Устный счет | - И начнем мы наш урок с устного счета: 1. Слайд 1. Продолжи ряд: 1) 1, 2, 3, 4, …, … 2) 2, 4, 6, 8, …, … 3) 3, 6, 12, 24, …, … 2.Слайд 2. Реши задачу: Брату 10 лет. Он моложе своей сестры на 3 года, но старше друга на 2 года. Сколько лет сестре и другу? -Хорошо. | 5,6 10,12 48,96 Сестре 13 лет, а другу 8 лет. |
Актуализация опорных знаний | -А теперь откройте тетради, запишите число и классная работа. -Посмотрите на слайд 3, на нем примеры на сложение и вычитание. Ваша задача, решить эти примеры любым способом, которым мы уже умеем решать. 25+12 49-31 37+21 78-41 -Заканчиваем. Давайте проверим, как вы могли решить примеры на сложение? -На вычитание? -Сравните свое решение с эталоном решения на слайде. Слайд 4. - Ребята, скажите пож-та, одинаково ли вы затратили времени на решение примеров на сложение и вычитание? -А почему на сложение вы потратили меньше времени? -Правильно! Ребята, вот складывать мы умеем в столбик, а вычитать не умеем. А вы представьте, что у нас с вами контрольная работа, и нам нужно за урок решить 50 таких примеров, да еще и 3 задачки. - Мы успеем решить все эти примеры и задачки если будем использовать такой способ вычитания чисел? -А как нам тогда быть? Может кто-нибудь знает какой-нибудь другой способ вычитания чисел? - Мы с вами умеем складывать в столбик, и это, как мы с вами решили, намного удобнее и времени на решение уходит намного меньше. Но как же научиться выполнять вычитание чисел в столбик? -Да? И чем же оно похоже, кто знает? -Совершенно верно. Но в столбик у нас в классе не все умеют вычитать. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? цель нашего урока? Чему мы должны будем сегодня научиться на уроке? Слайд 5 -Совершенно верно. -Если вы легко выполняете сложение в столбик, то и вычитаение в столбик вам не составит особого труда. -Итак, приступим. -Давайте вместе разработаем алгоритм, т.е. что за чем нужно выполнять, чтобы правильно выполнить вычитание чисел в столбик. -Скажите пожалуйста, самое первое.самое главное, что нужно знать, чтобы записать пример в столбик? -Совершенно верно! Самое главное, чтобы записать любой пример в столбик, будь то сложение, либо вычитание чисел, нужно знать разряды чисел. Слайд 6. -А какие разряды мы знаем? -Второе, но не менее важное, что мы должны знать? Вот мы назвали разряды наших чисел. Мы просто так их называли? Где они нам пригодяться?Для чего? -А как это сделать?Слайд 7. - И третье, что мы должны сделать, чтобы правильно выполнить вычитание чисел в столбик? Слайд 8. - Ну а теперь, посмотрите на этот слайд, и еще раз проговорим алгоритм записи вычитания чисел в столбик. Слайд 9. -Молодцы! -Вы все правильно назвали. -Ну, а теперь запишем и решим в столбик те же примеры, которые вы вычитали в строчку. -Итак, сначала я пишу уменьшаемое 78, затем ставлю знак «-« слева от 78, затем записываю строго разряд единиц под разрядом единиц, и разряд десятков строго под разрядом десятков. И получается вот такая запись: 78 - 41 -Ребята, скажите пож-та, а почему нужно записывать строго единицы под единицами, а десятки под десятками? -Совершенно верно! Если мы запишем не единицы под единицами, а десятки не под десятками, то и решение значит будет выполнено не верно. -Ну все, записали мы все правильно. Проводим черту. Теперь нужно вычесть. Что мы сначала будем отнимать десятки или единицы? -Правильно! 