СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по обучению грамоте В подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по обучению грамоте В подготовительной группе»


Цели:

Обучающие:

  1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).

  2. Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

  3. Упражнять в составлении предложений.

  4. Формировать умение делить слова на слоги.

  5. Упражнять в графическом изображении звука – букве.


Развивающие:

  1. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

  2. Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

  2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

  3. Формировать чувство товарищества.


Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.


Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):

Наглядный материал: Цветок с семью лепестками, медиа проектор, ноутбук, презентация к занятию, конверт с письмом.

Раздаточный материал: конверты с заданиями:

  • буквы – ш,к,о,л,а,с,н,у,п,и;

  • цветные квадратики (красные, синие, зеленые);

  • карточки с цифрами 1,2,3;

  • карточки с недорисованными буквами.





Ход занятия


Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение? 
Дети. Хорошее, радостное, веселое. 
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 

Дети становятся в круг

Воспитатель.

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро!- солнцу и птицам,
- Доброе утро! - приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длится до вечера.

Молодцы!

(Звенит звонок)


Воспитатель.

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 

Все садимся на места,

Ждут нас славные дела.
Ждут затеи и задачи, 
Игры, шутки, всё для вас. 
Я желаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!


Дети садятся на свои места


Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?

(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает: «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.)


Воспитатель. Вот так сюрприз. Мудрая Сова прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да). И узнаем что то новое до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.


Итак, отрываем лепесток под цифрой 1 и читаем, что же за задание в нем находится.

  1. «Отгадай загадку»


Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.


Воспитатель. Для того, чтобы отгадать эту загадку, необходимо определить первые звуки в словах – картинках и составить из них слово. Найдите на своих столах конвертики под № 1. Посмотрите, что лежит в этих конвертах.

Дети. Буквы.

Воспитатель. Мы с вами знаем, что буква – это графическое изображение звука. Сейчас на экране вы увидите картинки, определите первый звук слова – предмета, изображенного на картинке, найдете букву, соответствующую данному звуку и выложите перед собой. Задание понятно?


(один ребенок выполняет задание у доски).


На слайде по очереди отображаются картинки:

шар, котенок, обруч, лимон, арбуз.


Воспитатель. Ребята, что вы видите на экране?

Дети. Шар.

Воспитатель. Какой первый звук в слове «Шар»?

Дети. Звук [ш].

Воспитатель. Найдите букву, которая обозначает звук [ш] и положите её перед собой. Это первая буква слова – отгадки.


Продолжаем выполнять задание.

Дети выполняют аналогичные действия с другими картинками и выкладывают перед собой буквы: Ш К О Л А


Воспитатель. Что за слово у нас получилось, прочитайте его?

Дети. Школа.

Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с первым заданием справились.

Отрываем лепесток под цифрой 2 и читаем следующее задание.


  1. «Отгадай загадку и составь звуковой домик для слова - отгадки».


Он для ручек домом стал.

Называется... (пенал).

На слайде отображается картинка – отгадка: картинка ПЕНАЛ


Воспитатель. Открываем конверт под № 2. Что там лежит?

Дети. Разноцветные квадратики для составления звукового домика.

Воспитатель. Итак, начнем звуковой разбор слова ПЕНАЛ. Назовите, пожалуйста, первый звук в слове ПЕНАЛ.

Дети. Звук [п’].

Воспитатель. Кто даст характеристику этому звуку?

Ребенок. Звук [п’] – согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель. Какого цвета квадрат мы подберем для этого звука?

Дети. Зеленого цвета.


Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковой домик для слова ПЕНАЛ. Один ребенок работает у доски.


Воспитатель. Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных? Молодцы! С этим заданием вы тоже справились. Приступаем к следующему лепестку под цифрой 3. А там задание такое:


  1. «Составьте предложения по картине и запишите схемы этих предложений».


На слайде отображается картина «В школе».

Дети составляют предложения по картине. Определяют количество слов в составленном предложении, называют последовательность слов в предложении.


Воспитатель. На ваших столах есть чистые листочки и простые карандаши. На этих листочках вы должны записать схемы некоторых предложений.

Воспитатель выбирает два из составленных детьми предложений. Дети записывают схемы данных предложений. Один ребенок работает у доски.


Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились!


Физминутка.


Теперь немного отдохнём,

Физминутку проведем.

– А теперь все тихо встали...
– А сейчас мы в лес пойдём...
– А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело...


Воспитатель. Отрываем следующий лепесток с цифрой 4. Слушайте задание.


  1. «Где прячется звук [р]


Отгадайте-ка, ребятки,

Мои трудные загадки.

А потом определите,

Где живет звук – расскажите.


Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.


Воспитатель читает загадки на слайдах. Дети отгадывают загадки, после чего рядом появляется картинка – отгадка.


В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый... (ранец)


Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В начале слова.


Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен... (букварь)


Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В конце слова.


Будем весь урок писать,

Пригодится нам... (тетрадь).


Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?

Дети. В середине слова.


Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.

Отрываем следующий лепесток под цифрой 5. А там вот такое задание.



  1. «Допиши буквы».


Воспитатель. Откройте конверты под номером 3. Там находиться карточка с недорисованными буквами. Внимательно посмотрите и буквы эти допишите.


Дети выполняют задания на карточках самостоятельно. Каждому ребенку предлагается индивидуальная карточка.


Воспитатель. Закончили ? Хорошо. В конце занятия мы оценим наши работы! А нас ждет следующий лепесток под цифрой 6. Что же в нем за задание?


  1. «Подели слова на слоги и определи их количество».


Воспитатель. В конверте под цифрой 4 вы найдете таблички с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3. Задание понятно? Начали.


На слайде появляются картинки.

Дети определяют количество слогов в данных словах.


Воспитатель. Молодцы. Все верно. И вот, наконец-то, остался последний лепесток с последним заданием. Отрываем и читаем.


7.«Составь слова из слогов».


Слоги эти вы прочтите,

И слова из них сложите.


Воспитатель. Итак, сейчас на экране вы видите слоги. Наша задача, прочитать слоги и составить из них разные слова, ребята я вам прочитаю слоги а вы составите из них слова. Кто смелый?


На слайде слоги, расположенные вразброс.

Воспитатель читает а дети составляют из них слова.


Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове. Когда у нас свами будет свободное время мы с вами напишем письмо , вы мне будите диктовать а я писать .

Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?


Зазвенит сейчас звонок,

Вот окончен наш урок!