СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классификация показателей качества продукции

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрыты характеристики показателей качества продукции по направлениютехнология управления качеством в образовательном проекте

Просмотр содержимого документа
«Классификация показателей качества продукции»

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ВятГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ










Курсовая работа

на тему «Классификация показателей качества продукции»

по дисциплине «Технология управления качеством в образовательном проекте»







Выполнил

Гусев Николай Валериевич,

студент группы ПОб-3703-62-64

Проверил(а)

Ходырева Елена Анатольевна













Киров, 2018

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 6

1.1 Основные понятия, термины и определения качества продукции 6

1.2 Характеристика базовых показателей, которые используются при оценке качества продукции 11

2. СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 19

2.1 Качество образования 19

2.2 Особенности показателей качества основного общего образования 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34




ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только высшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции [27].

Качество – многоплановое понятие, которое отражает проявление совокупности многих факторов, начиная от динамики и уровня развития национальной экономики и заканчивая умением организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной деятельности. Для обеспечения качества требуется объединение творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, которая ассоциируется с острой конкуренции, проявляются факторы, делающие качество определенным условием для выживания производителей продукции, т.е. становятся определяющим результатом деятельности товаропроизводителей.

Качество продукции включает в себя множество компонентов, которые представляют собой разделенные на группы показатели качества. Показатели качества – основной критерий потребительских ценностей товара и, в зависимости от его первоначального качества, создают базу для формирования цены, себестоимости изделия. Такие показатели качества продукции, как ее эксплуатационная безопасность, долговечность и надежность, дизайн, качество технологии ее изготовления, уровень обслуживания после продажи, являются главными параметрами для современного покупателя, когда он думает совершить покупку и, следовательно, определяют уровень успешности фирмы на рынке.

Оценка уровня качества продукции производится путем расчета показателей, с целью сопоставить различные потребительские свойства товара и его экономические характеристики, т.е. определить самый оптимальный уровень качества продукции.

При развитии рыночных отношений обеспечение необходимого уровня качества продукции должно являться стратегическим направлением любой хозяйственной деятельности.

Важнейшее направление интенсивного развития экономики – улучшение качества продукции, которое является источником экономического роста и эффективности общественного производства. Эти условия способствуют росту значения комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства. Проблема повышения качества не может быть решена только совместными усилиями руководителей и членов трудовых коллективов предприятий, без участия государства и федеральных органов управления. Следует отметить, что немаловажную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктуя свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Производство высококачественной продукции – это ключ к улучшению качества жизни людей в стране.

Если брать во внимание неовеществленную продукцию, то с каждым годом все больше приобретает значимость такой продукт, как образование. А качество становится одной из главных целей развития образования.

Используя понятия «качество образования», очень часто ему приписывают различные значения. Например, для педагогов оно может означать наличие качественного учебного плана, в полной мере обеспеченного учебными материалами, а для учащихся – иметь отношение с умениями и навыками, которые непременно понадобятся в жизни. Родители воспринимают качество образования, как элемент связанный с развитием индивидуальности их детей. Для общества качество связано с теми ценностными ориентирами учащихся, которые могут найти свое выражение в гражданской позиции, в гуманистической или технократической направленности их профессиональной деятельности [9].

Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательного процесса, но и оценку качества образовательных достижений учащихся и выпускников. В этом случае качество образования – характеристика системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [9].

Таким образом, показатели качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров. Оценка результативности возможна только во взаимосвязи показателей [9].

Цель курсовой работы – изучить классификацию показателей качества продукции.

Поставленные задачи курсовой работы:

  1. изучить основные понятия, термины и определения качества продукции;

  2. охарактеризовать базовые показатели, которые используются при оценке качества продукции;

  3. рассмотреть качество образования;

  4. изучить особенности показателей качества основного общего образования.

Объект исследования – качество продукции.

Предмет исследования – классификация показателей качества продукции.

Теоретической основой курсовой работы являются учебные пособия и литература по управлению качеством, а также нормативные документы в области качества продукции. Полученная информация анализировалась, синтезировалась и обобщалась. Эмпирические методы исследования: наблюдение, описание и сравнение показателей качества основного общего образования.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ


  1. Основные понятия, термины и определения качества продукции


Исследователи современной педагогической науки до сих пор пытаются определить такое понятие, как «качество». Кто-то объясняет качество как свойство объекта, которое составляет его устойчивость, постоянство и выявляет его сущностную характеристику [17].

Другие же рассматривают качество в двух вида: абсолютное и относительное. Абсолютное качество – это наивысший стандарт, которым обладает предмет и его невозможно улучшить. Относительное качество – это, во-первых, соответствие нормам, которые могут быть определены изготовителем или в соответствии с требованиями к конкретному объекту, и, во-вторых, соответствие запросам потребителя, то есть удовлетворение реальных потребностей [33].

