День профилактики правонарушений
Учитель математики,
классный руководитель 6б класса
Галкина О.А.
Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Тем более в наши дни, когда происходит серьезное ухудшение в области семейного воспитания, следствием чего является социальная дезадаптация молодежи. Отсюда уход из семьи, уклонение от учебы, рост преступности, алкоголизма, наркомании. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; безработица; появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности; переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям не может не сказаться на психологии, самосознании, поведении; резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией; падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе; крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости, национальный экстремизм.
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений.
С этой целью в нашей школе 1 раз в месяц проводятся Дни профилактики правонарушений. Все классные руководители прошли курсовую подготовку по теме
«Организация системы правового воспитания в классном коллективе общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС», защитили практико-значимые работы по различным темам.
На классных часах, учитывая возраст и физиологию школьников, рассматриваются всевозможные темы: о вреде курения, о вреде алкоголя, наркотиков, устраиваются встречи детей с врачами, работниками полиции.
В этом году я являюсь классным руководителем 6Б класса (класса КРО VII вида, где обучаются дети с задержкой психического развития). Учащиеся коррекционных классов нередко оказываются неспособными усваивать школьную программу без применения специальных методических и психологических технологий. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска, именно в таких классах наблюдаются пропуски уроков без уважительной причины, нарушения дисциплины на уроках и во время перемен, низкая мотивация к обучению, слабая адаптация к распорядку школьной жизни и к требованиям взрослых. Поэтому вопрос о профилактике правонарушений в таких классах стоит особенно остро.
Обязательной частью программы проведения Дней профилактики являются индивидуальные профилактические беседы классного руководителя, участкового уполномоченного с обучающимися, нарушающими дисциплину, а также индивидуальные консультации и беседы психолога и социального педагога с учащимися и с родителями обучающихся.
В рамках указанной темы проводятся классные часы, беседы, классные и школьные мероприятия с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних, пропаганды правовых знаний, формирования навыков самостоятельного принятия ответственного решения, формирования навыков критического анализа сложных ситуаций, формирования у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении мероприятий: конкурс плакатов и листовок «Нет- курению», «Алкоголь-враг», «Нет -наркотикам», классных часов («Правила поведения учащихся в школе и на улице», «О правах ребёнка», «Профилактика вредных привычек», «Культура здоровья», «Мы за здоровый образ жизни», «Первичная позитивная профилактика всех видов химической зависимости»).
В этом учебном году на одном из классных часов в 6б классе (в рамках Дня профилактики) мы с учащимися говорили о полезных и вредных привычках. За неделю до проведения классного часа ребятам было дано задание ответить на вопросы: какие привычки бывают вредными, какие полезными. Проводились репетиции небольшой инсценировки «Как медведь трубку нашел»
Как медведь трубку нашел
Рассказчик. Решил лесник бросить курить. Закинул в лесу за кусты свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С того все и началось!
Стал Медведь трубку курить. Все бы ничего, да стал Миша прихварывать... Шел как-то он опушкой, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так и ахнула.
Лиса. Миша! Друг мой! Ты ли это?!
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел!
Что с тобою? Ты больной?
Медведь (истощенно).
Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
Ничего почти не ем -
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться -
Да не сплю! Никак не спится!
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь...
Лиса (бодро).
Что ж ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо б обратиться!
Он у нас такая птица!
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.
Рассказчик. Вот прошла неделька, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел Волк Медведя, так и присел на задние лапы.
Волк (удивленно).
Слушай, Миша-Михаил!
Что ты делал? Как ты жил?
Провалилися бока -
Шкура стала велика!
Ты хвораешь?
Медведь. Да. Хвораю.
Волк.Что с тобою?
Медведь. Сам не знаю...
Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем -
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спится!
Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам:
Сердце колет, в лапах дрожь...
Пропадаю...
Волк. Пропадешь,
Если к Дятлу не пойдешь!
Надо к Дятлу обратиться!
Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет.
Да, так да! А нет, так нет!
Медведь. Завтра я к нему пойду!
Волк. А найдешь его?
Медведь. Найду!
Рассказчик. Разыскал Медведь Дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.
Медведь. Дятел, дятел, старый друг!
Ты спустись на нижний сук!
Дятел. Ба! Топтыгину привет!
Ты здоров ли?
Медведь. Видно, нет! Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего-то я не ем –
Аппетит пропал совсем!
Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится!
Страшный кашель по утрам
Дурнота по вечерам,
Сердце колет, в лапах дрожь...
Дятел. Верно, куришь или пьешь?
Медведь. Да, курю. Откуда знаешь?
Дятел. Больно дымом ты воняешь!
Ну-ка, сядь под этот сук.
Дай-ка спину... Тук-тук-тук!
Да-с! Выстукивать не просто
Медведей такого роста.
Не дышать и не сопеть:
Ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с... Мне все как будто ясно. Медведь.
Не смертельно? Не опасно?
Дятел. Накопилась в легких копоть —
От куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!
Медведь. Бросить? Трубку? Зажигалку?
И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!
Дятел. Выполняй-ка мой совет!
А не то в своей берлоге
Ты протянешь скоро ноги!
Рассказчик. Поблагодарил Медведь Дятла за совет и поплелся домой. Приплелся, присел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему Дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.
Рассказчик. С тех пор болезни стали отступать и..
Если кто проходит мимо
С папиросою во рту
Или с трубкой, - запах дыма
Мишка чует за версту.
И тотчас на задних лапах
Начинает вдруг реветь.
Потому что этот запах
Не выносит наш Медведь!


Педагогический коллектив и администрация школы стремятся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями, вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных ребят, повышение родительского авторитета. Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе.