СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлены методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»











Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников





г. Красноярск

2023 г.



Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно исследовательской деятельности в начальной школе, с целью формирования метапредметных результатов у младших школьников, а также диагностирования уровня овладения предметными знаниями по учебным дисциплинам. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».











Составитель: Гирфанова А.А. - студентка группы 20П-2 отделения «Преподавание в начальных классах», e-mail – al [email protected]





Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших / Гирфанова А.А., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023.- 55 с.





Красноярск, 2023, 55 с.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследований 8

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 10

1.4. Паспорта исследований 13

1.4.1. Паспорт исследования «Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь?» 13

1.4.2. Паспорт исследования «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?» 18

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 24

2.2. Проектная задача 27

2.3. Проектная задача «Школьная история» 29

2.4. Проектная задача «История Нового года» 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 42








ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования. По окончанию начальной школы учащиеся должны овладеть метапредметными результатами, указанными во ФГОС НОО. Ученики должны овладеть базовыми логическими и исследовательскими действиями, уметь работать с информацией, владеть навыками коммуникации при совместной деятельности [1]. Но помимо формирования необходимых результатов у учащихся, для учителя также чрезвычайно важно сформировать ученика как личность, проявляющую интерес к обучению и познанию.

Преподаватели, выбирая методы для достижения желаемых результатов, опираются на недостатки и преимущества учащихся, их опыт и современные методы преподавания. Одним из методов является проектно-исследовательская деятельность. Она помогает формировать у учащихся универсальные учебные действия, и способствует появлению познавательной деятельности.

Целью разработки данной методички является: систематизировать полученные знания по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.














РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В связи с внедрением Обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования познавательные универсальные учебные действия, которыми должен овладеть каждый обучающийся были разделены на следующие группы: работа с информацией, базовые логические действия и базовые исследовательские действия. 

Важную роль в формировании у обучающихся таких базовых исследовательских действий как определение разрыва между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулирование цели, планирование изменения объекта, ситуации; сравнение нескольких вариантов решения задачи и выбор наиболее подходящего (на основе предложенных критериев); проведение по предложенному плану опыта, несложного исследования по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); формулирование выводов и подкрепление их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозирование возможного развития процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях выполняет исследовательская деятельность [1]. Обобщая рассмотренные источники, можно дать следующее понятие. Исследовательская деятельность -  это деятельность по решению исследовательских и творческих задач, результат которых не известен.

Исследовательская деятельность в начальной школе имеет свою специфику. Главной целью исследовательской деятельности является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Но настоящая исследовательская деятельность не сможет осуществиться без правильных действий учителя. Педагог должен выполнять систематическую направляющую, стимулирующую и корректирующую деятельности. Ему крайне важно увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Исследовательская деятельность имеет особую структуру, которую необходимо соблюдать при ее организации. На сайте Обучонок приведена следующая структура:

  1. Титульный лист, который включает в себя: тему работы; автора и руководителя работы; образовательное учреждение, в котором была написана работа.

  2. Оглавление – указание на основные элементы исследовательской работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения.

  3. Введение, которое должно включать в себя:

    1. актуальность исследования – это причины, по которым именно эту проблему нужно изучать в настоящее время.;

    2. проблему исследования;

    3. формулировку темы;

    4. цель исследовательской работы

    5. объект, предмет исследования;

    6. задачи;

    7. гипотезу -  научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, некое вероятное знание, но ещё не доказанное;

    8. методы исследования;

    9. практическую значимость и новизну;

    10. краткий анализ изученной литературы.

  1. Основная часть: теоретическая и практическая главы.

  2. Заключение - краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач (тезисы проделанной работы).

  3. Список используемой литературы - перечень источников информации, на основе которых выполнена работа (цитируемые, упоминаемые в тексте, использованные в процессе исследования, но не нашедшие отражения в основном тексте работы).

  4. Приложения исследовательской работы – все материалы, собранные в результате проведённых исследований, при обработке которых был получен достаточный объем схем, таблиц, рисунков, которые загромождают текст основной части. На помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте ученической исследовательской работы [5].

