Учитель французского языка:
Самсонова Галина Леонидовна
ГБОУ Гимназия №1506
Москва, 2016год
Игра как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков.
«Игра – дело серьезное»
(французский язык)
Игра на уроке давно призвана занятием полезным и является одним из инструментов преподавания, так как активизирует мыслительную деятельность учащихся, а также позволяет сделать учебный процесс привлекательнее, заставляет эмоционально переживать, тем самым формируя стимул к овладению языком.
Однако учитель не должен забывать, что игра на уроке – это не развлечение, а способ достижения задач обучения. Игра – всего лишь форма, содержанием которой должно быть обучение: овладение видами речевой деятельности. Планируя игру, учитель должен знать какие навыки и умения понадобятся ученику, а также чему он должен научиться в предлагаемой игре. В процессе такого урока учитель выступает как организатор и одновременно как участник игры, корректируя по ходу урока деятельность учащихся. Большое преимущество такой формы урока – стимуляция общения между учащимися.
Проведение урока в игровой форме требует определенной подготовки ученического коллектива, создания определенных условий:
климата взаимного доверия, комфортной обстановки для высказывания;
взаимного уважения, умения слушать другого и быть услышанным;
участники игры должны обладать достаточным объемом лингвистических средств, чтобы успешно осуществлять игровые задачи;
задания должны носит четкий, ясный характер, соответствовать возрастным особенностям учащихся;
задание должно создавать ситуацию, при которой возникает интерес, потребность получить необходимую информацию.
Игру полезно использовать тогда, когда требуется систематизация, активизация лексического, грамматического материала. В игре ребенок актуализирует свои умения и навыки, тренирует свои компетенции, используя их в игровой деятельности, от которой получает удовольствие.
Наибольший эффект достигается в процессе разного рода игр-соревнований, игр-конкурсов. Такие игры являются действенным средством повышения эффективности учебного процесса.
И так, учитывая психологические возможности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления школьников, в учебном процессе мы отводим большое место игровым формам.
Игра – один из стимулов к овладению языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе этой деятельности, так как игра – это всегда эмоции, а где эмоции, там активность, там внимание, там работает мышление.
С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В процессе игры дети внимательно слушают друг друга и учителя, а многократное повторение речевых образцов в игровой форме не вызывает утомления.
Методически грамотно разработанная игра, с учетом возрастных особенностей учащихся и темы урока, позволяет сделать процесс обучения интересным.
Обучая чтению на начальном этапе, я использую игровые упражнения, подбор которых способствует решению следующих задач:
прочному усвоению буквенно-звуковых соответствий;
формированию технических навыков чтения, скорости чтения;
формированию основ коммуникативного умения читать
I Игры на отработку произношения и правописания букв и буквосочетаний.
Игра «На приеме у глазного доктора» помогает учащимся усвоить произношение букв и буквосочетаний. «Доктор» (учитель, а в дальнейшем сам ученик) показывает карточки с буквами или буквосочетаниями и просит назвать увиденное ученика, а другой ученик в это время записывает на доске всё то, что слышит. Затем варианты сравниваются и выигрывает тот, кто не допустил ни одной ошибки.
(Недостаток: не вся группа принимает участие, может угасать внимание к игре.)
II Игры на развитие языковой догадки.
«Найди начало и конец слова»
Учащимся предлагаются карточки, состоящие из двух половинок. Нужно составить слово.
| mais | on | son | pois |
mais + on = maison
pois + son = poisson
Игра имеет достоинства: позволяет запомнить орфографические особенности лексики. (Карточек может быть много с разнообразной тематической лексикой.)
Игра «Догадайся о чем идет речь?»
«Снежная горка»
1. | Paul | | des patins | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
2. | | | est un bon patineur | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
3. | Il patine sur la glace du | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
4. | Il prend sa | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
5. | La | | | | | | brille au soleil | | | |
| | | | | | | | | | | | |
6. | Les | | | | | | | couvrent le ciel | | |
| | | | | | | | | | | | |
7. | Il n'y a pas d' | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
8. | Les | | | | | | | | | sont vertes |
| | | | | | | | | | | | |
9. | Les flocons de neige sont comme des | | | | |
| | | | | | | | | | blancs | |
(Занимательное упражнение – игра помогает активизировать тематическую лексику)
III Грамматические игры.
«Восстанови порядок слов в предложении».
5 конвертов, в каждом – карточка со словом. Необходимо составить предложение, соблюдая правильный порядок слов.
| | 4 | | | | suis | | ? | | ne | |
Например: | | | | | | | | | | | |
| | | | | alle | | cinema | | au | | je |
| | | | | | | | | | | |
| Je ne suis pas alle au cinema | | | | | | |
Puzzles | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| il | | I' | | et | | pleut | | automne | | est | | beancoup |
| | | | | | | | | | | | | |
| C'est l'automne et it pleut beaucoup | | | | | | |
| sont | | Italie | | en | | en | | hiver | | Elles |
| | | | | | | | | | | |
| Elles sont en Italie eu hiver | | | | | | |
| n' | | Non, | | pas | | maintenant | | chaud | | je | | tres | | ai |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| Non, je n'ai pas tres chaud maintenant | | | | | | | | |
Logo-rallye
preferer / ditester / chez elle / rester / amis
(Elle deteste les discotheques et prefere rester chez elle)
seulement / ne … pas / a droite / carrefour / avant / aller /
(Il ne faut pas aller jusqu’au carrefous, mais vous devez tourner seulement juste avant, a droite)
Подобные задания можно варьировать по сложности и разнообразию тематической лексики в каждой возрастной группе учащихся.
Такие задания очень нравятся учащимся, так как существуют варианты ответов, начиная от простого до составления сложного предложения.
Игра – доступна и очень занимательна.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
A | | t | | a | i | | a | i | | |
B | s | u | i | s | | a | | e | | |
C | o | | l | | e | | a | s | | a |
D | n | | | e | t | e | s | | | v |
E | t | u | | s | | s | | | j | e |
F | | o | n | t | | | a | v | e | z |
Horizontalement
J’ __________ des livres. J’ __________ un chien.
Je __________ portugaise. Elle __________ une poupee.
Tu __________ une chatte?
Vous __________ russe?
__________ as une guitare? __________ suis italienne.
Ils __________ un voisin. Vous __________ une voisine?
Verticalement
Elles __________ francaise.
__________ as un chat?
__________ est anglais?
Tu __________ une poupee? On __________ italiens.
Ils sont argentins. __________ ils parlent espagnol?
On __________ des problemes. Tu __________ japonais?
Tu __________ un appareil photo?
__________ ont une montre.
__________ suis bresilien.
Vous __________ un portable?
(В занимательной форме отрабатывается парадигма спряжения глаголов-связок - avoir, etre)
Игра, дело серьезное и требует понять ее законы, чтобы научиться грамотно ее использовать на своих уроках.