Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 8 классе – 68 ч., из них на контрольные работы -7 ч.
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения |
План | Корректировка |
Введение. Науки, изучающие организм человека. (2ч) |
| Инструктаж по ТБ. Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. §1 с.6-9 | | |
| Становление наук о человеке. Тест. §2 с.9-13 | | |
Происхождение человека (3 часа) |
| Систематическое положение человека. §3 с.14-18 | | |
| Историческое прошлое людей. §4 с.18-21 | | |
| Расы человека. Тест. §5 с.21-25 | | |
Строение и функции организма (3 часа +1 час к/р) |
| Общий обзор организма §6 с.26-27 | | |
| Клеточное строение организма. §7 с.27-33 | | |
| Ткани. Рефлекторная регуляция. §8,9 с.33-45 | | |
| Контрольная работа. Повторение §1-9 | | |
Опорно-двигательная система (8 ч. +1 ч. к.р.) |
| Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. Лабораторная работа 1«Микроскопическое строение кости». Инструктаж по ТБ. §10 с.46-50 | | |
| Скелет человека. Осевой скелет. §11 с.50-56 | | |
| Скелет поясов и свободных конечностей. Добавочный скелет. Соединение костей. Тест. §12 с.56-62 | | |
| Строение мышц. Практическая работа “Обзор мышц человека”. §13 с.62-69 | | |
| Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа 2 «Утомление статической работой.» §14 с.69-73 | | |
| Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа 3«Осанка и плоскостопие». §15 с.73-76 | | |
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. §16 с.76-79 | | |
| Контрольная работа по теме: «Опорно-двигательная система». | | |
Внутренняя среда организма (3ч.) |
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.§17 стр. 82-88 | | |
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. §18 стр. 89-93 | | |
| Иммунология на службе здоровья. Тест. §19 стр. 94-101 | | |
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6ч. +1 ч. к.р.) |
| Транспортные системы организма. §20 стр. 102-104 | | |
| Круги кровообращения. Лабораторная работа 4, 5: «Функция венозных клапанов» и «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение». §21 стр. 105-109 | | |
| Строение и работа сердца. §22 стр. 110-114 | | |
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа 6: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». §23 стр. 114-120 | | |
| Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Лабораторная работа 7: «Функциональная проба. Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку». | | |
| Первая помощь при кровотечениях. | | |
| Контрольная работа по теме: «Кровь». | | |
Дыхательная система (4ч.) |
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы. §26 стр. 132-137 | | |
| Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. §27 стр. 137-142 | | |
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. §28 стр. 142-147 | | |
| Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Тест. §29 стр. 147-154 | | |
Пищеварительная система (6ч. +1ч. к.р.) |
| Питание и пищеварение. | | |
| Пищеварение в ротовой полости. | | |
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа 8 «Действие слюны на крахмал». §32 стр. 166-171 | | |
| Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | | |
| Регуляция пищеварения. | | |
| Гигиена органов пищеварения. Предупреждение тжелудочно-кишечных инфекций. | | |
| Контрольная работа по теме: «Пищеварительная система». | | |
Обмен веществ и энергии (3ч.) |
| Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | | |
| Витамины. Тест. | | |
| Энергозатраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа 9 «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энргетического обмена». | | |
Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (4ч.) |
| Кажа – наружный покровный орган. | | |
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | | |
| Терморегуляция организма. Закаливание. | | |
| Выделение. Тест. | | |
Нервная система человека (5 ч. +1 ч. к.р) |
| Значение нервной системы. | | |
| Строение нервной системы. Спинной мозг. | | |
| Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа 10 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | | |
| Функции переднего мозга. | | |
| Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | | |
| Контрольная работа по теме: «Нервная система». | | |
Анализаторы. Органы чувств. (3ч. +1ч. к.р.) |
| Анализаторы. | | |
| Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Лабораторная работа 11 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». | | |
| Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | | |
| Контрольная работа. | | |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч.) |
| Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. | | |
| Врождённые и приобретённые программы поведения. Лабораторная работа 12: «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушение старого и выроботки нового динамического стереотипа». | | |
| Сон и сновидения. | | |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | | |
| Воля, эмоции, внимание. Тест. | | |
Эндокринная система (2ч.) |
| Роль эндокринной регуляции. | | |
| Функции желёз внутренней секреции. Тест. | | |
Индивидуальное строение организма (5ч. + 1 ч. к/р) |
| Жизненные циклы. Размножение. | | |
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | | |
| Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | | |
| Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, Склонности, способности. | | |
| Итоговая контрольная работа. | | |
| Обобщающий урок по курсу биологии 8 класса. | | |