Таким образом, исследовательская деятельность – это деятельность, которая позволит учителю формировать у обучающихся универсальные учебные действия, в особенности, базовые исследовательские действия, а также активизировать познавательную активность через вовлечение учеников в самостоятельное познание интересной им сферы и показ значимости их деятельности.






    1. Типичные ошибки

В ходе анализа текста «Как выбрать тему исследования?» были выделены типичные ошибки, которые допускаются при проведении исследования.

Первый блок – это ошибки, которые могут быть допущены в теме исследования:

  1. Тема не актуальна и не интересна ребенку.

  2. Сначала была сформулирована тема, а только потом из нее «вытягивают» проблему.

  3. Учитель насильно вовлек учеников в участие.

  4. Учитель не заинтересован в творческом развитии детей.

  5. Учитель и ребенок не видят необычное в обычном.

  6. Слишком объёмное исследование, из-за чего возникает несоответствие возрастным особенностям.

  7. “Избитые темы”, в которых очевиден результат.

  8. Очень широкие названия тем.

  9. Не интересная формулировка темы (тема должна быть сформулирована детским языком).

Второй блок – это ошибки, которые могут быть допущены при постановке цели исследования:

  1. Цель исследования завышена, то есть недостижима.

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

  3. Неясность, неточность при формулировке цели.

  4. Начинается не с глагола в неопределённой форме/отглагольного существительного.

  5. Неизмерима, неконтролируема и не диагностируема.

  6. Нет четких временных сроков для достижения. В связи с этим не определена по времени.

  7. Цель не определяет задуманную деятельность.

  8. Цель не корректируется и не меняется в ходе исследования.

Третий блок – это ошибки, которые могут быть допущены при постановке задач исследования:

  1. Задачи шире чем цель.

  2. Задачи не связаны между собой и не связаны с конечным результатом.

  3. Слишком много задач (более 4-5) либо слишком мало (меньше 3) для достижения цели исследования.

  4. Неверно выстроена последовательность задач.

  5. Выбраны сложные в реализации задачи.

Четвертый блок – это ошибки при подборе и использовании методов исследования:

  1. Используются методы, которые сложно освоить. В начале лучше всего использовать такой метод как опрос.

  2. При использовании метода наблюдения, опыта или эксперимента не происходит фиксация в лист наблюдений.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены типичные ошибки, которые может допустить учитель и/или ученик при организации исследования.














    1. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских работ

Каждая исследовательская конференция составляет свое положение, в котором прописывает критерии оценки детских исследовательских работ. В данных методических рекомендациях нами были составлены свои критерии оценки. Педагог может воспользоваться ими, чтобы проверить составленную исследовательскую работу и уже после этого отправить ее на конференцию.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы

0 баллов - тема не соответствует содержанию работы  


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет


Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0.5 - 

0 баллов - цель не соответствует теме исследования


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

1 балл - задачи частично соответствуют теме и цели исследования/ задачи соответствуют теме ИЛИ цели исследования;

0 баллов - задачи не соответствуют теме и цели исследования


Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует


Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

0 баллов - гипотеза не доказуема


Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет, соответствующие теме исследовательской работы

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект


Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

1 балл -  выбранные методы исследования соответствуют практической ИЛИ теоретической части

0 баллов - выбранные методы исследования не соответствуют практической и теоретической части


Полнота цитируемых источников, ссылок 

2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники 


Соответствие работы стандартам оформления 

2 балла – работа соответствует стандартам оформления

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления

0 баллов – работа не соответствует стандартам оформления  


Четкость выводов 

Указан список используемой литературы (1 балл)

Практические методы исследованиями реализованы, представлены в виде: фотографий, видео (3 балла)

Представлены теоретические методы на основе анализа: литературы, энциклопедии и др.

Наличие продукта

Исследовательская работа соответствует заявленному возрасту

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

1 балл – выводы по работе имеются, но не соответствуют целям и задачам

0 баллов – нет выводов 


ИТОГО:

19 баллов


В качестве примера приведем детскую исследовательскую работу (см. Приложение 1 «Откуда берется радуга?») на тему: «Откуда берется радуга?» и таблицу с результатами оценки данного исследования по приведенным выше критериям.

Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 

Тема соответствует содержанию работы, т.к. автор в теоретической и практической части описывает то, как появляется радуга 

Актуальность темы

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет

Актуальность темы не обозначено в работе из-за чего непонятно для чего была проделана работа 

Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой;

Выяснить причины появление радуги и получить ее самостоятельно в домашних условиях возможно для ребенка. Также достижение данной цели не занимает много времени

Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует

Проблема не обозначена. Из-за этого непонятно почему автор выбрал данную тему (автору было просто интересно узнать откуда берется радуга или взрослые не могли дать ответа на данный вопрос)

Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме 

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме 

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые выбрал автор 

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления


Работа частично соответствует стандартам оформления, т.к нарушена структура (отсутствует практическая значимость и новизна работы)

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

В выводе автор отталкивается от поставленной цели и задач

ИТОГО:

14 баллов










    1. Паспорта исследований

В данном разделе представлены паспорта различных исследовательских работ для учащихся начальной школы.

      1. Паспорт исследования «Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь?»

Предлагаю рассмотреть паспорт детского исследования для 3 класса на тему «Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь?». Автор: Гирфанова Алёна Артуровна.

Таблица 3.Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Гирфанова Алёна

2

Тема проекта/исследования

Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь?

3

Актуальность проекта/исследования

Тема полета давно волнует человечество. Еще с древних времен человек смотрел на птиц и тоже хотел научиться летать. Доказательством этого служит множество трудов знаменитых ученых, которые на протяжении нескольких сотен лет пытались разгадать эту загадку. Для детей эта тема еще более актуальна. Кто в детстве не мечтал получить в подарок такое количество воздушных шариков, которого было бы достаточно, чтобы оторваться от земли?

Проблема исследования состоит в незнания количества шариков, которое бы смогло поднять вес ребенка.

4

Объект исследования

Полет на воздушных шариках

5

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме «Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь».

Для ученика: исследование гелиевого шара для ответа на вопрос «Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь».

Задачи:

1. Выяснить историю создания воздушного шарика и понять, при каких условиях он поднимается в воздух;

2. Вычислить количество шариков, необходимое для того, чтобы поднять в воздух человека;

3. Снять видеоролик с информацией о максимальном весе, который удерживает один шар, и рассказать о количестве шаров для разного веса человека.

6

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 2-3 занятия

7

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный:

Учитель задает вопрос, кто хотел бы научиться летать и на чем бы вы хотели летать. Далее идет разговор возможен ли полет человека на воздушных шариках. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Учитель делит на 2 группы используя шарики разного цвета. Есть 2 шарика – синий и зелёный. Дети вытягивают листочек определенного цвета.

Теоретический:

Изучают происхождение воздушного шара, его разновидности и свойства через видео. Анализируют условия, при которых шар поднимается в воздух. Узнают сколько понадобилось шариков взрослым людям с разных уголков мира. Возникает вопрос сколько шариков понадобится им, чтобы оторваться от земли.

Практический этап:

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследование группами, дает инструкцию. Следит за выполнением опыта по выявлению, какой максимальный вес может поднять один гелиевый шарик. Совместно с учащимися делает выводы.

Аналитический этап:

Исходя из полученных выводов и результатов, вычисляют сколько шариков понадобится им для поднятия своего веса. Обучающиеся готовят видео о том, сколько гелиевых шариков понадобится для поднятия разного веса человека.

Презентационный этап:

Каждая группа представляет свое видео, рассказывая в нем о том, как они измерили минимальный вес, который может поднять гелиевый шар и сколько шариков понадобится им для поднятия своего веса.

Рефлексивный этап:

Учащиеся оценивают свою деятельность, какой вклад они внесли в работу группы по измерению минимального подъёмного веса гелиевого шарика, какие действия необходимо выполнить по корректировке своей деятельности в будущем.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь

Гипотеза исследования: предположим, что с помощью 100 воздушных шариков можно полететь.

