СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК "Школа России".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Шатуры Городского округа Шатура»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
от 30.08.2021 № 123 о/д
Рабочая программа
по русскому языку для 3 Б класса
(базовый уровень)
Составитель: Крылова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
г. Шатура, 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 Б класса составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей города Шатуры», рабочей программой по русскому языку, разработанной на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М. В. «Русский язык» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы М.: Просвещение, 2017), учебника «Русский язык» 2 3класс - Москва, «Просвещение», 2021 в 2-х частях (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.)
Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 3 Б классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей г. Шатуры» отводится 134 часа в год (4 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 3Б классе полностью соответствуют изложенным в авторской программе и программе «Русский язык» Основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные результаты
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные универсальные учебные действия:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Содержание учебного предмета
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию программы по учебному предмету Основной образовательной программы НОО.
Язык и речь (1 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Текст. Предложение. Словосочетание (10 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (15 ч)
Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. Омонимы, их использование в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение и использование их в речи. Работа со словарём фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова. Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Состав слова (13ч)
Корень слова. однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.
Работа со словарём однокоренных слов. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей в слове. Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу.
Правописание частей слова (23 ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным
твёрдым знаком (ъ).
Части речи (64 ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Имена существительные общего рода (первое представление). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. Изменение имён существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.
Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте- описании. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Падеж имён прилагательных (общее
представление). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного
числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Повторение и углубление представлений о глаголе. Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Повторение (8 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Обращение. Простые и сложные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Части речи. Изменение имён существительных и имён прилагательных по падежам. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Состав слова.
Тематическое распределение часов
3 класс (134 ч.)
№ | Название раздела | Количество часов | |
1 | Язык и речь
| 1ч.
| |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание
| 10ч.
| |
3 | Слово в языке и речи
| 15 ч.
| |
4 | Состав слова
| 13 ч.
| |
5 | Правописание частей слова
| 23 ч.
| |
6 | Части речи
| 64 ч.
| |
4 | Повторение | 8 ч. | |
ИТОГО | 134 ч. |
Календарно - тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки прохождения темы | Оборудование (оснащение)
| Примечание
|
Язык и речь - 1 час | ||||||
1. | Наша речь и наш язык. Виды речи. Составление текста по рисунку.
| Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 01.09-03.09
| 01.09 | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к уроку |
|
Текст. Предложение. Словосочетание - 10 часов | ||||||
2. | Текст как единица языка и речи. Признаки текста, его построение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
| 02.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
3. | Предложение. | 03.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
4. | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такою типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений | 06.09-10.09 | 06.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
5. | Предложения с обращением. | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. | 08.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
6. | Главные и второстепенные члены предложений. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | 09.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
7. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 10.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
8. | Простое и сложное предложения | Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения. Рассматривать репродукцию картины, составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Составлять небольшой текст по репродукции картин.
| 13.09-17.09 | 13.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
9. | Простое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. Словарный диктант. | 15.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
10. | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение главного и зависимого слов в словосочетании. | 16.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
11. | Выделение словосочетаний в предложении. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень». | 17.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
Слово в языке и речи - 15 часов | ||||||
12. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы Работа с толковым словарем, словарём синонимов и антонимов. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. | 20.09-24.09 | 20.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
13. | Омонимы. Использование омонимов в речи Работа со словарем омонимов. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | 23.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
14. | Диагностическая работа (адм.) |
| 21.09 | Текст диагностической работы |
| |
15. | Слово и словосочетание | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
| 24.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
16. | Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. | 27.09-01.10 | 27.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
17. | Обучающее подробное изложение с языковым анализом текста. | 29.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
18. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Части речи. Повторение | 30.09 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
19. | Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи. Словарный диктант | 01.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к уроку |
| ||
20. | Имя числительное. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. | 11.10-15.10 | 11.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
21. | Обобщение и уточнение представлений об однокоренных словах, о корне слова. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | 13.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
22. | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. | 14.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
23. | Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне | 15.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
24. | Правописание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками в корне слов. | 18.10-22.10 | 18.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
25. | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 20.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
26. | Проверочная работа по теме «Слово в языке и речи» Проект «Рассказ о слове» | 21.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к уроку |
| ||
Состав слова - 13 часов | ||||||
27. | Корень слова. Однокоренные слова | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. |
| 22.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
28. | Чередование согласных в корне. Работа со словарём однокоренных слов | 25.10-29.10 | 25.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
29. | Сложные слова. Правописание сложных слов. Словарный диктант. | 27.10 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
30. | Формы слова. Окончание. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 08.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
31. | Упражнение в нахождении окончаний. Составление текста из деформированных предложений. | 10.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
32. | Приставка – значимая часть слова. | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
| 01.11-03.11 | 11.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
33. | Приставка, ее значение в слове | 12.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
34. | Суффикс, его значение в слове. | 15.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к уроку |
| ||
35. | Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. Уметь составлять рассказ по репродукции картины. | 08.11-12.11 | 17.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
|
36. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Основа слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки.
| 18.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
37. | Знакомство со словообразовательным словарём. Разбор слов по составу. | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.
| 19.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
38. | Работа со словообразовательным словарём. Проект «Семья слов» | 22.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
39. | Подробное обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом. | Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Уметь пересказывать письменно текст-повествование.
| 22.11-26.11 | 24.11
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
|
Правописание частей слова - 23 часа | ||||||
40. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. |
| 25.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация к уроку |
|
41. | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант. | Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами). Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
| 26.11
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
42. | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными | 29.11 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
43. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне
| 29.11-03.12 | 01.12
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
44. | Правописание слов с парными по глухости- звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 02.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
45. | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 03.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
46. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 06.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук |
| ||
47. | Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 06.12-10.12 | 08.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл.приложение к учебнику |
| |
48. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 09.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл. приложение к учебнику |
| ||
49. | Правописание слов с удвоенными согласными | 10.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
50. | Правописание слов с удвоенными согласными | 13.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
51. | Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» | Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.
| 13.12-17.12 | 15.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
|
52. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов: ик/-ек | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки.
| 16.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
53. | Диагностическая работа (адм.) |
| 23.12 | Текст диагностической работы |
| |
54. | Упражнение в правописании суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
| 17.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
55. | Правописание приставок и предлогов. | 20.12-24.12 | 20.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
56. | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 22.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
57. | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 24.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
58. | Упражнение в правописании слов с разделительными твердым и мягким знаками | 27.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
59. | Обучающее изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | Составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану | 27.12-30.12 | 10.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
|
60. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании слов с разделительными твердым и мягким знаками.
|
| 12.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
61. | Контрольный диктант по теме «Состав слова. Правописание частей слова».
|
| 29.12 | Текст контрольного диктанта |
| |
62. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание слов с изученными орфограммами. |
| 30.12 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
Части речи - 64 часа | ||||||
63. | Части речи (повторение и углубление представлений). | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | 10.01-14.01 | 13.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
64. | Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Словарный диктант | 14.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
65. | Обучающее подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 17.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
66. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». | 19.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
67. | Правописание имён собственных | 17.01-21.01 | 20.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
68. | Изменение имен существительных по числам.
| Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные.
Умение писать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания. Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).
| 21.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
69. | Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд) | 24.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
70. | Имена существительные общего рода (первое представление). | 26.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
71. | Род имен существительных. Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | 24.01-28.01 | 27.01
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл.приложение к учебнику |
| |
72. | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | 28.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл.приложение к учебнику |
| ||
73. | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 31.01 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл.приложение к учебнику |
| ||
74. | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. Словарный диктант. | 02.02
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл. приложение к учебнику |
| ||
75. | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук
| 31.01-04.02 | 03.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
76. | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 04.02 | Текст проверочного диктанта |
| ||
77. | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) | 07.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
78. | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные | 10.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
79. | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 07.02-11.02 | 09.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
80. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Именительный падеж имен существительных | 11.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
81. | Родительный падеж имен существительных | 14.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
82. | Дательный падеж имен существительных Словарный диктант. | 16.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
83. | Винительный падеж имен существительных | 14.02-18.02 | 17.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
84. | Творительный падеж имен существительных | 18.02 | Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
85. | Предложный падеж имен существительных |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
86. | Подробное изложение повествовательного текста. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану.