Качество, которое относительное, фиксируется на какой-то определенный период времени и поддается изменениям, если появляется более прогрессивная технология. Абсолютным же качеством обладают эталоны той или иной продукции. Эталоном могут быть лучшие отечественные и зарубежные образцы или требования, закрепленные в стандартах или технических условиях [13].

Некоторые дают качеству такое определение – совокупность определенных свойств, характеризующих сущность объекта и отличие его от других объектов [8].

На сегодняшний день международная организация по стандартизации ИСО дает понятию «качество» определение, представленное в таблице 1. Также в таблице указаны не менее важные и значимые термины «продукция», «качество продукции» и другие, тесно связанные с этими терминами, понятия, которые определяются международными и национальными стандартами. Связь этих понятий схематично показана на рисунке 1.


Таблица 1 – Основные термины и определения, связанные с «качеством»

Термин

Определение термина

Качество

Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности [3]

Продукция

Материализованный результат деятельности или процесса, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными и неовеществленными (энергия, информация) [1]

Свойства

продукции

Это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия [1]

Качество

продукции

Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [1]

Показатель

качества

продукции

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления [1]

Признак

продукции

Качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции [1]

Параметр

продукции

Признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состоянии [1]

Управление

качеством

продукции

Действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества [1]


Рисунок 1 – Связь понятий «признак», «параметр» и «показатель качества» продукции

Суть качества продукции – удовлетворение общественных и личных потребностей. Качество и количество выпускаемой продукции представляют собой источники национального богатства страны. Следовательно, высокое качество продукции обеспечивает интенсивный рост этого богатства.

В современном мире устойчивое положение любого предприятия на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, а ее способность конкурировать связана с уровнем цены и уровнем качества [14].

Качество продукции зависит многих факторов, некоторые из них [15]:

  • качество сырья и материалов;

  • уровень развития науки и технологий;

  • прогрессивность применения технологий;

  • организация труда и производства;

  • квалификация кадров.

Представить зависимость качества продукции можно различными способами. Наиболее распространенный из них – пирамида качества (рисунок 2). Пирамида качества наглядно отображает подход TQM (Total Quality Management) или Всеобщего менеджмента качества [27].


Рисунок 2 – Пирамида качества


Термин TQM появился для обозначения японского подхода, который предполагает непрерывное улучшение качества во всех сферах производственной деятельности (закупки, сбыт, организация работы и пр.). В современном понимании TQM – философия управления организацией, сфокусированная на качестве. Качество достигается за счет участия всех членов персонала в деятельности по совершенствованию работы. Подход подразумевает не только долгосрочный успех, но ещё и выгоды для членов организации и общества. Хотя следует отметить, что TQM не является ни системой, ни инструментом, ни процессом управления [7].

Цель TQM заключается в достижении длительного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.

Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Тактика TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.

Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты [21].

Система качества имеет взаимосвязь со всеми видами деятельности, которые определяют качество продукции. Изменения показателей качества формируют модель жизненного цикла продукции, или по-другому петлю качества (рисунок 3). За основу модели берется цепочка последовательных видов деятельности, качество которых отражается на показателях качества продукции.

Качество продукции планируется и формируется в производственной сфере, а в потребительской – подвергается изменениям. Характеристики продукции могут быть изменены посредством воздействия на элементы петли качества [20].


Рисунок 3 – Петля качества


Петля качества наглядно показывает, как качество процессов отражается на качестве конечного результата. По характеру воздействий на этапы петли качества могут быть выделены три направления: обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества [30].

Под обеспечением качества продукции подразумевается совокупность проводимых по заранее обдуманному плану мероприятий, которые направлены на создание условий для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция могла удовлетворять заданным требованиям по качеству. Так, например, для продукции технического направления обеспечение качества подразумевает, что проектирование и изготовление продукции будет обеспечено таким образом, чтобы изначально все ее составляющие и сама продукция в целом могла выполнять заданные функции.

Управление качеством продукции – это деятельность оперативного характера, методами которой являются управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, на производстве или в системе качества, а также устранение этих несоответствий и самих причин, которые могут их вызвать. Одним из примеров управления качеством служит статистическое регулирование технологического процесса с помощью контрольных карт. Данный метод позволит в любой момент предотвратить появление дефектов и отклонений, поэтому более предпочтителен, нежели методы, связанные с управлением качеством по отклонениям, уже имевшим место случится.

В связи с этим постоянное улучшение качества продукции преследует цели, заключающиеся не только в улучшении параметров продукции, но и в повышении стабильности качества изготовления ее элементов, а также в снижении издержек.

Постоянное улучшение качества продукции – важнейший фактор повышения эффективности производства. Чем выше будет качество продукции, тем оно более полно будет удовлетворять население продовольствием. Продукция высокого качества является решением многих задач, например [10], [19]:

  • помогает повысить производительность труда;

  • обеспечивает экономическую эффективность производства за счет более выгодной реализации качественной продукции;

  • гарантирует сбыт за счет высоких потребительских свойств;

  • повышает экспортные возможности;

  • обеспечивает безопасность для здоровья потребителей.