Методы исследования:

Эмпирические: опыт

Теоретические: анализ

Оборудование для проведения исследования: гелиевые шарики разного цвета, кухонные весы, конструктор «Lego» и карандаши.

Ход исследования:

В начале исследования, учащиеся формулируют гипотезу, исходя из работы по тексту. Ученики предполагают, что с помощью воздушных шариков возможно подняться в воздух.

На каждую группу выдается гелиевый воздушный шарик. Одна группа будет привязать части конструктора, другая цветные карандаши.

На первом этапе учащиеся привязывают к шарику одну часть конструктора или один карандаш. Это необходимо для проверки поднимет ли он этот вес.

Далее они прикрепляют к конструктору части, другая группа добавляет карандаши, до тех пор, пока шарик перестанет подыматься в воздух. Это необходимо для выяснения, максимального веса, который может поднять один шарик.

Макс. вес, который подымет шарик, к которому привязывали конструктор

Макс. вес, который подымет шарик, к которому привязывали карандаши



Делают вывод о том, какой из результатов выбрать, для вычисления количества шаров.

После этого определяют сколько понадобится им шариков для поднятия себя в воздух.

Учащиеся делают выводы, ориентируясь на результаты проведенного опыта. Гипотеза не подтверждается: с помощью 100 воздушных шариков нельзя подняться в воздух, для этого надо их большее количество.

9

Продукт проекта / исследования

Видеоролик с информацией о том, какой максимальный вес подымает один шарик, и сколько шаров надо на разный вес человека.

10

Перспектива проекта /исследования

Участие в научных конференциях - представление видеоматериалов и результатов исследования «Сколько нужно воздушных шариков, чтобы полететь?».

Фотографии с проведения исследовательской работы в модельной ситуации можно посмотреть в Приложении 2.







      1. Паспорт исследования «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

Ниже представлен паспорт исследовательской работы одной из моих однокурсниц в рамках проведения исследования с группой. Автор: Губина Александра, студентка 20П-2 группы.

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Губина Александра

Тема проекта/исследования

Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?

Актуальность проекта/исследования

Чистота — залог здоровья! В полном соответствии с этой народной мудростью современный человек моет руки, умывается, принимает душ, используя при этом различные гигиенические средства, чаще всего мыло. На сегодняшний день существует два вида мыла: твердое и жидкое. Проблема в том, что люди чаще всего используют мыло, не задумываясь о его эффективности.

Объект исследования

Жидкое и твердое мыло

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме " Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?".Для ученика: исследование жидкого и твердого мыла, для выявления более эффективного.

Задачи:

1. Изучить литературу про историю появления мыла.

2. Сравнить состав жидкого и твердого мыла.

3. Провести опыт по выявлению, какое мыло: жидкое или твердое более эффективное.

4. Создать видеоролик на тему: «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 2-3 занятия

Сроки реализации: 3 четверть

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1.Подготовительный этап:

Учитель проводит анкетирование с целью выявления использования мыла обучающимися на протяжении дня. Проводит беседу исходя из результатов анкетирования. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Распределяет обучающихся на группы.

2.Теоретический этап:

Учитель дает группам тексты про историю возникновения мыла для ознакомления. Затем учитель на группы дает иллюстрации с составом твердого и жидкого мыла. Обучающиеся анализируют состав, находят общее и различия.

3.Практический этап:

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследования группами, дает инструкцию по пользованию микроскопа. Следит за выполнением опыта по выявлению более эффективного мыла, совместно с учащимися делает выводы.

4.Аналитический этап:

Исходя из полученных выводов и результатов, обучающиеся готовят видео о том, какое мыло: жидкое или твердое самое эффективное.

5.Презентационный этап:

Каждая группа представляет результат своего исследования. Представляют свой видеоролик «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

6. Рефлексивный этап:

Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности. Отвечают на вопрос учителя, какое мыло все же является более эффективным, жидкое или твердое.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование жидкого и твердого мыла.

Гипотеза исследования: предположим, что твердое мыло более эффективней, чем жидкое.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, анкетирование

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование для проведения исследования:

Микроскоп, стеклышко, жидкое и твердое мыло, пакетик с землёй, перчатки.

