МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОПАНИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено На заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от « » 2019 г Руководитель: ________ / / | Согласовано заместитель директора по УВР ________/ / «_____» «__________ » 2010 г «» 2019 г | Утверждено: Директор школы: _______ / / « » 2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература»
Предметная область «Русский язык и литература»
Класс 9
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Разработана Шерешевой Юлией Владимировной
учителем русского языка и литературы
с. Копанище
2019 г.
I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы с учетом программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М. Просвещение 2012 и в соответствии с ООП ООО МКОУ Копанищенская СОШ в контексте ГОС.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Для реализации поставленных целей и задач будет использован следующий УМК.
.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2012.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.
4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
II. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
Требования к выпускнику 9 класса
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.
III. Содержание тем учебного курса.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол сея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)
«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».
(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список произведений для заучивания наизусть.
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Литература как искусство слова. | 1 |
Древнерусская литература. | 5(4+1 р.р) |
Русская литература 18 века. | 9(7+2Р.Р) |
Русская литература первой половины XIX века. | 55(48+7 р.р+ 1 вн.ч+1к,р.) |
Русская литература второй половины 19 века. | 5 |
Русская литература XX века. | 21 (20+1р.р) |
Из зарубежной литературы. | 4 |
Итоговые, резервные уроки | 2 (2 к.р) |
ИТОГО | 102 часа; из них 11– р. р, 1ч –вн; 3ч- к.р |
Формы и методы, применяемые при обучении
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д.
Используются современные технологии обучения:
педагогика сотрудничества, тестовые технологии,
личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.
Методы:
словесные, наглядные,
практические, методы контроля и самоконтроля;
поисковые, индуктивные,
дедуктивные, проектный метод обучения.
Приемы:
чтение текста учениками, беседа,
дискуссия по проблеме, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Курс литературы предполагает использование различных видов работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов, краткие и подробные пересказы текстов,
изложение с элементами сочинения, устные и письменные сочинения-характеристики героев,
анализ художественного богатства языка писателя, развитие художественной фантазии у детей.
Формы контроля:
тест, сочинение,
контрольные и проверочные работы,
письменный развернутый ответ на вопрос.
IV. Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе
( 102 часа)
№ | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
Введение 1 час |
1. | Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | Подготовить отзыв о прочитанной книге | | |
Древнерусская литература – 5 (4+1 рр) |
2 | Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Русская история в «Слове...» | 1 гр. –культура России 12 в. 2 гр. –история открытия «Слова» | | |
3 | За землю русскую. Идейный смысл произведения. Специфика жанра, образов, языка. | Охар-ть 1гр. – природа в «Слове» 2 гр-образ Игоря 3 гр.-образ Ярославны | | |
4 | Вечные образы слова. | 1 гр. – связь «Слова» с УНТ, индив. – опера Бородина | | |
5 | Поэтическое искусство «Слова», связь с фольклором. Жизнь «Слова» в литературе и других видах искусства | Подготовиться к сочинению (тема на выбор) | | |
6 | Р. Р Анализ Эпизода «Плач Ярославны» | Выучить отрывок наизусть, индивид. задания | | |
Русская литература 18 века - 9 (7+2 рр) |
7 | Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм. Особенности русского классицизма. | Индив.зад. – судьба Ломоносова, устный рассказ | | |
8 | Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Теория. Ода. Ода «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны» | Отрывок наизусть, индив. зад.-судьба Державина | | |
9. | Гавриил Романович Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина. Тема поэта и поэзии в лирике. Стихотворение «Памятник» | Стих-ние наизусть, индивид. – биография А. Н. Радищева | | |
10. | «Не раб, но человек». Жизненный подвиг А. Н.Радищева Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть») | Подготовить анализ любой главы | | |
11. | Р.Речи. Сжатое изложение с творческим заданием по главе «Любань» | Изложение дописать. Индивид. задания | | |
12. | «Он имел душу, он имел сердце». Н. М. Карамзин - писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | Текст дочитать до конца, ответить на вопросы | | |
13. | «Призрак счастья» в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Главные герои. | Индивидуальные сообщения. | | |
14. | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя». | Индивидуальные сообщения, сочинение дописать. | | |
15. | «Золотой век русской литературы» | Индивидуальные сообщения о В. А. Жуковском. | | |
Литература первой половины 19 века - 57 часов (48+7рр+1 вн.ч+ 1к.р) |
