яркость выражены особенно интересно.


16

Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

27.12


Беседа о традициях маскарадных представлений у разных народов и на Руси. Разнообразный мир масок. Знакомство с творческой работой художницы А. Журавлевой. Переработка реальных форм и явлений в декоративный образ Работа по созданию образа матушки-природы на основе отбора интересных и характерных для зимы признаков, и атрибутов. Выполнение эскиза образа матушки-зимы с использованием разнообразных материалов.


17

НРК. В каждом посаде в своём наряде. Русский и башкирский народный костюм: узоры-обереги.

17.01


Характеристика ансамбля женского костюма с учетом разницы составных частей ансамбля. Знакомство с ансамблями северорусского и южнорусского костюма из коллекции. Работа со словарем терминов – элементов русского и башкирского народного костюма. Проведение сравнительного анализа главных частей костюмов.


18

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

24.01


Знакомство с театральными костюмами известных художников. Знакомство с театральными костюмами. Выявление роли художника в создании сценического образа (декорации и костюм). Разъяснение понятий: костюм сценический, костюмер. Прослушивание суждений учащихся о том, какой эскиз сценического костюма выбран для творческой работы,


19

В мире народного зодчества: памятники архитектуры.

31.01


Беседа о видах изобразительного искусства. Архитектура. Об исторические памятники архитектуры. Работа с текстом учебника (с. 66–67) и иллюстрациями исторических памятников архитектуры (учебник, с. 68–69). Знакомство с основными архитектурными элементами крепостного ансамбля. Проведение изовикторины


20

«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.

07.02


Беседа о красоте града Китежа. Работа с произведениями искусства, знакомящими с памятниками архитектуры (учебник, с. 68–69); подготовка ответов на вопросы и нахождение разнообразных композиционных схем в изображении старинных крепостей. Создание творческой композиции «Старинный русский город-крепость»


21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.

14.02


Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства. Работа по вопросам к представленным в учебнике художественным произведениям. Выполнение учащимися в 24.02творческой тетради набросков человека в движении по представлению. Выбор сюжета для батальной сцены, обдумывание композиции и выполнение ее в тетради.


22

Женский портрет: выражение и пропорции лица.

21.02


Работа по репродукциям женских портретов, ответы на вопросы. Чтение схем изображения головы человека. Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Выслушивание рассказов авторов рисунков о тех, кого они запечатлели в своих работах.


23

Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

28.02


Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа. Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. Подготовка ответов на вопросы. Анализ композиции, цветового решения творческой работы учащихся детской художественной школы. Создание собственной композиции масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Заслушивание авторов интересных композиций, оценка общего эмоционального состояния работ


24

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка.

07.03


Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки, их историей. Обобщение выразительных возможностей народной игрушки. Беседа, раскрывающая определение: игрушка – «зеркало жизни», данное известным художником и исследователем игрушки Н. Д. Бартрамом. Участие в изовикторине. Выполнение зарисовок, понравившихся народных деревянных игрушек. Выставка «Русская деревянная игрушка».


25

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

14.03


Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Чтение композиционных схем к иллюстрациям. Схематичное построение эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Создание сюжетной композиции. Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою.


26

НРК. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет.

21.03


Создание сюжетной композиции. Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком Просмотр иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою


27

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

04.04


Знакомство с творчеством художников-маринистов. Природные состояния, отраженные в картинах (спокойствие, буря, шторм, сумерки, тревога и т. д.). Беседа об одном из главных признаков весны – таянии снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривание морских пейзажей, подготовка ответов на вопросы. Чтение композиционных схем и нахождение соответствующих им живописных произведений. Экспериментирование с цветом и выполнение творческого задания в тетради


28

Цветы России на павловопосадских платках и шалях.

11.04


Рисование элементов растительного узора. Приемы выполнения цветочного узора Повторение за мастером элементов растительного узора.


29

русская набойка: традиции мастерства.

18.04


Повторение за мастером элементов растительного узора. Беседа об истории возникновения и развития искусства павловопосадских платков. Создание композиции цветочного узора. Беседа об искусстве ручной набойки. Просмотр мультимедийной презентации. «Сравнение приемов ручной набойки мастера, жившего в XIX веке, с приемами работы современных набойщиков из Павловского Посада». Работа по учебнику, творческой тетради. Коллективный обмен мнениями.


30

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

25.04


Повторение за мастером элементов растительного узора. Последовательность работы над рисунком Беседа об искусстве ручной набойки. Просмотр мультимедийной презентации. Работа по учебнику, творческой тетради. Коллективный обмен мнениями.


31

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве.

02.05


Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла Беседа о всенародном празднике Победы с использованием учебника. Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование с красками, поиск цветовых оттенков для передачи красоты фейерверка. Сочинение собственной композиции «Салют Победы».


32

НРК. Гербы городов России. Символические изображения: состав герба.

08.05


Знакомство с искусством создания герба на примерах гербов городов Золотого кольца России. Рассказы учащихся о значении изображения на гербе родного города. Ответы на вопросы изовикторины. Заслушивание сообщений о том, какие законы науки геральдики учащиеся использовали при реализации своего замысла.


33

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет
и цвет.

16.05


Беседа с учащимися по их предварительным наблюдениям цветущей природы. Рассматривание произведений известных художников и ответы на вопросы. Экспериментирование с красками: поиск разнообразных оттенков цвета для теневой и освещенной поверхности сиреневых соцветий. Выполнение творческого задания: сочинение собственной композиции.


34

НРК. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства.


23.05


Сравнение, техники исполнения и средств выразительности. Образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе.


35

Наши достижения. Я знаю.
Я могу. Наш проект.

30.05


Сравнение, техники исполнения и средств выразительности. Образ зверя или птицы в орнаментальном мотиве Беседа о том, как богатый животный мир Земли оживает в произведениях народных мастеров мира. Прослушивание суждений учащихся, в которых они делятся своими представлениями об образах-символах в народном искусстве, полученными в течение разных лет обучения в школе. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Рассматривание произведений искусства со сказочными мифологическими мотивами. Коллективное рас суждение об образах-символах, сюжетах картин, композиционных схемах. Творческая работа: выполнение изображения зверя в разных техниках (по выбору). Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи»