Русский язык 2 класс
Тема урока: Заглавная буква в именах собственных.
Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своей фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
I. Организационный момент. | 1 минута |
II. Постановка задач урока. | 3 минуты |
III. Чистописание. | 5 минут |
IV.Словарная работа. | 7 минут |
V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных». | 20 минут |
VI. Проверка знаний, умений и навыков. | 3 минуты |
VII. Обобщение. | 3 минуты |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | 2 минуты |
IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное). | 1 минута |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (Слайд 1)
/Приветствие/
-Пишем число, классная работа
II. Постановка задач урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 2-3)
Учитель: Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 4)
Какие задачи поставите?
Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
узнать об истории возникновения фамилий
III. Чистописание.
-Написание какой буквы мы сегодня повторим?
(Слайд 5)
- - Из каких элементов состоит заглавная буква Г?(Строчная буква?)
Слайд 6. Демонстрация на экране написания заглавной.)
- Напишите красиво и правильно заглавную букву Г.
Оценивание
-Возьмите оценочный маршрутный лист, оцените свою работу на данном этапе
( чистописание)
• я доволен работой (зелёный)
• я доволен, но можно сделать лучше (жёлтый)
• я не доволен (красный)
________________________________
IV. Словарная работа.
- Узнайте животных по внешнему виду. Запишите словарные слова (с какой буквы надо написать эти слова?
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц.
(Проверка. Слайд 8)
- На какие две группы можно разделить записанные слова?
(Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Слайд 9)
(Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их.
(Один ученик работает у доски.)
-Какое правило будете помнить при написании фамилий?
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.
Оценивание
Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. [2]
-Ребята вам было дано задание узнать из разных источников о значении своей фамилии? Кто хочет поделиться информацией?
Физминутка для глаз. (Слайд 15) Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.
. Физкультминутка.
-
Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется с маленькой буквы, вам надо потопать. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, синичка. Как напишешь клички?
Наше путешествие по стране «Заглавных букв продолжается.
V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
Проблемный вопрос (Слайд 11). Коллективная работа.
Прочитайте предложение на экране:
Толстой Лев Николаевич рассказал читателям о том, как друж .ли ле.
и с .бачка .
Что интересного вы заметили?9 (Лев и лев) Объяснить.
Как можем поработать?
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза – роза, Шарик – шарик, Земля – земля.) (Слайд 12)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?
(Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.) (Слайд 13)
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
Физминутка для глаз. (Слайд 15)
Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками.
. Физкультминутка.
2. Работа в парах.
– На ваших столах лежат карточки . Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам.
Работать будете в паре
На компьютере эту работу выполнит 1 ученик.
-А теперь проверим. (Слайд 14)
- У всех так? (Нет.)
А что не так? (Дети находят ошибку и объясняют её.)
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
(Хороши груши в корзине у Груши. Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.)
4. Работа по учебнику:
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. Упр.100, с.59
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями
Проверка работы.
Оценивание
VI. Проверка знаний, умений и навыков.
- Вернуться домой мы сможем, если выполним тест .Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».
III. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 27)
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.
VII. Обобщение. (Слайд 26)
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема):
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.)
.Продолжи фразу:
-Прошу оценить свою работу в целом, т.е. как вы работали на протяжении всего урока сигналом светофора.
IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
4