  1. Характеристика базовых показателей, которые используются при оценке качества продукции


Показатель качества продукции – количественная характеристика одного или нескольких свойственных признаков продукции, которые в целом составляют ее качество. Рассматривается характеристика применительно к определенным условиям создания и эксплуатации продукции или ее потребления [19].

Перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции, устанавливается посредством выбора показателей качества.

Выбор показателей качества продукции – принципиальный пункт. Каждый недочет может привести к недостоверному результату, т.е. по факту его уровень не будет согласовываться итогам проведения исследования.

Для объективной оценки уровня качества и для обоснования выводов по результатам этой оценки, исследование продукции по единственному критерию, конечно же, недостаточно. Любой товар богат огромным количеством характеристик, совокупность которых определяет его качество. Отсюда рождается необходимость выбора соответствующей номенклатуры показателей, по которым собственно и будет проводиться оценка. Какой перечень наименований количественных характеристик продукции будет выбран, зависит от таких условий, как [16]:

  • свойства и назначения продукции;

  • условия эксплуатации;

  • требования потребителей;

  • цели управления качеством продукции;

  • требования, установленные нормативной документацией.

Номенклатура, как комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей окончательно сформировывается на этапе проектирования продукции, т.к. здесь идет их заложение в конструкцию. Затем этап производства характеризуется воплощением этих показателей. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной особенностью каждого товара, выделяя его среди других видов продукции. Показатели качества составляют ее потребительские свойства, делая при этом продукцию привлекательной и конкурентоспособной [26].

При обосновании выбора номенклатуры показателей качества учитываются [15]:

  • назначение и условия использования продукции;

  • анализ требований потребителя;

  • задачи управления качеством продукции;

  • состав и структура характеризуемых свойств;

  • основные требования к показателям качества.

В настоящее время показатели качества продукции классифицируют по четырем направлениям: по количеству характеризуемых свойств; по характеризуемым свойствам; по способу выражения; по этапам определения значений показателей (рисунок 4).


Рисунок 4 – Классификация показателей качества продукции


Классификация по характеризуемым свойствам становится все более популярной среди систематизации показателей качества продукции. Структура этой классификации представляет собой 10 групп показателей.

  1. Показатели назначения характеризуют способность продукции во время эксплуатации эффективно выполнять свои предназначенные функции (например, производительность). Данные показатели делятся на следующие подгруппы: показатели производительности, эффективности и конструктивные требования [13], [25], [26].

  2. Показатели надежности представляют свойства продукции сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортировки. Надежность состоит из следующих показателей [2], [13], [25]:

Безотказность – свойство продукции постоянно сохранять работоспособность в течение определенного времени или некоторой наработки, которая выражается в вероятности безотказной работы, средней наработки до отказа, интенсивности отказов.

Долговечность – свойство продукции сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов. Единичные показатели долговечности – средний ресурс, средний срок службы.

Ремонтопригодность – свойство продукции, которое заключается в том, чтобы поддерживать и восстанавливать работоспособное состояния путем проведения ремонтов и технического обслуживания. Единичные показатели ремонтопригодности – вероятность восстановления работоспособного состояния, среднее время восстановления.

Сохраняемость – свойство продукции сохранять исправное и работоспособное, пригодное к потреблению состояние, способное выполнять заданные функции, в течение и после хранения и/или транспортирования. Единичные показатели сохраняемости – средний срок сохраняемости и назначенный срок хранения.

  1. Показатели экономичности определяют совершенство изделия по уровню затрат материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию. Это себестоимость и цена продукции, прибыль ее производителя и продавца, эксплуатационные расходы потребителя продукции, которые складываются из следующих статей [26]:

  • стоимость количества потребляемой энергии;

  • стоимость расходуемых материалов, запасных деталей и инструмента;

  • стоимость обслуживания, ремонта и утилизации;

  • различные страховые отчисления, оплата налогов, плата за выброс вредных веществ и другие.

  1. Эргономические показатели отображают удобство эксплуатации продукции в системе «человек – изделие – среда использования» и выражаются через гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические свойства человека [13], [25].

  2. Эстетические показатели определяют композиционное совершенство изделия (продукции) [13], [25], [26]:

  • информационная выразительность;

  • различное сочетание цветов;

  • целостность и стабильность товарного вида;

  • рациональность формы.

  1. Показатели технологичности характеризуют эффективность свойств конструкции продукции, которые обеспечивают массовый выпуск и достижение оптимальных затрат при ее производстве, изготовлении, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества. Технологичность продукции является определяющим показателем ее экономичности. К единичным показателям технологичности относятся [13], [25]:

  • удельная трудоемкость;

  • материалоемкость;

  • энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия;

  • длительность цикла технического обслуживания и ремонтов и др.