Ход исследования:

В начале исследования учащиеся формулируют гипотезу, исходя из работы по тексту и анализа состава мыла. Ученики предполагают, какое мыло эффективней.

Перед началом работы проводится инструктаж по пользованию микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе посередине парты на 5-10 см от края стола.

2. Зрительную трубку опустите вниз на расстояние 1-2 см от предметного столика.

3. Направьте свет при помощи зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нём готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.

6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не достигнете четкого изображения.

Первой группе выдается жидкое мыло, второй группе твердое, которое необходимо исследовать, а также стеклышко и пакетик с землёй.

На первом этапе учащиеся, работая в перчатках, обтирают стеклышко землей, затем моют его с жидким/твердым мылом. Немного ждут пока стёклышко обсохнет и кладут его под микроскоп, чтобы узнать, остались ли на нем следы грязи и в каком количестве. По результатам заполняют таблицу.

Жидкое мыло

Осталось много следов грязи


Осталось немного следов грязи


Следов грязи не осталось


Твердое мыло

Осталось много следов грязи


Осталось немного следов грязи


Следов грязи не осталось


После этого сравнивают два стёклышка (одно помытое жидким мылом, другое помытое твёрдым мылом), определяют на каком стеклышке осталось больше следов грязи.

Далее учащиеся делают выводы, ориентируясь на результаты проведенного опыта и прочитанных текстов. Гипотеза опровергается/подтверждается.

Список источников:

https://www.yaklass.ru/

Продукт проекта/исследования

Видео с информацией о том, какое мыло: жидкое или твердое более эффективное.

Перспектива проекта/исследования

Исследование самого эффективного жидкого мыла. Исследование самого эффективного твердого мыла.





РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В начальном образовании важную роль играет создание проектов обучающимися. На данном этапе обучения детям даётся возможность проявить себя и показать на что они способны. Проект – это специально-организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. По мнению Савенкова А.И., проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния). Согласно статье, Сергеева И.С, проектная деятельность учащихся должна осуществляться согласно следующим, основным требованиям:

1) Определение типа проекта.

1.Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Работа по организации проекта носит высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя. Таким же высоким уровнем являются и требования к учебному проекту.

1. Наличие социально значимой проблемы.

2. Планирование действий.

3.Наличие исследовательской работы обучающихся.

4. Результат – продукт.

5. Представление готового продукта.

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы и т.д.

3) Формы продуктов проектной деятельности

От выбора формы продукта проектной деятельности зависит то, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Готовность младших школьников к проектной деятельности В статье Сергеева И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» говориться о том, что эффективность использования развивающего активного метода обусловлена позицией учителя. «Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам Сергеев выделяет наличие особой готовности, которая заключается в трёх показателях. Сформированность у обучающихся ряда коммуникативных умений, развитие мышления обучающихся (интеллектуальная «зрелость»), опыт самооценочной и оценочной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится. Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей необходимых умений.





2.2. Проектная задача

По мнению, Алексея Борисовича Воронцова содержание образования должно включать в себя систему постановки и решения разных задач: учебных, практических, исследовательских и проектных задач. Разные виды задач могут позволить сформировать личность ребенка и мышление школьников. Современное общество нуждается в самостоятельных, творческих и уверенных в себе специалистах. Поэтому, учителя стараются привлекать обучающихся к участию в проектной деятельности, к решению проектных задач. По мнению, А.Б. Воронцова «проектная деятельность для младших школьников не соответствует их возрастным возможностям» [2]. Автор данного подхода считает, что целесообразнее использовать прототип проектной деятельности – это проектные задачи.

Под проектной задачей подразумевается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). При решении проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными.

Проектная задача принципиально носит групповой характер. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания, которые ведут к созданию готового продукта. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту. Итак, проектная задача – это система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.





2.3. Проектная задача «Школьная история»

В данном разделе представлена авторская проектная задача, которая была разработана в ходе групповой работы. Которую можно использовать в четвертом классе. Авторы данной проектной задачи: Гирфанова Алена Карелина Ульяна, Губина Александра, Ефименко Марина. Остальные материалы для организации данной проектной задачи вы можете найти в Приложении 3.

