СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы наставника с молодым специалистом

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы наставника с молодым специалистом»

Опыт работы наставника с молодым специалистом

Лискова Ю.А.,учитель русского языка и литературы МБОУ «Называевская СОШ №4»

Притча о наставнике.

Наставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым.

Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда не объяснял ему этого, ссылаясь на то, что жизнь сама этому научит.

Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником.

Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево.

Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник.

Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал: - Вот ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя. 

- Учитель, - возразил ученик, - но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул.

Почему так случилось? - Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, - ответил наставник. - Вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.

Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством более опытного педагога.

Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.

Практика более опытных педагогов показывает, что очень часто даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности молодые учителя испытывают трудности, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Процесс профессиональной адаптации молодого специалиста может продолжаться длительное время и зачастую сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Всё для них новое: взаимоотношения с людьми, социальная роль, ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители.  Именно в этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного коллеги, готового ввести начинающего педагогического работника в педагогическую профессию и способствующего закреплению молодого специалиста в школе.

В данном учебном году на меня возложены обязанности педагога-наставника. Согласно Положению о наставничестве мне необходимо контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым педагогом учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.

Стараюсь при работе с начинающим педагогом не выявлять недостатки, а обучать, направлять, корректировать деятельность молодого учителя в разных аспектах его деятельности.

За совсем еще короткий период работы в роли наставника сформулировала для себя ряд правил, которые стали базовыми в моей работе:

  1. С уважением относиться к мыслям и чувствам молодого специалиста.

  2. Быть примером, призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, самой следовать этому правилу.

  3. Никогда не осуждать и не критиковать, а предлагать решение и поддерживать.

  4. Стараться работать в диалоге, быть дипломатичной.

  5. Хвалить наставляемого как можно чаще, при условии, что проделанная им работа заслуживает одобрения.

  6. Не решать проблему самой, а помогать решить ее наставляемому.

  7. Не отрываться от практики.

  8. Не разглашать конфиденциальную информацию.

  9. Не бояться признавать своих ошибок.

  10. Всегда помнить, что во многом от наставника зависит, насколько удачно молодой специалист вольется в коллектив и каким учителем станет.

В качестве наставника систематически провожу для молодого специалиста консультации, на которых вместе анализируем учебные программы, рассматриваем методические и дидактические аспекты современного урока. Помогаю определиться с выбором методической литературы, даю рекомендации по вопросам самообразовательной деятельности, оказываю помощь в подготовке и подборе дидактического материала, наглядных пособий, упражнений, контрольных работ.

Основной же частью своей работы как наставника при реализации плана развития молодого специалиста считаю оказание методической помощи при составлении и проведении уроков. Важно не только давать советы по составлению плана урока, но и регулярно посещать занятия, следить за тем, как выполняются рекомендации, отмечать динамику развития молодого специалиста. Считаю, что посещение занятий должно быть систематическим и осуществляться в течение достаточно длительного времени.

Во время просмотра урока всегда целенаправленно наблюдаю за взаимодействием между молодым педагогом и учениками. Стараюсь дословно записывать примеры характерного поведения учителя во время урока: используемые фразы, вопросы, приемы; а также то, как на это реагируют учащиеся. Отмечаю, как ученики демонстрируют свои знания, чтобы далее вести конструктивный разговор, опираясь на доказательства. В ходе наблюдения урока выделяю не только те моменты, над которыми нужно ещё поработать, но и стараюсь записать положительные моменты в уроке, чтобы отметить и простимулировать молодого специалиста при обсуждении урока.

В ходе обсуждения урока в первую очередь стараюсь побудить молодого педагога к самоанализу урока. Для этого задаю следующие вопросы:

  • Понравился ли Вам урок?

  • Что на уроке получилось, на Ваш взгляд, а над чем ещё предстоит поработать?

  • Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить это?

  • Какая часть урока особенно запомнилась и почему?

  • Чему Вы научились?

Считаю, что обсуждение после урока должно быть своевременным, конфиденциальным, сфокусированным на собранных данных, не оценочным/не осуждающим, мотивирующим подопечного к рефлексии.

Посещение наставником уроков молодого специалиста позволяет своевременно выявлять возникающие у него затруднения и способствует устранению недостатков.

Подводя итог, хочется отметить, что систематическая, целенаправленная и правильно спланированная работа педагога-наставника способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, развитию общекультурного и профессионального кругозора, помогает молодому специалисту преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.


2