  1. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции составными частями, которые подразделяются на стандартные, унифицированные и оригинальные. И для производителя, и для потребителя важно, чтобы продукция содержала больше стандартных и унифицированных деталей. К данной группе показателей относятся коэффициенты: применяемости; повторяемости; унификации изделия или группы изделий [13], [25].

  2. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту продукции и степень патентной чистоты технических решений продукции. Данные показатели позволяют определить, насколько конкурентоспособна продукция на внутреннем и внешнем рынке [13], [25], [26].

  3. Экологические показатели характеризуют адаптивность продукции к сосуществованию с окружающей природой и отражают уровень влияния неблагоприятных воздействий на окружающую среду, которые могут возникнуть в процессе хранения, эксплуатации продукции или ее потребления. Содержание вредных примесей, которые выбрасываются в окружающую среду; вероятность выброса вредных частиц, газов и излучений, превышающих уровень ПДК и т.п. – все это относится к вредным воздействиям [13], [25], [26].

  4. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, которые гарантируют безопасность человека и других объектов, при изготовлении, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции. Показатели должны отвечать требованиям к мерам и средствам защиты человека в условиях аварийной и экстремальной ситуации, не санкционированной и не предусмотренной правилами эксплуатации в зоне возможной опасности [13], [25], [26].

Остальные группы показателей тоже являются немаловажными. К первой группе показателей качества продукции относятся [13], [25], [26]:

  • Единичные показатели характеризуют один конкретный параметр продукции, функцией которого является качество;

  • Комплексные (обобщающие) показатели являются средней величиной, которая объединяет ряд свойств продукции, учитывая при этом их количественные оценки и коэффициентов весомости.

  • Интегральные показатели отражают соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции.

Оптимальным значением показателя качества продукции является такое, при котором достигается наибольший полезный эффект от потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию.

В мировой практике для оценивания степени преимущества продукции используется градация (класс, сорт) – своего рода категория, присвоенная продукции, которая имеет практически такое же функциональное применение, но требования к качеству все же различаются.

При численном обозначении высшему классу обычно присваивается число 1, а при обозначении количеством каких-либо знаков, например звездочек, обычно низший класс имеет меньшее количество таких знаков.

Согласно Федеральному закону РФ «О защите прав потребителей» [4]:

  • по товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы;

  • по продуктам питания, медикаментам, товарам бытовой химии – срок годности.

Вышеперечисленные показатели устанавливают определенные сроки, по истечении которых товар не только теряет свою эксплуатационную пригодность, но и становится опасным для жизни, здоровья и имущества его потребителя [25].

Практически невозможно учесть все показатели при обозначении максимально полной характеристики продукции. Поэтому очень важно выделять именно те показатели, которые отражают наиболее существенные потребительские свойства продукции. К этим главным показателям предъявляют определенные требования, которые должны обеспечивать [24], [26]:

  • монотонную связь с качеством при условии постоянства остальных показателей;

  • простоту определения, измерения и контроля;

  • наглядность отображения свойств объекта или процесса;

  • соответствие рассматриваемым свойствам;

  • хорошую чувствительность к изменению этих свойств;

  • устойчивость к случайным помехам;

  • повышение эффективности производства;

  • соответствие качества продукции определенным потребностям в соответствии с ее назначением;

  • учитывание современных достижений в науке и основных направлений технического прогресса в отраслях народного хозяйства.

База формирования значений показателей качества продукции представляет собой [15]:

  • расчетные или прогнозируемые показатели;

  • значения, рекомендуемые авторитетными организациями;

  • лучшие значения в мировой или национальной практике;

  • стандарты или нормативы.

Посредством совокупности показателей качества продукции определяется уровень ее качества. Под уровнем качества продукции принято понимать относительную характеристику качества продукции, основание которой зиждется на сравнении двух величин: значения показателей качества оцениваемой продукции и базовые значения соответствующих показателей [19].




  1. СПЕЦИФИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Качество образования


Вопросы обеспечения качества такого продукта, как «образование» занимают приоритетное место в определении задач его развития и реформирования. Актуальность проблемы качества образования в последние годы все больше приобретает чрезвычайный характер, т.к. эта проблема комплексная и является довольно сложной. Чтобы раскрыть суть проблемы необходимо обозначить понятия «образование» и «качество образования».

Образование – телеологический процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Также это продукт формирования интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, целью которого является удовлетворение образовательных потребностей и интересов личности путем приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности [6].

Общее образование – вид образования, направленность которого базируется на развитии личности и приобретении в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений и навыков, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [6].

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации были установлены следующие уровни общего образования:

  • дошкольное образование;

  • начальное общее образование;

  • основное общее образование;

  • среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на два уровня – это среднее профессиональное образование и высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации).

