Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бродокалмакская средняя общеобразовательная школа»
Учитель начальных классов Авдеева Е.М.
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели:
Обобщить знания о сказке, о жизни и творчестве великого поэта.
Развивать умения выразительно читать стихи. Интонацией передавать настроение. Учить выделять главную мысль. Давать характеристику героям, находить и заучивать нужный отрывок, отличать сказку от других произведений, объяснять смысл выражений и пословиц.
Обогащать словарный запас.
Развивать образное мышление, память.
Воспитывать доброту, милосердие.
Прививать интерес к чтению.
Ход урока
Оргмомент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок,
В царстве волшебства, стихов,
Добрых сказок, колдунов.
Вы друзей приобретёте
И без знаний не уйдёте.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас, А осанка высший класс!
2.Речевая разминка
Мы лениво налима ловили
1)Упражнения на дыхание:
- «Кто дольше» (На одном дыхании слог «буль»)
-«Ныряние» (2 вдоха, 1выдох, задержка дыхания,выдох)
2)Работа над скороговоркой:
-медленно-тихо
-тихо-громко
-логическое ударение
-интонация с удивлением
с жалостью
сердито
ласково
Постановка темы и цели урока( сл.1)
-Какое произведение мы изучали на прошлых уроках?
-Кто автор произведения? Что вы о нём знаете? (сл.2)
4.Закрепление изученного материала
-Назовите героев сказки. (сл.3)
-Где жили старик со старухой?
-Сколько лет рыбачил старик?
-Сколько раз старик закидывал невод?
-Прочитайте, как старик поймал рыбку.
-Что удивило старика?
-Что старик сказал, перед тем, как отпустить рыбку?
-Как отнеслась старуха к рассказу старика? Прочитайте.
-Как старик обращался к рыбке? Прочитайте.
-Какие просьбы старухи выполняла рыбка? Прочитайте. (сл.4,5,6,7)
-Какую просьбу она не выполнила? Прочитайте.
-Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?
-Как автор описывает море? Как оно менялось? (сл.8)
-Почему менялось море?
5.Физминутка «Волны на море» (поочерёдное приседание)
6. Характеристика героев
7. Анализ произведения
-За что рыбка наказала старика и старуху?
Какие чувства остались у вас после прочтения сказки?
-Чем закончилась сказка?
-Хорошо или плохо она закончилась? Почему?
-Какой урок извлекли из сказки?
8. Объяснение смысла пословиц. (сл.9)
«Остался у разбитого корыта»
«Много захочешь – последнее потеряешь»
«Много желать - добра не видать»
-Подходят эти пословицы к сказке? Объясните.
9. Доказательство жанра сказки.
-Почему это сказка?
10. Физминутка
Рыбки быстрые резвятся
В тихой тёпленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело гулять.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
11. Викторина по сказкам
1)Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (сл.10)
2)И потом, неделю ровно,
Покоряясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон»
«Сказка о золотом петушке» (сл.11)
3)Работает за семерых,
Досветла всё у него пляшет.
Лошадь запряжёт,
Полосу вспашет»
«Сказка о попе и о работнике его Балде» (сл.12)
4)А комар-то злился, злился –
И впился комар как раз
Тётке прямо в правый глаз»
«Сказка о царе Салтане» (сл.13)
12. Творческая работа детей.
Рассказывание наизусть стихов, отрывков из произведений А.С.Пушкина.
Выставка рисунков.
13. Итог урока.
-Что мы изучали на уроке?
-Что вам запомнилось понравилось?
-Вам нравятся стихи Пушкина? Почему? (сл.14)
-Чему нас учат произведения поэта?
-Какое настроение у вас в конце урока? (сл.15)
15. Оценивание.