Рудник Ольга Анатольевна
учитель математики первой категории Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней №53
Великий математик
Принсгейм, сказал :
«В математике живет всегда:
художник,
архитектор
и даже поэт».
Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить:
рисовать и строить!
- На листочках нарисуйте тот вид лица, который соответствует вашему настроению.
Цель: научить учащихся строить точки по заданным её координатам и определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Задачи:
- ознакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости;
- научить свободно ориентироваться на координатной плоскости;
- хорошо воспринимать на слух координаты;
- четко и аккуратно выполнять геометрические построения;
- развивать творческие способности;
- активизировать внимание учащихся с помощью применения мультимедийных средств;
- воспитывать интерес к предмету и ответственность за общий результат.
Координатная прямая или координатная ось (ось x ) -
- прямая на которой выбраны:
- начальная точка О ( начало отсчета ),
- масштаб ( единичный отрезок , т.е отрезок, длина которого считается равной 1)
- положительное направление.
х
1
0
Сколько точек соответствует каждому числу на координатной прямой?
Кинотеатр
10 место
Чтобы правильно занять свое место в кинотеатре, нужно знать две координаты – ряд и место
ЭКРАН
1 ряд
7
1
4
3
2
12
10
9
8
5
6
11
6
2 ряд
12
5
4
3
2
1
7
8
9
10
11
10
9
12
7
1
2
3
4
6
5
3 ряд
8
11
8
12
1
5
4
3
2
7
9
10
6
4 ряд
11
7
12
10
9
8
4
1
2
3
5
6
5 ряд
11
3 ряд
З
А
Б
В
Д
Е
Ж
Г
И
К
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Г 5
8
Шахматы
f6
d5
Система географических координат
широта – параллели, долгота -меридианы
С помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов.
Рене Декарт
Птолемей
Гиппарх
Более чем за 100 лет до н.э греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты : широту и долготу и обозначить их числами.
Во II веке н.э. знаменитый древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат .
Рене Декарт –
французский философ, математик, физик и физиолог .
(1596-1650).
Автор координатной плоскости , поэтому ее часто называют декартовой системой координат.
Y
4
3
ПРЯМОУГОЛЬНАЯ (ДЕКАРТОВА)
СИСТЕМА КООРДИНАТ
2
начало
координат
1
О
ось абсцисс
-2
-1
1
2
3
4
5
-5
-4
-3
0
X
-1
-2
-3
-4
ось ординат
Две перпендикулярные прямые c выбранным на них направлением единичным отрезком образуют
прямоугольную систему координат.
Плоскость, на которой выбрана прямоугольная система координат, называется
координатной плоскостью.
Y
Определение координат точки
4
3
(4;2)
А
У=2
2
1
-3
-2
1
2
-5
-1
0
4
5
3
-4
X
-1
Х=4
В
(-3; - 1)
-2
-3
абсцисса
ордината
-4
16
Y
Определите координаты точек
4
(-4;3)
В
3
(2;2)
А
2
1
(-5;0)
С
1
-5
-3
-4
3
-2
5
4
0
2
-1
X
-1
F
(4;-1)
-2
D
Е
(-3 ;-2)
(0;-2)
-3
-4
18
Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок длиной 1 см. Отметьте точки:
- А(4;3)
- В (-3; 4 )
- С(1;0)
- D(0 ;3 )
- E(-3 ;-2 )
- F( 5;-4 )
Физкультминутка для глаз.
- 1. Посмотрите вправо и досчитайте до пяти;
2. Посмотрите влево (на счет раз, два, три, четыре, пять).
3. Посмотрите прямо: вверх и вниз.
4. Сделайте 5 круговых движений в одну сторону, потом в другую.
5. Теперь круговые движения в другую сторону.
6. Посмотрите вверх, вниз.
7. Посмотрите вниз и сделайте круговые движения глазами.
8. Посмотрите на кончик носа.
9. Посмотрите вдаль, поморгайте.
Вариант 1
( 2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1),
(3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2),
(- 4; 5), (0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8),
(10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3)(4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8),
(1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9),
(- 3; - 9), (- 3; - 3), (- 7; - 3),
(- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8),
(- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1),
(- 14; - 3),(- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4),
(- 4;5), (2; 4), (6; 4).
Вариант2
(- 9; 5), (- 7; 5), (- 6; 6), (- 5; 6), (- 4; 7), (- 4; 6), (- 1; 3), (8; 3), (10; 1), (10; - 4), (9; - 5), (9; - 1), (7; - 7), (5; - 7), (6; - 6), (6; - 4), (5; - 2), (5; - 1), (3; - 2), (0; - 1), (- 3; - 2), (- 3; - 7), (- 5; - 7), (- 4; - 6), (- 4; - 1), (- 6; 3), (- 9; 4), (- 9; 5).
Глаз: (- 6; 5)
Домашнее задание:
1. Выполнить практическую работу по предложенной карточке ( построить фигуру, последовательно соединяя точки на координатной плоскости)
2.Самостоятельно создать картинку животного
и записать координаты.
Y
12
10
8
6
4
2
0
X
2
-2
4
6
8
10
12
14
-6
-4
-8
-10
-12
-14
-2
-4
-6
-8
-10
-12
Y
12
10
8
6
4
2
0
X
2
-2
4
6
8
10
12
14
-4
-6
-8
-10
-12
-14
-2
-4
-6
-8
-10
-12
Ну вот и закончилось наше познавательное путешествие.
ВСЕМ СПАСИБО за урок!!!