Исходя из предъявляемых требований производства, состояния науки, техники, культуры, а также общественных отношений и задаются уровни общего и специального образования.

Основное общее образование (5-9 классы) – вторая ступень общего образования в России, которое является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования [18].

Цели и задачи основного общего образования состоят в том, чтобы создать условия для становления и формирования личности обучающегося, заключающиеся [32]:

  • в формировании нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения;

  • в овладении основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда;

  • в развитии склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению.

Одной из главных задач развития образования является качество. А целью любой реформы образования становится повышение качества образования, которое является одним из основных вопросов современной педагогики и общества в целом. В связи с этим понятие «качество образования» становится предметом обсуждения многих ученых и методистов, в том числе и педагогов. Несмотря на интенсивный поиск по выявлению сущности понятия «качество образования», часто появляются и другие вопросы, касающиеся тех или иных сторон данного понятия.

Качество образования – это иерархически организованный комплекс свойств, параметров и характеристик образования, которые в совокупности последовательно и эффективно формируют компетентность и профессиональное сознание и обеспечивают возможность удовлетворения потребностями по разностороннему развитию личности учащегося, соответствуя при этом интересам общества и государства [29], [34].

Качество образования определяет ряд основных факторов:

  1. профессорско-преподавательский состав;

  2. учебно-методическое обеспечение;

  3. материально-техническая база;

  4. интеллектуальный потенциал учебного заведения;

  5. учащиеся и выпускники.

Если рассматривать качество образования как взаимосвязанную структуру, то в ней можно выделить три главных компонента: качество результата, качество процесса, качество условий (рисунок 5). Оценка качества результата обуславливает изменение качества условий и качества процесса, а оценка качества процесса обуславливает развитие качества условий и влияет на качество результатов. Следовательно, качество одного компонента влияет на качество других компонентов. Таким образом, идет взаимообратный процесс (спиралеобразный процесс развития) в целях повышения качества всей системы образования.


Рисунок 5 – Компоненты качества образования и их взаимосвязь


Рассматривая качество системы основного общего образования, можно выделить элементы, которые и определяют три главных компонента качества образования.

Элементы качества условий:

  • качество цели образования;

  • качество образовательного стандарта;

  • качество образовательной программы;

  • качество деятельности преподавательского состава;

  • активность органов управления;

  • личностные качества учащихся;

  • уровень учебной информационно-методической обеспеченности;

  • уровень материально-технической базы.

Элементы качества процесса:

  • качество содержания образования образовательных программ;

  • управление образовательного процесса;

  • качество учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения;

  • технология образовательного процесса;

  • качественный состав персонала (преподавателей);

  • качество учащихся.

Элементы качества результата:

  • качество знаний учащегося;

  • качество учебно-познавательной деятельности учащегося;

  • развитие личности учащегося;

  • уровень подготовленности выпускника;

  • компетентность выпускника;

  • конкурентоспособность и трудоустройство выпускников;

  • достижения и динамика карьерного роста выпускников.

Все элементы качества образовательной деятельности взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой, поэтому указанное выше разделение можно считать условным. Взаимосвязь и взаимозависимость элементов определяется характером отношений самих компонентов качества образования. Одни элементы, способствуя в какой-то степени формированию качества, кардинально влияют на другие элементы.

Структура взаимосвязи компонентов качества образования имеет такое строение, которое показывает влияние на формирование последующих компонентов. Это означает, что качество полученных знаний и навыков, качество учебной и познавательной деятельности, развитие личности учащегося прямым образом влияют на становление качественного уровня подготовленности и компетентности выпускника, а чем выше уровень квалифицированности выпускника, тем выше конкурентоспособность, сказывающаяся на трудоустройстве выпускников. Все достижения выпускников и будущий карьерный рост показывают качество результата, а, следовательно, и сам уровень качества образования.

Отсюда можно сделать вывод, что малейшее снижение качества образования пагубно отразится на конечном пункте результата – достижения выпускника как личности.

Причинами снижения качества могут служить различные факторы, которые зависят не только от учеников и учителей, но ещё и от родителей [11]:

  • слабый контроль посещаемости в первую очередь со стороны родителей, и только потом уже со стороны школы;

  • частые пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

  • отсутствие должной связи с учителями-предметниками;

  • отсутствие согласованности требований к ответу учащихся со стороны педагогического состава;

  • недостаточное владение знаниями об особенностях возрастной психологии ребенка;

  • недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе;

  • отсутствие выраженной направленности на развитие учащегося;

  • отсутствие у детей учебной мотивации и видения перспективы для приложения своих умений, знаний и навыков;

  • недостаточная практическая и деятельностная направленность в образовательном процессе, преобладание пассивных форм обучения;

  • недостаточная работа с родителями.

