Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: формировать у учащихся представление о воздухе.
Задачи урока:
Обучающие:
Дать представление о воздухе, его свойствах.
Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать и развивать мыслительную деятельность через выполнение практических работ.
Корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, обогащать словарный запас.
Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе.
Воспитывать интерес к экспериментальной работе.
Оборудование: пустая пластиковая бутылка, банка с водой, пластиковые стаканчики с водой, пластиковые ложки, трубочки для коктейля, кусочки мела, полиэтиленовые пакеты, карточки.
Ход урока:
Организационный момент
Настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок окружающий мир.
Будем слушать и читать,
На вопросы отвечать
И друг другу помогать.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)
- Сегодня мы будем говорить о природе. Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)
Учитель демонстрирует пустую пластиковую бутылку.
- А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (Воздух.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.(слайд)
Изучение нового материала
- Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.
Опыт 1. (Демонстрирует учитель.)
Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.
- Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.) (слайд)
- Что за «невидимка» сидел в бутылке? (В бутылке находился воздух.)
Опыт 2. (Проделывают учащиеся.)
- Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда они появились? (В воде есть воздух.)
Опыт 3. (Демонстрирует учитель.)
Бросить в банку с водой комочек земли.
- Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)
Опыт 4. (Проделывают учащиеся.)
- Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)
- Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Опыт 5. (Проделывают учащиеся.)
- Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.) (слайд)
- Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)
Опыт 6. (Проделывают учащиеся.)
- Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)
- Правильно. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.
Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету.(слайд)
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе класс готов!
Опыт 7. (Проделывают учащиеся.)
- Наберите в пакет воздух и закрутите его. Сравните цвет листа бумаги и воздуха внутри пакета. Какого цвета воздух? (Он бесцветный.)
(На доску прикрепляется карточка. )
Опыт 8. (Проделывают учащиеся.)
- Посмотрите сквозь пакет на доску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, воздух прозрачный.)
(На доску прикрепляется карточка. )
Опыт 9. (Проделывают учащиеся.)
- Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? (Ничем.) А как же получается, что когда готовят завтрак в школьной столовой, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
(На доску прикрепляется карточка. )
Опыт 10. (Проделывают учащиеся.)
- Задержите дыхание.
Учащиеся зажимают нос и стараются не дышать. Учитель засекает время.
- Без воздуха вы не смогли прожить даже одной минуты. Зачем нам нужен воздух? (Воздух необходим для жизни.) Кому еще он нужен? (Животным и растениям.) (слайд)
- Откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения.)
- Что наносит вред воздуху, как люди его загрязняют? (слайд)
- Как человек сохраняет чистоту воздуха? (слайд)
Работа в группах: Составить из разрезных пазлов предложение «Воздух- это жизнь!» и объяснить его.
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.
4. Итог урока. Выставление отметок
Вот закончился урок,
Подведем сейчас итог,
Мы много сделали друзья,
Без этого никак нельзя.
- Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно.
5. Рефлексия (слайд)
– Что вам понравилось на уроке?
- Оцените свое настроение (смайлики)