СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Координатная плоскость

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок применения предметных знаний с использованием элементов исследовательской деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Координатная плоскость»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 3»

город Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ







«Координатная плоскость»

6 класс



Тип урока: урок применения предметных знаний с использованием элементов исследовательской деятельности.


Форма работы на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.





Тимощук Людмила Эдуардовна.














Организационная информация

Тема урока

Координатная плоскость

Предмет

Математика

Класс

6 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Тимощук Людмила Эдуардовна, учитель математики

Образовательное учреждение


Район, село



Методическая информация

Тип урока

Урок применения предметных знаний с использованием элементов исследовательской деятельности.

Цели урока

Образовательные:

Формирование навыков построения и нахождения точек по заданным координатам и нахождение координат данных точек, использовать приобретенные знания и умения в исследовательской деятельности и повседневной жизни. Закрепление знаний и умений по данной теме.

Развивающие:

Развитие умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности; развитие творческих и исследовательских способностей.

Воспитательные:

Воспитание настойчивости, дисциплинированности, аккуратности; интереса к предмету.

Задачи урока

  • закрепить у учащихся понятия: система координат, координатные оси (ось абсцисс, ось ординат), координатная плоскость, абсцисса и ордината точки;

  • закрепить у учащихся умения и навыки определять координаты точки, заданной в координатной плоскости, и отмечать точку с заданными координатами в координатной плоскости, используя персональный нетбук;

  • формировать навык исследовательской деятельности;

  • уметь добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ, глобальной сетью Internet), передавать ее;

  • совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;

  • учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях;

  • прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;




Планируемые результаты

-уметь применять основные понятия системы координат к решению более сложных задач исследовательского характера и задач практической направленности.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийный кабинет: 16 ПК (персональные нетбуки), проектор.

ПО (программное обеспечение) для ПК: тренажер электронный практикум «Координатная плоскость», презентация, оценочный лист для занесения промежуточных оценок с автоматическим подсчетом итоговой оценки .

Приложения 1- 4

План урока

  1. Организационный момент.


II. Актуализация опорных знаний.

1.Разминка (Установить соответствие и обобщить понятие данной темы).

2.Прикладное значение координатной плоскости.

3.Проверка домашнего задания.


  1. Мотивация. Постановка проблемы.


IV.Проверка ЗУН.

1. Математический диктант

2. Тренажёр «Точка-координата, Координата-точка»


  1. Физминутка «Гимнастика для глаз».


  1. Практикум с элементами исследовательской работы.


  1. Домашнее задание.



  1. Итог урока. Рефлексия.















Ход урока:


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для уч-ся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

(Предметные

метапредметные)

УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Организационный:

Цель: Создание благоприятного настроя на урок

Приветствует обучающихся, настраивает на активную работу на уроке, организует внимание учащихся, предлагает проверить готовность рабочего места.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку



Регулятивные: умение организовывать себя, настраиваться на работу

Актуализация опорных знаний:

  1. 1.Разминка (Установить соответствие и обобщить понятие данной темы)

  2. Цель: Формирование умений классифицировать понятия, обобщать, выделять главное;

  3. 2. Прикладное значение координатной плоскости

  4. 3. Проверка выполнения домашнего задания

  5. Цель: Формирование представлений о геометрических фигурах и их свойствах.

Показывает слайд №1








Задает вопрос «Где в жизни встречаемся с координатами и почему понимание темы «Координатная плоскость необходима человеку?»





Организует работу в парах для проверки домашнего задания

Классифицируют и обобщают математические понятия по теме






Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. (доставка почты, координатная сетка для летчиков и моряков, игры «Морской бой», шахматы, программа MC Excel и т.д.



Работая в парах, проверяют друг у друга правильность составления геометрических фигур

Слайд №1

















Вырезать из плотной бумаги два равных прямоугольных треугольника.

Составить из них равнобедренный треугольник, прямоугольник и параллелограмм.

Предметные: Знать основные понятия по теме «Координатная плоскость»

Метапредметные: умение определять, обобщать, классифицировать


Метапредметные: формирование сути координат, как правило, по которому определяется положение объекта

Предметные: Знать свойства геометрических фигур.

Познавательные:

















Коммуникативные: умение общаться, договариваться.

Личностные: развитие мотивационных результатов

Мотивация. Постановка проблемы

Цель: Создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы (мотивирующая задача)

Определите координаты места встречи отрядов, если считать пункт сбора (школа) началом отсчета, а единичный отрезок равен одному километру. Используя координатную плоскость. (Задача «Пофантазируем»)


Проблема.

Какой маршрут выбрать отрядам, чтобы пройти одинаковое расстояние и встретиться, используя свойство прямоугольника.

