Презентация к уроку
по учебному предмету «Обучение грамоте» в 1 классе на тему :
«Буква ь. Употребление ь знака для обозначения мягкости согласных на письме».
Учитель:
Крупнова Лидия Владимировна
Цели урока:
- Сформировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме при помощи «ь» знака;
- Развивать фонематический слух, внимание.
Добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать.
А работать и писать!
Отгадайте загадку и назовите тему нашего урока:
Безголосый он добряк,
Всё смягчает ...
Однажды букве Ь стали задавать вопросы, а она на них отвечала:
Что ты любишь кушать? Карамель.
Какие цифры тебе нравятся? Пять , шесть.
Какое время года ты любишь? Осень .
Каких животных ты знаешь? Лось, олень.
Почему буква ь так отвечала на вопросы?
Сказка о ь знаке ….
Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные.
Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили.
И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил.
Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Это была буква мягкий знак - Ь.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова- это было их любимое занятие. Решили они составить слово «гвоздь».
Стали буквы составлять слово «гвоздь». ГВОЗД — получается.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
— Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.
— Но получилось «гвозди»,а нам нужно было составить слово «гвоздь».
— Лучше я встану, — сказала буква Я.
Получилось «гвоздя»- опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но неникому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось «гвоздь».
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
Что изменилось в словах?
Был- быль
Пыл – пыль
Угол – уголь
Сколько букв в словах? Сколько звуков?
День- 4буквы, 3 звука
Олень- 5 букв, 4 звука
Лось- 4 буквы, 3 звука
Окуньки- 7 букв, 6 звуков
Пеньки- 6 букв, 5 звуков
Почему в этих словах букв больше, чем звуков?
Прочитайте памятку
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь –
без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
Е. Измайлов
Прочитайте вывод
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова.
Чтобы хорь не стал бы хором,
Галька – галкой никогда.
Подводим итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что у вас не получалось на уроке?
Используемые сайты.
http:// edudocs.ru/kartinki-na-bukvy-alfavita-logopedicheskaya.html
eadik.ru/str1_34_1_7.php
http:// readik.ru/str1_34_1_1.php