16. | «Его стихов пленительная сладость» Жизнь и творчество В. А.Жуковского. Романтизм как литературное направление. | Конспект, статья учебника, анализ стихот. | | |
17 | Нравственный мир героини баллады Жуковского «Светлана». | Ответ. на вопросы. Индив. задания | | |
18. | Реализм. А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Творч. задание «Москва и москвичи» в комедии. | | |
19 | С Грибоедовым по фамусовской Москве. Чтение и анализ 1 действия. | Характеристика героев по группам (+и-), чтение 2 д. | | |
20 | «Век нынешний и век минувший» в комедии. Анализ 2 действия. | Составить таблицу, сопоставив 2 века: «век нынешний и век минувший», чтение 3 д | | |
21 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. | Чтение 4 действия, ответы на вопросы | | |
22 | «Не образумлюсь, виноват..» Анализ 4 действия | Творческая работа (анализ эпизода), произведение дочитать, ответить на вопросы. | | |
23 | Загадка Софьи Фамусовой | Твор. работа (хар-ка героя), индивидуальные сообщения. | | |
24. | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов-персонажей комедии. Теория. Внесценические персонажи комедии. | Твор. работа, (хар-ка героя), прочитать критические статьи о комедии. | | |
25 | Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). | Подг. к сочинению, чтение конспекта критической статьи. | | |
26. | РР Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»). | Подготовиться к сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | | |
27 | РР Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | Индивидуальные сообщения о жизненном и творческом пути А. С. Пушкина. | | |
28 | А.С. Пушкин: жизнь и судьба. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина | Конспект лекции прочитать, чтение и анализ стихотворений. | | |
29 | Лирика петербургского периода. Свободолюбивая лирика Пушкина | Конспект статьи учебника, выучить стихотворение наизусть. | | |
30. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина «Пророк» «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.. »Раздумья о смысле жизни, поэзии. | Конспект лекции прочитать, стих-ние наизусть, индивидуальные. зад. | | |
31. | «Я вас любил…»Тема любви в лирике Пушкина. «На холмах Грузии», «Я вас любил». Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина | Стих-ние наизусть, ответить на вопросы | | |
32. | Философская лирика Пушкина | Сделать конспект, Стих-ние наизусть, индивидуальные задания. | | |
33. | РР Интерпретация лирического стихотворения А. С. Пушкина | Инд.-история создания поэмы, особенности жанра, чтение поэмы. | | |
34. | «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет» Поэма «Цыгане». Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. | Роль образа старого цыгана – ответить на вопрос | | |
35. | «Моцарт и Сальери». Два музыканта – две судьбы. | Чтение в лицах. Индивид. сообщения | | |
36. | Контрольная работа по лирике А. С. Пушкина. | Индивидуальные сообщения о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | | |
37. | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Теория. Роман в стихах. Онегинская строфа. | Составить хронолог. план романа, статью учебника прочит. Индив.задания | | |
38. | «Кто он таков?» Знакомство с Онегиным | Сост. цитатную хар-ку героя, инд. – Онегин в критике. | | |
39. | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Выборочное чтение, сост. цитатную хар-ку героя, ответы на вопросы. | | |
40. | «От делать нечего друзья» Онегин и Ленский. | Сост. цитатную хар-ку героя, инд. – Белинский о Ленском | | |
41. | «Им овладело беспокойство» Под влиянием каких событий изменился Онегин? | Отрывок наизусть, группов. зад.,индив. – опера «Е.О.» | | |
42 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм романа. | Ответить на вопрос, перечитать отдельные главы романа. | | |
43. | Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20-го века. | Конспект лекции прочитать, подготовиться к сочинению по роману А.С. Пушкина. | | |
44 | Р. Речи Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Статью в учебнике прочитать, конспект, подготовиться к сочинению. | | |
45 | Р. Речи. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | Индивид. задания, сочинение дописать | | |
46 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. | Конспект лекции, составить таблицу, прочитать стихотворения. | | |
47 | Мотивы вольности и одиночества в лирике | Конспект лекции, стих-ние наизусть, индивидуальные зад. | | |
48. | Тема России и ее своеобразие в лирике М.Ю.Лермонтова. | Стих-ние наизусть, индивидуальные зад. | | |
49. | Тема любви. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова | Стих-ние наизусть, ответы на вопросы. | | |
50 | «Печально я гляжу на наше поколенье». Раздумья Лермонтова о судьбе своего поколения. | Индивид. сообщения, конспект прочитать | | |
51. | Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю Лермонтова | Стих -ие наизусть, ответы на вопросы, анализ стихотворения. | | |
52. | Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе.Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман. | Пересказ эпизодов, хар-ка героя, выборочное чтение глав. | | |
53 | Печорин и горцы. Анализ главы «Бэла» | Пересказ эпизодов, хар-ка героев | | |
54. | Печорин и Максим Максимыч «Об чём им было говорить» | Пересказ эпизодов, хар-ка героев, отрывок наизусть. | | |
55. | Печорин в обществе честных контрабандистов. Анализ главы «Тамань» | индивидуальные задания, чтение глав романа. | | |