Решают задачу: «Пофантазируем»

(см. приложение)

Метапредметные: формирование поисково-исследовательских навыков


Личностные: формирование абстрактного мышления, чувства ответственности

Коммуникативные: умение общаться, договариваться

Проверка ЗУН

Цель: Проверка знаний учащихся определения координатной плоскости. Формирование умений при решении задач в координатной плоскости

  1. Математический диктант

  2. Тренажер

Папка «Координатная плоскость». Задания №1, 2

Выполняют задания в нетбуках

Задания №1,2 в нетбуках

Предметные: уметь находить координаты точки и решать обратную задачу

Познавательные: умение осмысленно читать, применять раннее полученные знания и отвечать на вопросы по теме

Физминутка






Практикум с элементами исследовательской работы

Предлагает выполнить практическую работу с элементами исследования в нетбуках «Построение геометрических фигур на координатной плоскости»

Получают задание и выполняют его в нетбуках


Предметные: уметь построить геометрическую фигуру на координатной плоскости и исследовать координаты вершин этой фигуры

Познавательные: получение новых знаний, развитие логического мышления, воображения

Личностные: умение выступать, чувство коллективизма

Домашнее задание

Раздает карточки с дифференцированными заданиями на дом.

Записывают домашнее задание.

1. Выполнить презентацию о великих ученных Птолемее, Декарте, о различных системах координат используя различные энциклопедии, Интернет.

2. На листе А4 изобразить по заданным координатам любимое животное или птицу (выбрать с карточек)

Предметные: уметь работать с разными источниками информации, уметь находить точки по заданным координатам.

Личностные: умение выбрать уровень сложности домашнего задания, творческий подход к выполнению домашнего задания.

Коммуникативные: умение выразить свою мысль

Итог урока. Рефлексия

Учитель просит учеников подвести итог своей работы

Отвечают на вопросы и заполняют лист самоконтроля

Что нового узнали на уроке?

Что вас заинтересовало?

Какой вид деятельности больше всего понравился?

Где в жизни ты можешь применить знания, полученные сегодня на уроке?


Личностные и коммуникативные: Умение делать выводы, анализировать и объективно оценивать собственную деятельность и деятельность товарища.









6


Просмотр содержимого презентации
«Координатная плоскость»

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, а не заучивать.  Гельвеций, французский философ XVIII в.

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, а не заучивать.

    Гельвеций, французский философ XVIII в.

    • Гельвеций, французский философ XVIII в.
    • Гельвеций, французский философ XVIII в.
    • Гельвеций, французский философ XVIII в.
    • Гельвеций, французский философ XVIII в.
    Разминка

    Разминка

    • Дробь
    • Абсцисса ,
    • Умножение
    • Ордината
    • Ось абсцисс
    • Плоскость
    • Ось ординат
    • Точка
    • Уравнение
    Абсцисса Ось ординат  Плоскость Точка Ордината Ось абсцисс
    • Абсцисса
    • Ось ординат
    • Плоскость
    • Точка
    • Ордината
    • Ось абсцисс

    Координаты

    Абсцисса Ось ординат  Плоскость Точка Ордината Ось абсцисс
    • Абсцисса
    • Ось ординат
    • Плоскость
    • Точка
    • Ордината
    • Ось абсцисс

    Координаты

    Система

    координат

    Абсцисса Ось ординат  Плоскость Точка Ордината Ось абсцисс
    • Абсцисса
    • Ось ординат
    • Плоскость
    • Точка
    • Ордината
    • Ось абсцисс

    Координаты

    Система

    координат

    Координатная

    плоскость

    y Ось ординат A (2;3) КООРДИНАТ 3 СИСТЕМА 2 1 О с ь а б с ц и с с x О 2 0 3 4 -1 1 -2 -1 A (2;3)

    y

    Ось

    ординат

    A (2;3)

    КООРДИНАТ

    3

    СИСТЕМА

    2

    1

    О с ь а б с ц и с с

    x

    О

    2

    0

    3

    4

    -1

    1

    -2

    -1

    A (2;3)

    Где в жизни мы встречаемся с координатами? Какое практическое применение координатной плоскости?

    Где в жизни мы встречаемся с координатами?

    Какое практическое применение координатной плоскости?

    Система географических координат широта – параллели , долгота - меридианы

    Система географических координат

    широта – параллели , долгота - меридианы

    В детстве мы все играли в морской бой и помним, что каждая клетка на игровом поле определялась  двумя координатами - буквой и цифрой 8 9 7 6  10 1 2 3 4 5 а в с d е f к l m n

    В детстве мы все играли в морской бой и помним, что каждая клетка на игровом поле определялась

    двумя координатами - буквой и цифрой

    8

    9

    7

    6

    10

    1

    2

    3

    4

    5

    а

    в

    с

    d

    е

    f

    к

    l

    m

    n

    С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов

    С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов

    Зачем нам нужна на уроке координатная плоскость?

    Зачем нам нужна на уроке координатная плоскость?

    Зачем нам нужна на уроке координатная плоскость?

    Зачем нам нужна на уроке координатная плоскость?