Для того чтобы вовремя распознать снижение уровня качества образования существуют показатели качества, с помощью которых определяется начальный уровень, или сравнивается уровни до и после введение каких-либо образовательных реформ, и, конечно же, выявляются сами причины снижения качества образования.


  1. Особенности показателей качества основного общего образования


Качество основного общего образования – совокупность характеристик и свойств образовательной деятельности, степень соответствия федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральным государственным требованиям которой определяется степенью достижений планируемых результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников и общества.

ФГОС включает в себя требования к следующим параметрам [5]:

  • результаты освоения основной образовательной программы ООО;

  • структура основной образовательной программы ООО (соотношение частей основной образовательной программы к их объёму и соотношение обязательной части основной образовательной программы к части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации основной образовательной программы ООО.

Для определения соответствия качества образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников на основном уровне, требованиям ФГОС следует обозначить основные  показатели качественной эффективности деятельности школы [11], [12]:

  • содержание образовательных программ;

  • управление образовательным процессом;

  • учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение образовательного процесса;

  • технология образовательного процесса;

  • качественный состав персонала (преподавателей);

  • качество учащихся.

Содержание образовательных программ представляет собой перечень требований (предметов, навыков, знаний, объема учебной нагрузки и т.д.), которые необходимо соблюсти для получения основного общего образования. Эти требования полностью основаны на ФГОС ООО и не могут быть мягче, чем предусмотренные стандартом.

  1. Нормативная база:

  • наличие документов вышестоящих управленческих структур;

  • качество учебных планов;

  • наличие и характер образовательных программ.

  1. Цель образовательных программ:

  • умение ставить цель;

  • умение планировать;

  • умение отразить результаты в целях;

  • достижимость цели.

  1. Приоритетные направления:

  • наличие плана;

  • приоритеты в образовательной программе;

  • эффективность составленных планов.

  1. Качество учебного плана:

  • наличие и качество базисных учебных планов;

  • наличие и качество вариативных учебных планов.

  1. Набор программ дополнительного образования:

  • количество программ дополнительного образования;

  • механизмы реализации.

Управление образовательным процессом – это целенаправленный, системно-организованный процесс воздействия на структурные компоненты этого процесса и связи между ними. Управление обеспечивает целостность и эффективную реализацию функций составных элементов обра­зовательного процесса, его оптимальное развитие [31].

  1. Структура школы:

  • управленческий аппарат;

  • службы, отделы, комиссии;

  • классы, сменность.

  1. Качество управленческого персонала:

  • умение разработать перспективный план;

  • умение доводить план до сведения структур;

  • умение реализовать и контролировать образовательный процесс.

  1. Документация по руководству:

  • наличие функциональных обязанностей;

  • наличие регламента деятельности;

  • стиль руководства.

  1. Обратная связь:

  • наличие системы внутришкольного контроля;

  • механизм и характер получаемой информации об образовательном процессе;

  • наличие коррекционных действий.

Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое оснащение образовательного процесса.

  1. Описание учебно-методического обеспечения:

  • наличие книг, пособий, измерительных инструментов, аудио- и видеоматериалов, программного обеспечения;

  • возможные Интернет-ресурсы;

  • эффективность использования учебно-методической базы.

  1. Описание материально-технического оснащения:

  • наличие лабораторий, компьютерных классов, спортивных залов и площадок и т.д.;

  • эффективность использования материально-технической базы.

Технология образовательного процесса – это совокупность организационных форм научных и практических методов, средств и инструментов, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, которые создают комфортную образовательную среду, содействующую достижению запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.

  1. Качество плана-конспекта преподавателей:

  • характер поставленной цели;

  • методические составляющие;

  • система контроля;

  • планирование методики обучения.

  1. Современные методы обучения:

  • наличие используемых современных методов обучения;

  • эффективность их использования.

  1. Система оценивания:

  • контроль и диагностика в учебном процессе;

  • наличие измерительных инструментов;

  • механизм оценки знаний;

  • механизм коррекции знаний учащихся.

  1. Механизм анализа результатов и коррекция учебного процесса:

  • подведение итогов диагностирования;

  • механизм коррекции учебного процесса;

  • наличие планов дальнейших действий.

Качественный состав персонала (преподавателей) – степень профессиональной и квалификационной пригодности работников в сфере образования для достижения целей преподавательской деятельности.

  1. Профессиональный уровень преподавателей:

  • образование, квалификация;

  • степень овладения методикой обучения;

  • степень овладения технологией обучения.

  1. Мотивация преподавателей:

  • отношение к собственной деятельности;

  • система поощрения.

  1. Наличие системы повышения квалификации:

  • планы повышения квалификации;

  • количество преподавателей, повысивших квалификацию.

  1. Компетентность в инновационных методиках:

  • знание об инновационных методиках обучения;

  • умение использовать инновационные методики в учебном процессе.