56 | Печорин и «водяное общество» Анализ главы «Княжна Мэри» | Задание 14, чтение главы «Фаталист» | | |
57. | Можно ли назвать Печорина фаталистом.? | Ответить на вопросы, индив задания | | |
58. | «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. | Подготов. к сочинению, конспект лекции | | |
59 60 | РР Сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени» | Домашнее сочинение, индивид сообщения | | |
61 | Поэты пушкинской поры К.Н Батюшков «Философ резвый и пиит» | Чтение лекции, индивид задания | | |
62 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества Жизнь и творчество. | Групповое задание: Образ маленького человека в произведениях Гоголя | | |
63 | Вн. чт. Образ «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя | Эссе, индивид задания | | |
64 | «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.Теория. Поэма в прозе. | Пересказ статьи учебника, инд.зад | | |
65-66 | Образы помещиков. Способы и приемы типизации | Ответы на вопросы, выбороч чтение | | |
67 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция образа в замысле поэмы. | Групповые задания | | |
68 | Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Теория. Лирические отступления. Сатира. | Подготовка к сочинению | | |
69. | «Здесь ли не быть богатырю?» Образ России в поэме | Групповые задания: 1) подготовить сообщение об образе русского народа в поэме; 2)лирические отступления в поэме; 3) как оценил В.Г. Белинский поэму? | | |
70 | РР Сочинение по творчеству Гоголя | Индивидуальные задания | | |
Русская литература II половины 19 века – 5 часов | |
71 | Русская литература второй половины 19 века. а. Н. островский. Пьеса «Бедность не порок» | Статья учебника, текст | | |
72. | Любовь в патриархальном мире по пьесе «Бедность не порок» | Творческая работа, индивидуальные сообщения, презентация. | | |
73 | Ф. М. Достоевский Роман «Белые ночи» Тип петербургского мечтателя | Выборочное чтение, ответы на вопросы, индивид сообщения | | |
74. | А.П.Чехов. Слово о жизненном и творческом пути писателя . | Статья учебника. Рассказы прочитать | | |
75. | А. П. Чехов «Смерть чиновника». эволюция образа «маленького человека» | Индивидуальные задания, презентация | | |
Русская литература XX века -21 час (20+1р.р) |
76 | Рождение новых жанров и стилей. Тема Родины и судьбы. | Хронологическая таблица | | |
77. | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Индивидуальные задания (поэты серебряного века) | | |
78. | Русская литература XX века. Русская поэзия серебряного века. | Индивид. – биография Блока | | |
79. | Александр Александрович Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире», проникновенное чувство Родины. | Стих-ние наизусть, индивид. – биография Есенина | | |
80 81. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. | Выразительное чтение стихотворений, прослушивание романсов на стихотворения Есенина, устное сообщение, рецензирование | | |
82 | Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. | Стих-ние наизусть, индивид. – биография Маяковского | | |
83. | А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | Стихотворение наизусть, анализ, презентация о Жизни М. Цветаевой. | | |
84. | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. | | |
85. | Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. | Стих-ние наизусть, конспект статьи | | |
86 | Б.Л. Пастернак «И вся земля была его наследьем» | Стих – ие проанализировать | | |
87. | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | | |
88 | А. Т. твардовский «Я убит подо Ржевом» - реквием о погибших на войне | Конспект лекции, анализ стих – ия | | |
89. | Р. речи. Анализ стихотворения поэта 20 века | Чтение повести, индивидуальные задания | | |
90. | Булгаков М.Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе. | Творческая работа, ответы на вопросы | | |
91 | Шолохов М.А. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Образ главного героя рассказа. | Характеристика героя | | |
92 | А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Проект, определение понятий «праведник, притча». Словесный портрет героини | | |
93. | Тема праведничества в рассказе. Нравственный смысл рассказа-притчи. | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения7 | | |
94 | Контрольная работа по произведениям русской литературы 20 века | Индивидуальные сообщения о прозаиках второй половины 20 века. | | |
95-96 | РУССКАЯ ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА. Творчество Шукшина, Астафьева, Вампилова. Теория. Суровый гуманизм прозы второй половины 20 века. | Конспект лекции | | |
Зарубежная литература |
97 | Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…» | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. | | |
98 | У.Шекспир «Гамлет». Гамлет –герой трагедии. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. | Устное сообщение о жизни и творчестве писателя, анализ эпизода – коллективный диалог, характеристика героя, работа со словарем | | |
99 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально–философский характер. | Составление тезисов, смысловое чтение, схема, устный ответ | | |
100 | И.В.Гете «Фауст» Теория. «Вечные образы в литературе» | Чтение. ответы на вопросы | | |
Итоговые уроки - 2 часа (2к.р) | |
101- 102 | Итоговая контрольная работа. Защита проектов, объединённых темой «Сквозные образы и мотивы в русской литературе» Резервный урок | Задание на лето (список произведений) | | |
10