    • Находить точку по заданным координатам
    • Определять координаты точки
    Гипотеза

    Гипотеза

    • Можно ли решать более сложные практические задачи на построение, если свободно ориентироваться на координатной плоскости?
    Пофантазируем: Представьте себе, что вы решили пойти в поход. Для этого вы собрались в школе, разделились на 2 отряда, получили маршрутные листы и двинулись в путь…

    Пофантазируем:

    Представьте себе, что вы решили пойти в поход. Для этого вы собрались в школе, разделились на 2 отряда, получили маршрутные листы и двинулись в путь…

    Первый отряд пошёл строго на восток, а второй отряд 3 км на север, сделал привал, а потом 4 км на восток. Отряды должны пройти одинаковое расстояние до места встречи. - Определите координаты места встречи отрядов, если считать пункт сбора (школа) началом отсчета, а единичный отрезок равен одному километру.

    Первый отряд пошёл строго на восток, а второй отряд 3 км на север, сделал привал, а потом 4 км на восток. Отряды должны пройти одинаковое расстояние до места встречи.

    - Определите координаты места встречи отрядов, если считать пункт сбора (школа) началом отсчета, а единичный отрезок равен одному километру.

    Достаточно ли данных для решения этой задачи?

    Достаточно ли данных для решения этой задачи?

    Дополнительная информация После того, как первый отряд прошел некоторое расстояние на восток, командир с ужасом обнаружил, что у него в руках маршрутный лист второго отряда. Несмотря на это, отряд дошел до места встречи.

    Дополнительная информация

    После того, как первый отряд прошел некоторое расстояние на восток, командир с ужасом обнаружил, что у него в руках маршрутный лист второго отряда. Несмотря на это, отряд дошел до места встречи.

    • Как удалось первому отряду попасть в назначенное место встречи?
    • Как они размышляли?
    Домой отряды возвращались вместе самым коротким путем.

    Домой отряды возвращались вместе самым коротким путем.

    • Покажите этот путь
    • Покажите этот путь
    • Покажите этот путь
    Алгоритм действий

    Алгоритм действий

    • Прочтите внимательно условия задачи.
    • Выполните чертеж.
    • Проанализируйте математическую модель этой практической задачи.
    • Ответьте на вопросы задачи.
    Проблема  Как найти неизвестные вершины  прямоугольника, используя его  свойства?

    Проблема

    Как найти неизвестные вершины

    прямоугольника, используя его

    свойства?

    Сбор фактического материала к исследовательской работе 1. Вырезать из бумаги два равных прямоугольных треугольника и составить из них: а)равнобедренный треугольник б)прямоугольник в)параллелограмм Какие свойства имеют эти фигуры?

    Сбор фактического материала к исследовательской работе

    1. Вырезать из бумаги два равных прямоугольных треугольника и составить из них:

    а)равнобедренный треугольник

    б)прямоугольник

    в)параллелограмм

    Какие свойства имеют эти фигуры?

    Практикум в нетбуке 1.  Постройте на координатной плоскости равнобедренный треугольник АВС, если известны координаты вершины А(0; 6), а две другие вершины треугольника лежат на оси абсцисс. Запишите координаты этих точек. Запишите координаты середины стороны ВС. Сколько решений имеет эта задача?

    Практикум в нетбуке

    1. Постройте на координатной плоскости равнобедренный треугольник АВС, если известны координаты вершины А(0; 6), а две другие вершины треугольника лежат на оси абсцисс.

    Запишите координаты этих точек.

    Запишите координаты середины

    стороны ВС.

    Сколько решений имеет эта задача?

    Практикум в нетбуке 2.Постройте на координатной плоскости параллелограмм АВС D , если известны координаты трёх его вершин А(-5; 4), В(2;4), С(4;-1). Определите координаты точки D . Запишите координаты точки пересечения отрезка В D с осью ординат.

    Практикум в нетбуке

    2.Постройте на координатной плоскости параллелограмм АВС D , если известны координаты трёх его вершин А(-5; 4), В(2;4), С(4;-1).

    Определите координаты точки D . Запишите координаты точки пересечения отрезка В D с осью ординат.

    Практикум в нетбуке 3.Постройте на координатной плоскости прямоугольник АВС D , если известны координаты трёх его вершин  А(-3; 4), В(5;4), С(5;-2). Найдите положение точки D и запишите её координаты. Найдите точку пересечения отрезков АС и В D и запишите её координаты.

    Практикум в нетбуке

    3.Постройте на координатной плоскости прямоугольник АВС D , если известны координаты трёх его вершин

    А(-3; 4), В(5;4), С(5;-2).

    Найдите положение точки D и запишите её координаты.

    Найдите точку пересечения отрезков АС и В D и запишите её координаты.

    Подготовить сообщение о великом ученом Декарте. На листе А4 изобразить по известным координатам любое животное или птицу. Придумать задачу с построением какой-либо фигуры по её координатам.
    • Подготовить сообщение о великом ученом Декарте.
    • На листе А4 изобразить по известным координатам любое животное или птицу.
    • Придумать задачу с построением какой-либо фигуры по её координатам.
    Рефлексия 1.Чему я научился на уроке?  2. Где я смогу это применить?

    Рефлексия

    1.Чему я научился на уроке?

    2. Где я смогу это применить?