  1. Укомплектованность штатами:

  • количество штата;

  • качество штатных сотрудников.

Качество учащихся:

  1. Успешность достижения образовательного результата:

  • уровень обученности учащихся (основное общее образование);

  • соответствие достигнутых умений и навыков ФГОС;

  • готовность учащихся к продолжению образования (среднее общее и среднее профессиональное образование).

  1. Сформированность учебно-познавательных навыков:

  • осознанность умения;

  • самостоятельность применения полученных знаний (добровольное участие в олимпиадах различного уровня);

  • полнота умения.

  1. Уровень воспитанности учащихся:

  • поведение и деятельность воспитуемых;

  • воспитательное влияние школы, коллектива и окружающей среды.

  1. Сформированность ценностных ориентиров учащихся (соответствие «Портрету выпускника основной школы» [5]):

  • любить свой край и своё Отечество, знать русский и родной язык, уважать культуру и духовные традиции своего народа;

  • осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познавать мир, осознавая ценность труда, науки и творчества;

  • быть социально активным, уважать закон и правопорядок, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

  • осознанно вести здоровый образ жизни, безопасный для человека и окружающей среды.

  1. Сформированность профессионального самоопределения выпускников основной школы:

  • наличие основного и альтернативного планов;

  • обоснование профессионального выбора в соответствии со своими возможностями, желаниями и востребованностью профессии в обществе;

  • понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  1. Сформированность умений адаптироваться и взаимодействовать в коллективе:

  • умение оценивать ситуации, высказать свою точку зрения;

  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

  • эмоционально-психологическая комфортность в коллективе;

  • усвоение общеколлективных мотивов деятельности;

  • уважение других людей, умение вести с ними конструктивный диалог, достигая взаимопонимания;

  • уровень взаимоотношений в классе и семье.

Все перечисленные показатели качества основного общего образования взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день качество учащихся является первым и основным критерием оценки эффективности качества образовательной деятельности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современное представление понятия «качество» дает огромное количество определений этому термину. Но, тем не менее, большинство придерживается определения, которое указано в государственном стандарте ИСО.

В условиях нынешней рыночной экономики задача качества везде и всюду имеет первый номер. На международных рынках спросом пользуются товары достаточно высокого качества по относительно умеренным ценам. Продукция же низкого качества слабо реализуется даже по заниженной цене. Если фирма будет производить и поставлять высококачественный товар, то, несомненно, она получит конкурентные преимущества и, естественно, улучшит общие результаты своей деятельности.

Связь качества с общей эффективностью деятельности фирмы можно представить в виде пирамиды качества, которая отображает влияние качества на общество в целом. Следует начать с того, что это работа, обеспечивающая высокий уровень производства и требуемых условий труда. Обоснованность принимаемых управленческих решений и система планирования – составляющие качества работы, следствием которого является качество выпускаемой продукции. Этап «качество продукции» заключается в оценке качества готовой продукции, определении мнения потребителей, анализе рекламации.

Пирамида качества наглядно отображает подход TQM или всеобщего менеджмента качества. Любая организация может использовать концепцию TQM и на ее основании базировать систему качества, т.к. TQM поддерживает результаты трудовой деятельности на высококачественном уровне и улучшает финансовые показатели. Всеобщий менеджмент качества включает в себя различные теоретические основы и практические методы, которые направлены на одну единственную цель – непрерывное улучшение качества [21].

Установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции связано с разработкой системы управления качеством, элементы которой образуют петлю качества. Петля качества представляет собой жизненный цикл продукции замкнутый в виде кольца. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач управления качеством продукции. Петля качества наглядно показывает, как качество процессов отражается на качестве конечного результата [28].

Для того чтобы система управления качеством продукции функционировала как можно эффективнее обязательно нужно определить иерархическую структуру показателей качества продукции. В настоящее время все более популярной становится классификация показателей качества по характеризуемым свойствам. Структура этой классификации представляет собой десять групп показателей, совокупность которых формирует качество продукции. С каждым годом все большее значение приобретают экологические, эргономические, эстетические параметры продукции.

Практически невозможно учесть все показатели при обозначении максимально полной характеристики продукции. Поэтому очень важно выделять именно те показатели, которые отражают наиболее существенные потребительские свойства продукции. Эти главные показатели должны легко определяться и измеряться, наглядно отображать свойства объекта или процесса и соответствовать этим свойствам, повышать эффективность производства, учитывать современные достижений в науке и технике.

От качества продукции зависит, прежде всего, ее конкурентоспособность, а значит и все завершающие результаты деятельности организации. Кроме того, качество продукции определяет уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения. Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к максимальному снижению затрат.

В последние годы актуальность проблемы обеспечения качества такого продукта, как «образование» занимает определенное место и все больше приобретает чрезвычайный характер, т.к. эта проблема комплексная и является довольно сложной.

