Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №48 «Совушка» города Смоленска
СОГЛАСОВАНО н а педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» Протокол №1 от 30.08.2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» _______________ Немцева М.В. Приказ № 223 от 30.08.2022г |
Программа по
выявлению и развитию предпосылок одаренности
«Путь к успеху»
для детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
воспитатель
Семина Ж.В.
г. Смоленск, 2022 г.
Программа «Путь к успеху»
Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Цель программы: Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Ожидаемые конечные результаты программы - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка;
- создание индивидуальных образовательных маршрутов;
- повышение квалификации педагогов в рамках самообразования по теме «Одаренные дети»;
- совершенствование системы работы с одаренными детьми
1. ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы.
1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
3. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
5. Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
6. Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
7. Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
8. Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы.
1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
3. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как педагога, так и воспитанника.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка:
Интеллектуальная сфера
- ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
- охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
- проявляет исключительные способности к решению задач
- проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
- часто с головой уходит в то или иное занятие
- выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
Сфера академических достижений
- Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
- Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.
- Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
Творчество
- ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
- демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
- изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен продуцировать оригинальные идеи;
- способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
Общение и лидерство
- ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
- c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
- в общении со сверстниками проявляет инициативу;
- принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
- ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием и лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыка:
- ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические куски.
Двигательная сфера:
- ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
- любит движения (бег, пряжки, лазание);
- прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
- для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
1. Использовать перспективное планирование для организации систематического интеллектуально познавательного развития одарённых детей.
2. Помнить о познавательной нагрузке образовательной деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
• блоки дополнительной информации для индивидуального или группового воздействия;
• модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и упражнений.
3. В занятиях познавательного цикла должны присутствовать следующие блоки:
• вводящие новую информацию (навыки, операции);
• закрепляющие новую информацию;
• систематизирующие новую информацию.
4. Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные занятия, психолого-педагогические тренинги. Это способствует структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие – мышление – воображение.
5. Систематически проводить:
• контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
• психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
1. Системный подход, который реализуется через:
• интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т. д.);
• интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;
• взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;
• взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе, кружки, секции и т. д., избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;
• направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;
• обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);
• наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т. д.).
2. Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».
3. Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т. е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным материалом.
4. Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
5. Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.
6. Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
• принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;
• принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;
• принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т. д.);
• принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения:
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
3. Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Направления работы в рамках программы
Координационное направление:
организация работы всего коллектива детского сада;
создание предметных базовых площадок;
интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т. д. для выявления одаренных детей;
проведение диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
Кадровое направление:
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
организация работы библиотеки;
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к конкурсам, интеллектуальным играм, мини-олимпиадам;
Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
Участники реализации программы
- воспитанники детского сада
- родители детей
- педагоги ДОУ
Ожидаемые результаты
1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
6. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
7. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
8. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса воспитанников.
9. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
3. Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
5. Уровень социальной успешности воспитанников.
Формы организации учебно-воспитательной деятельности с одаренными детьми:
1. Ознакомление с пространственными отношениями.
2. Развитие элементов логического мышления.
3. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
4. Развитие элементарных математических представлений.
5. Подготовка к обучению грамоте.
6. Конструирование.
7. Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
8. Ознакомление с природой.
9. Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
10. Изобразительное искусство.
Спортивные мероприятия Развитие физических способностей.
Экспериментальная мастерская Выявление новых способностей у детей путем внедрения новых педагогических технологий.
Работа по индивидуальным образовательным маршрутам
Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка
Круглый стол Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Кружки, секции,
тематические недели (декады)
, праздники, конкурсы
Создание условий для самореализации одаренных детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные авторами Э. П. Торренсом, В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.
Тест № 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш.
Испытуемому предлагалось: из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов: при интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.
Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).
Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).
Тест № 3. Методика «Солнце в комнате»
(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению.
Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.
Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
a) а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - солнышко на улице) -3 балла.
b) б) сложный ответ (переделать рисунок - сделать из солнышка лампу) - 4 балла.
4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.
4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.
Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?
После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.
Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.
Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
\
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
(Ф. Татл, Л. Бекер)
Анкета для педагогов и родителей, которая дает общее представление относительно данных ребенка.
Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие утверждения:
1. Ребенок инициативный, живой, подвижный.
2. Он с готовностью откликается на все новое.
3. Любит все загадочное, непонятное.
4. Часто нуждается в поддержке старших.
5. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.
Оценка результатов: если на все пять утверждений был дан ответ «да», есть основания считать данного ребенка способным. Если на четвертый и пятый пункты был дан ответ «нет», надо обратиться к следующим утверждениям:
Любит задавать и решать трудные вопросы.
Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.
Начатое дело доводит до конца.
Имеет особую склонность к определенному виду занятий или предмету.
Настойчив в достижении поставленной цели.
Задает много вопросов по интересующим его предметам, темам.
Интересы достаточно стабильны.
Любознательность достаточно устойчива.
Имеет много друзей среди своих сверстников.
Часто не соглашается с мнением взрослого.
Часто бывает эгоистичен.
Оценка результатов: если на все вопросы дан ответ «да», то ребенка можно считать одаренным (отрицательные ответы на пункты 7—11 не противоречат выводу о возможной одаренности ребенка-дошкольника, так как в дошкольном возрасте и у одаренных детей наряду с широтой интересов может наблюдаться их быстрая смена; если ребенок не ходит в детский сад, у него может не быть друзей среди ровесников; в дошкольном возрасте авторитет взрослого до статочно высок, и маловероятно, чтобы ребенок-дошкольник часто вступал в противоречие с взрослым.).
Для более дифференцированной оценки возможностей дошкольника можно использовать опросник, карта одаренности. В нем выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Оценивая степень проявления этих особенностей по пяти градациям: очень редко или никогда; редко; иногда; часто; почти всегда, — вы получите представление о выраженности у ребенка признаков одаренности.
Экспресс - анкета «Одаренный ребенок»
Группа:
Анкету заполнил:
№ Вопросы Ответы
1 Кого из детей в группе Вы
считаете одаренными?
2 В чем проявляется одаренность
ребенка? Фамилия, имя
ребенка Проявление одаренности
3 Какое поведение у этих детей? Фамилия, имя ребенка В нескольких словах о
поведении каждого
ребенка
4 Взаимоотношения детей со
сверстниками Фамилия, имя
ребенка Как сложились отношения с остальными детьми
5 Есть ли трудности в работе с
этими детьми?
6 Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?
Рекомендуемая литература
1. Баландина Л. А., Гаврилова В. Г., Горбачева И. А., Захаревич Г. А., Марченко Г. Н., Ничипорюк Е. А., Скрипкина Н. М., Тарасова Н. Е., Чернецкая Л. В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В. В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н. С. Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.