8 единиц-1 единица = 7 единиц, ответ, который получился, мы тоже записываем строго под тем разрядом, который отнимали. Единицы отняли, теперь 7 десятков - 4 десятка=3 десятка. -И получается вот такая запись в итоге: 78 - 41 37 Физкультминутка! Слайд 10. | =37 =18 =58 =37 -В столбик! -В строчку! Проверяют -нет, на сложение у нас ушло меньше времени! -потому что мы считали в столбик! -Нет! Не успеем! -Да, знаем! В столбик! -Оно похоже на сложение чисел в столбик! -Разряд единиц нужно писать под разрядом единиц, а разряд десятков писать под разрядом десятков. -Вычитание в столбик! -Мы должны будем научиться выполнять вычитание чисел в столбик! -нужно знать разряды чисел! -разряд единиц -разряд десятков -разряд сотен -Чтобы правильно записать в столбик. -Разряд единиц под разрядом единиц, разряд десятков под разрядом десятков. - Мы должны правильно выполнить вычитание чисел, т.е. правильно посчитать. -Чтобы не запутаться и посчитать правильно! -Сначала будем отнимать единицы! |
Решение по теме урока | - А теперь проверим, как вы научились решать столбиком. Я вам сейчас продиктую 5 примеров. Вы их запишите сначала в строчку, чтобы вам потом легче было записать в столбик, затем запишите в столбик, решите их. -А потом мы вместе проверим. -Итак. Приготовились. 46-21 59-48 87-30 45-32 89-34 -Время пошло. Решаем. -Проверяем. Итак, смотрим на слайд 11. Проверьте, у всех ли так получилось. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадкой, возьмите простые карандашики, и напротив каждого примера решенного в столбик, поставьте + если он решен верно, и знак – если пример решен не верно. -Приступаем. -Поменяйтесь тетрадями обратно, и покажите мне, что вы готовы работать дальше. - Теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу. -Хорошо, отложите пока в сторону оценочные листы. | Выполняют вычитание чисел столбиком |
| Задание 2. -Такие примеры вы с легкостью решили, потому что они были без перехода через разряд. -А посмотрите, вот такой пример, он чем -нибудь отличается от предыдущих? -Совершенно верно! -Если когда мы выполняли сложение с переходом через разряд, то мы запоминали 1, или подписывали ее снизу чтобы не забыть, то в вычитании в столбик, мы наоборот будем занимать 1 в предыдущем разряде. -Итак, смотрим как это происходит на деле. 65-27.(объясняю в столбик). -Понятно? -Проверим! -На слайде примеры, ваша задача решить их приемом вычитания чисел в столбик, но будьте очень внимательны и не запутайтесь. Слайд 17. -Проверяем. По слайду Поменялись тетрадями. -Оцените себя на оценочных листах. Задание3. -Ребята , я приготовила для вас примеры, они были разбиты на 2 группы, но они у меня перепутались. Помогите пож-та мне их снова разделить на 2 группы. Но для того чтобы понять, в чем отличие одной группы от другой, вам нужно их решить. -Приступаем. -Проверяем по эталону на слайде 23 -Ребята, скажите, а почему должно получится именно так? -На какой отличительный признак вы смотрели перед тем как распределить примеры на 2 группы? - Умнички! В каком столбике происходил переход через разряд? -А где перехода не было? -Молодцы! А теперь возьмите оценочные листы и оцените свою работу. | -Да! Нам не хватает единиц, чтобы вычесть! Работают с оценочными листами. -Мы смотрели происходит ли переход через разряд или нет. -Во втором! -В первом! Работают с оценочными листами. |
Подведение итогов | -Итак, ребята, давайте вспомним цель ,которую мы ставили перед собой в начале урока, чему мы хотели научиться? Слайд 24. Совершенно верно! –Мы научились? -А ну как давайте вспомним алгоритм, 3 важных момента без которых мы не сможем выполнить вычитание чисел в столбик?! Слайд 25. -Совершенно верно! -Возьмите свои оценочные листы, подсчитайте все +,Слайд 26. -урок был насыщенным, мне понравилось работать с вами, думаю вам тоже. Спасибо. Отдыхайте | -Мы хотели научиться выполнять вычитание чисел в столбик! -Да! 1.Знание разряда чисел; 2.Правильная запись чисел в столбик; 3. Вычитание чисел в пределах 100 |