Можно представить образование как продукт, посредством которого формируется характер, умственные и физические способности личности или как процесс, с помощью которого общество через образовательные учреждения целенаправленно передает свои накопленные знания, ценности и навыки поколению за поколением.

Одной из главных задач развития образования является качество, а целью любой реформы образования становится повышение качества образования.

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности, соотношение цели и результата обучения которой обеспечивает степень удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг: достаточный уровень знаний, умений и навыков, умственного, физического и нравственного развития личности. Одновременно это и системная модель, и организация и процедуры, которые гарантируют учащимся необходимое общественное развитие.

Качество образования находится в постоянной динамике. Появление новых возможностей и условий способствует его повышению, которому нет предела. Тем не менее, проблемы качества образования все же есть и самую большую опасность представляет снижение качества образовательного процесса. Существенным решением этой проблемы, естественно, будет исключение самой возможности снижения качества, т.к. от этого зависят конечные судьбоносные результаты – достижения выпускника как личности.

Вовремя распознать малейшее снижение уровня качества возможно при помощи показателей качества образования. На уровне основного общего образования эти показатели разделяются на шесть групп. Ключевым компонентом при оценке эффективности качества образовательной деятельности является «качество учащихся», которое включает в себя такие показатели, как: воспитанность учащихся, успешность достижения образовательного результата, соответствие «Портрету выпускника основной школы», формирование профессионального самоопределения выпускников основной школы и их учебно-познавательных навыков, а также их адаптация и взаимодействие в коллективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с Изменением N 1) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru, свободный. - Яз. Рус.

  2. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gosthelp.ru, свободный. - Яз. Рус.

  3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ( с Изменениями N 1) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru, свободный. - Яз. Рус.

  4. ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (с изменениями на 18 апреля 2018 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru, свободный. - Яз. Рус.

  5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://минобрнауки.рф, свободный. - Яз. Рус.

  6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru, свободный. - Яз. Рус.

  7. TQM - ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kpms.ru, свободный. - Яз. Рус.

  8. Давыдова, Л. Н. Различные подходы к определению качества образования [Текст] / Л. Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. – М., 2005. – № 2. – С. 5–8.

  9. Ефремова, Н. Ф. Учебные достижения как объект тестирования и показатель качества в образовании [Текст] / Н. Ф. Ефремова // Вопросы тестирования в образовании. – 2004. – №9. – С. 53–61.

  10. Качество и конкурентоспособность продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moodle.ggau.by, свободный. - Яз. Рус.

  11. Качество образования в школе. Проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://pedsovet.org, свободный. - Яз. Рус.

  12. Качество образовательного процесса в структуре качества образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.natural-sciences.ru, свободный. - Яз. Рус.

  13. Качество продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://center-yf.ru, свободный. - Яз. Рус.

  14. Качество продукции и техническое регулирование [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studme.org, свободный. - Яз. Рус.

  15. Классификации показателей качества продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studme.org, свободный. - Яз. Рус.

  16. Классификация показателей качества. Контроль качества продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://businessman.ru, свободный. - Яз. Рус.

  17. Лернер, И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? [Текст] / И. Я. Лернер. – М., 1978. – 208 с.

  18. Общее образование [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный. - Яз. Рус.

  19. Основные сведения о качестве продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studme.org, свободный. - Яз. Рус.

  20. Основы управления качеством. Глава 2 Формирование качества. Петля Качества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://biglibrary.ru, свободный. - Яз. Рус.

  21. Основы управления качеством. Глава 4 Концепция «всеобщего управления качеством» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://biglibrary.ru, свободный. - Яз. Рус.

  22. Пирамида качества (тема) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kachupr.ru, свободный. - Яз. Рус.

  23. Пирамида качества [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.ru, свободный. - Яз. Рус.

  24. Показатели качества продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.labex.ru, свободный. - Яз. Рус.

  25. Показатели качества продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.grandars.ru, свободный. - Яз. Рус.

  26. Показатель качества [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org, свободный. - Яз. Рус.

  27. Понятие качества продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.grandars.ru, свободный. - Яз. Рус.

  28. Ребрин, Ю. И. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Ю.И. Ребрин. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.

  29. Селезнева, Н. А. (науч. ред.) Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств [Текст] / Н. А. Селезнева. – М., 2004. С. 44.

  30. Управление качеством продукции [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studme.org, свободный. - Яз. Рус.

  31. Управление образовательным процессом [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studopedia.su, свободный. - Яз. Рус.

  32. Уровни образования в российской федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://мой-ориентир.рф, свободный. - Яз. Рус.

  33. Шишов, С. Е. Мониторинг качества образования в школе [Текст] / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – М.: РПА, 1998. – 352 с.

  34. Шмырева, Н. А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития [Текст] / Н. А. Шмырева, М. И. Губанова, З. В. Крецан. – Кемерово, 2002. С. 100.


4