СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Технология проблемного обучения»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема возникает, когда есть противоречие между необходимостью в некотором знании (и/или его использовании) и возможностями его (знания) получения/ использования.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Технология проблемного обучения»»

Мастер – класс

«Технология проблемного обучения»

  1. Организационный этап.

Ведущий мастер-класса: Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите поделиться с вами хорошим настроением и пожелать вам здоровья, успехов, добра, мира. Пожелание.

Улыбнитесь друг – другу «Добро в лодошках»


  1. Разрешите напомнить вам притчу видео картинки


Притча о Бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и у нее больше не было сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать…..


Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (выводят тему мастер- класса)

Будем говорить о том, как научиться преодолевать трудности, решать проблемы.

Тема:



Настоящий учитель должен создать такую атмосферу взаимодействия и общения, совместного открытия нового, которая поможет каждому ребенку расправить крылья, раскрыть свои природные таланты.

Наиболее эффективной для достижения этой цели, по моему мнению, является технология проблемного обучения, когда, решая учебные проблемы ребенок учиться преодолевать трудности, возникающие в жизни. Я хочу поделиться своими методическими наработками по этой технологии.


Актуализация знаний каждого по данной проблеме?

Давайте вспомним, что в технологии проблемного обучения главное - не просто поставить проблему, а найти оптимальные пути её решения. В этом процессе важно правильно выдвигать гипотезы – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий.

Вопрос:

Что заставляет появиться на свет гипотезу?

Ответы участников.

Ведущий мастер-класса: Правильно, первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. -А откуда берётся проблема?

Ответы участников. Выслушиваются разные варианты ответов:

- Проблема возникает, когда есть противоречие между необходимостью в некотором знании (и/или его использовании) и возможностями его (знания) получения/использования.

- Проблему исследования можно (и нужно) свести к конкретному вопросу (т.е. конкретизировать), ответ на который и позволит решить проблему исследования.

- Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

- Есть идея, есть проблема. – ???

- Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему - значит выйти на эту границу.

- Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы.

-Проблема отражает противоречия между знаниями и незнанием путей, средств и методов решения.


Ведущий мастер-класса: Вывод: решить проблему – значит получить новое знание. Вот поэтому, для того, чтобы мотивировать деятельность каждого обучающегося к получению нового знания, использую проблемную ситуацию. И сейчас я предлагаю Вам попробовать решить следующую проблему.

(красные, зеленые, желтые карточки)

Индукция. Мотивация активной деятельности учащихся.


Формулирую проблемную ситуацию:


«Учеными замечено, что охлаждение ног часто вызывает простудные заболевания верхних дыхательных путей (насморк, ангину), тогда как охлаждение рук не приводит к подобному явлению. Можете ли вы объяснить данный факт?


Группы по цвету

1 мин.

Следующий очень важный момент, на что нужно обратить внимание - это принятие проблемы каждым ребенком, возникновение мотивации к ее решению.


Как вы думаете есть ли необходимость трать время на решение данной проблемы?

Значимость проблемы для каждого Как показать????

Выслушиваем выступление групп.


Вывод: Решение этой проблемы поможет нам найти ответы на вопросы

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?

Эти вопросы волнуют и родителей, и нас педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети год от года становились сильнее и здоровее.



Самоконструкция

ГИПОТЕЗА

В построении гипотез часто использую метод проблемных вопросов.

Инструкционная карта.

1. Проблема написана

2. В нем формулируют гипотезу

Ведущий мастер-класса: При построении предположений, гипотез я предлагаю обучающимся использовать следующие словесные конструкции:

может быть ….;

предположим, что…;

допустим …;

возможно ….;

что, если ….;

если…., то….;

так, как….;

использование…. позволит обеспечить…

(Словесные конструкции появляются на слайде презентации) -

Из данного набора слов выберите один наиболее подходящий вариант и попробуйте сформулировать гипотезу применительно к нашей проблеме. Сформулируйте её и запишите.


Кто готов? Пожалуйста, озвучьте Ваши варианты гипотезы. Обсуждение вариантов гипотезы с участниками групп.


Предположим, что охлаждение ног связано с активностью бактерий и вирусов в носовой и ротовой полости


Выслушиваются варианты гипотезы. Ведущий мастер-класса корректирует ошибки в формулировании гипотезы, если есть.


Данная проблема трудна для самостоятельного решения учащимися, поэтому использую эвристическую беседу, т.е. задаю ряд вопросов, отвечая на которые ребята приходят к решению проблемы.

Объяснение


  1. Что происходит с нашей кожей, когда мы выходит на мороз? (Опустить одну руку в холодную воду, надо реакцию посмотреть на людях, как быстро рука побледнеет)

  2. Как думаете почему стала бледной?

  3. Предлагаю модель ватман - сосуд в нем кровь, иммунные клетки, показываешь, что выходят из сосудов, а теперь представьте, что сосуд сужен

Может ли организм в этом случае бороться с инфекцией? Значит, там, где сосуды сужены, будут размножаться бактерии и вызывать заболевания.