|
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
87. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в определении падежей имен существительных. Начальная форма имени существительного. | Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки. Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 28.02-04.03 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
|
88. | Морфологический разбор имени существительного Проект «Зимняя» страничка»
|
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук |
| ||
89. | Проверочный диктант по теме «Падеж имен существительных» |
| Текст проверочного диктанта |
| ||
90. | Лексическое значение имен прилагательных. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
91. | Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Роль имен прилагательных в тексте. Связь имен прилагательных с именами существительными. | 07.03-11.03 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
92. | Художественное и научное описания. Составление текста- описания растения в научном стиле. | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
93. | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
94. | Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имен прилагательных. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
95. | Изменение имен прилагательных по числам. Словарный диктант. | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. | 14.03-18.03 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
|
96. | Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
97. | Падеж имен прилагательных. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. | Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
|
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
98. | Начальная форма имени прилагательного. Упражнение в определении падежа имен прилагательных |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
99. | Составление сочинения-отзыва по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 21.03-25.03 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| |
100. | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
101. | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
102. | Обобщение знаний об имени прилагательном. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
103. | Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» | 28.03-01.04 |
| Текст проверочного диктанта |
| |
104. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проект «Имена прилагательные в загадках» |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
105. | Личные местоимения 1,2 и 3 лица. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Составлять письмо другу или кому-либо из родственников |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
106. | Личные местоимения единственного и множественного числа. Словарный диктант. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
107. | Род местоимений 3-го лица единственного числа, их изменение по родам. | 11.04-15.04 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
108. | Обобщение знаний о местоимении. Морфологический разбор местоимений. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
109. | Глагол. Повторение представлений о глаголе. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук |
| |
110. | Значение и употребление глаголов в речи. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
111. | Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 18.04-22.04 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук |
| |
112. | Начальная (неопределенная) форма глагола. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
113. | Глагольные вопросы: что делать? Что сделать? | Осуществлять самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
|
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
114. | Число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
115. | Времена глаголов. | 25.04-29.04 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| |
116 | Изменение глаголов по временам. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
117. | Упражнение в изменении глагола по временам. Словарный диктант. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
118. | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация |
| ||
119. | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Род глаголов в прошедшем времени. | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. | 02.05-06.05 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
|
120. | Родовые окончания глаголов(-а,-о) |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук |
| ||
121. | Правописание частицы не с глаголами. | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Умение писать текст под диктовку в соответствии с изученными орфограммами. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, эл.приложение к учебнику |
| |
122. | Правописание частицы не с глаголами.
|
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
123. | Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. | 10.05-13.05 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
124. | Обобщение знаний о глаголе |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
125. | Диагностическая работа (адм.) |
| Текст диагностической работы |
| ||
126. | Повторение по теме «Глагол». |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, электронное приложение к учебнику |
| ||
Повторение - 8 часов | ||||||
127. | Правописание гласных и согласных в корне слова. Повторение. Словарный диктант | Обобщать знания по изученным темам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Письменно излагать содержание текста. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи. Распознавать имена прилагательные среди слов других частей речи. Распознавать глаголы среди слов других частей речи. Распознавать местоимение среди других частей речи. Уметь обозначать буквой безударный гласный в корне слов. Знать как пишутся суффиксы и приставки. Уметь разбирать слова по составу. | 16.05-20.05 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
|
128. | Правописание суффиксов и приставок. Повторение. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
129. | Состав слова. Повторение. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
130. | Имя существительное как часть речи. Имя прилагательное как часть речи. Повторение. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
131. | Проверочная работа по теме «Повторение» | 23.05-27.05 |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| |
132. | Глагол как часть речи. Повторение. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
133. | Морфологический разбор слова. Синтаксический разбор. Повторение. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
| ||
134. | Обобщение и систематизация изученного материала. |
| Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация. |
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол от № 1 от 30.08.2021
заседания кафедры учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР Е.В. Ионова
30.08.2021