  1. Теперь опираясь на новые знания, вы можете решить проблему. (в этих двух местах в ногах и носоглотке сосуды сужаются одновременно взаимосвязаны между собой)

Дело в том, что при охлаждении ног рефлекторно сужаются сосуды в носу, и приток крови к слизистой снижается. Таким образом организм предотвращает потерю тепла. Однако в крови содержатся иммунные клетки, сдерживающие развитие инфекции. Таким образом, когда ноги замерзают, слизистая оболочка носа и горла оказывается менее защищена.

Социоконструкция. Работа в группе.

Теперь вооруженные знаниями попробуйте решить еще одну проблему, самостоятельно, постройте гипотезу, используя, словесные конструкции и дайте решение проблемы.


Почему при оказании первой помощи при травмах часто используют снег, лед?

Социализация. Афиширование.

Каждая группа представляет результат своей работы.


Гипотеза. Использование…льда, снега, позволит облегчить последствия травмы.

Решение проблемы: Т.к. кровеносные сосуды сужаются, то кровотечение из повреждённых сосудов уменьшится, меньше кровопотеря и синяк тоже меньше.


Разрыв


Вначале занятия мы говорили о том, что решение данной проблемы важно для сохранения здоровья наших детей и нас самих.

Так Почему одни люди могут купаться зимой в проруби, а другие заболевают, наступив ногами на холодный пол?

Правильно все дело в закаливании, и закаливание это – тренировка сосудов, выработка быстрой реакции на холод или жару.

Разрешите на память о нашей встрече подарить вам памятки о закаливании.

Рефлексия.

Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию:

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учится обучая.

Ах как я устал от этой суеты.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Инструкционная карта.

1. Проблемная ситуация:


«Учеными замечено, что охлаждение ног часто вызывает простудные заболевания верхних дыхательных путей (насморк, ангину), тогда как охлаждение рук не приводит к подобному явлению. Можете ли вы объяснить данный факт?















2. Словесные конструкции:


может быть ….;

предположим, что…;

допустим …;

возможно ….;

что, если ….;

если…., то….;

так, как….;

использование…. позволит обеспечить…


3. Попробуйте решить проблему, самостоятельно, постройте гипотезу, используя, словесные конструкции и дайте решение проблемы.

«Почему при оказании первой помощи при травмах часто используют снег, лед?»





4. Рефлексия.

Выберите подходящую пословицу, которая на ваш взгляд подходит к сегодняшнему занятию:

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учится обучая.

Ах как я устал от этой суеты.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Памятка

«3 основных способа ножных закаливаний»



1. Обмывание стоп

Процедура обмывания стоп проводится ежедневно, желательно перед сном. Лучше начинать с температуры воды в 20 градусов, снижая ее на градус каждые 4 дня, со временем полностью перейдя на холодную воду из-под крана. Продолжительность процедуры обмывания в начале должна быть не дольше 15 секунд. Постепенно время обмывания увеличивается до 2 минут.

Ослабленным, склонным к частым простудам людям рекомендуется начинать закаливание с процедур обтирания ног слегка отжатым полотенцем.

2. Ножные ванны

Контрастные ножные ванны полезны не только тем, кто хочет таким образом защититься от простудных заболеваний. Они помогают также при мигренях, повышенной потливости ног, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Контрастные ножные ванны отличное средство для людей с синдромом холодных ног и для тех, кто страдает отеками из-за большой нагрузки на ноги.

Для ножных ванн потребуется 2 тазика с горячей и холодной водой. Начинать можно с более комфортных для тела температур в 37 и 20 градусов. Ноги погружаются по щиколотки сначала в теплую воду (на 30 секунд), затем в прохладную (на 15 секунд). После 2-3 чередований теплой и холодной воды, ноги тщательно вытирают полотенцем. Температуру теплой воды постепенно повышают до 40 градусов, а холодной понижают до 15 градусов.

Контрастные ножные ванны следует делать каждый день или через день, чтобы закрепить желаемый эффект.

3. Хождение босиком

Хождение босиком полезно практиковать с младенческого возраста, когда дети только начинают учиться ходить.

Во время поездки на море можно набрать с собой пакет гальки, чтобы ребенок мог в течение года ходить дома по мокрым гладким камешкам. По таким камешкам хорошо походить и взрослым. Массажный эффект усиливается благодаря множеству биологически активных точек, которые расположены на ступне и связанны со всеми внутренними органами.

Другой вариант закаливания – хождение босиком по полотенцу, которое предварительно всю ночь лежало в морозилке. Полотенце можно посыпать крупной морской солью, чтобы усилить стимуляцию активных точек и улучшить кровообращение.

Хождение босиком по мокрой траве хорошо практиковать, если летом вы часто ездите или живете на даче. Для ребенка лучше начинать с 1-2 минут в день, постепенно дойдя до 20-30 минут. И конечно, нужно не забывать после таких хождений насухо вытирать ноги.

Взрослым летом можно ходить босиком по траве столько, сколько хочется. Хотя чтобы подготовится к такому виду закаливания, не помешает пару недель предварительно пообливать ноги холодной водой и походить босым сначала по полу в доме. По возвращение с босых прогулок ноги моют только холодной водой!

Хождение босиком по траве имеет еще и легкий успокаивающий эффект, поэтому им хорошо заниматься людям с расстроенной нервной системой, склонным к неврозам, депрессиям, неврастении.