Школьная история

Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =

1460

1980

139

1600

488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294

у

е

н

и

ж

е

ч

к

н

о

е

и

н

Ознакомься с историей возникновения первой школы (приложение 1), вставь не достающую информацию в текст приложения.

2 задание.

Ознакомься с информацией, представленной в приложении 2 и ответь на вопросы. Ответив на вопросы, вы познакомитесь с традициями раздельного обучения, которое берет свое начало в царские времена.

Вопросы:

1. Какой был основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России?

________________________________________________________________

2. Почему у девушек была более облегченная программа?

________________________________________________________________

3. Назовите главную цель образования того времени?

________________________________________________________________

4. Чей образ является примером для образования мальчиков и девочек?

_______________________________________________________________

3 задание.

Прочитай информацию о современной школе в приложении 3.

Воспользуйся информацией с приложений 1,2 и 3, и заполни таблицу.

Заполнив таблицу, вы увидите ключевые различия данных школ.


Первая школа

Школа для девочек

Современная школа

Различия






4 задание.

А одной из современных школ является наша 7 гимназия. Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии в приложении 4 и ответьте на вопросы.

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

__________________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

__________________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

__________________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления для школы в виде плакатов и текстового сообщения.








2.4. Проектная задача «История нового года»

Также вы можете ознакомиться с примером ещё одной проектной задачи. Авторами данной разработки являются Липуновская Дарья, Крупко Наталия, Парилова Екатерина, Захарина Мария. Остальные материалы для организации данной проектной задачи вы можете найти в Приложении 4.

История Нового года

Дорогие ребята, вы конечно знаете, что каждый ребёнок ждёт любимый праздник - Новый год. Это очень важный праздник, который отмечается по всей стране. Мы уверены, что вы много знаете об этом празднике и его традициях. Но, знаете ли вы, откуда взялся праздник под названием “Новый год”? А хотелось бы узнать? Для этого вам предстоит выполнить ряд заданий по изготовлению новогоднего альбома, который поможет погрузиться в историю Нового года. Готовые альбомы вы можете представить другим классам, чтобы они тоже могли познакомиться с историей Нового года. Надеемся, что данный вид работы будет интересен и вдохновит вас на создание исторических альбомов и для других праздников. 

Желаем удачи!

Задание 1.

Прочитайте текст и на его основе составьте ленту времени* (образец смотри в Приложении 1) 

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия* - 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался, так называемый, «зимний солнцеворот» - 22 декабря (самый короткий и холодный в году). Обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав с 31 декабря на 1 января, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны. 

Обратите внимание! По ходу выполнения заданий, вы можете дополнять ленту времени новыми фактами.

Задание 2.  Прочитайте текст про историю Деда Мороза. Представьте в виде последовательности картинок: как менялся образ Деда Мороза.

Мало кому известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Был торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза построен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - он не был добрым божеством. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Обратите внимание! По ходу выполнения заданий, вы можете дополнять ленту времени новыми фактами.

Задание 3. 

В тексте вы можете узнать, какие ингредиенты входят в состав знаменитого новогоднего салата “Оливье”. Посчитайте, сколько примерно советских рублей требовалось для приготовления салата. Вычислите, сколько российских рублей потребовалось бы для приготовления салата “Оливье” в наше время, если один советский рубль равен 279 российским рублям. 

Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов. 1 января долго оставался рабочим днем. Но в конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.

В честь Нового года город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и отправить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток. Для детей организовывали утренники. Каждому ребенку дарили сладкий подарок.
Одним из главных символов Нового года являлись мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.

Еще одним традиционным украшением стола были салаты, особенно “Оливье”. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт “Оливье”, но оставались и универсальные ингредиенты. Для приготовления салата нужны были вареная колбаса (палка колбасы - 2.60 рублей), баночка майонеза (33 копейки), яйца (1.10 за десяток), жестянка консервированного зеленого горошка (39 копеек), картофель 1 кг (14 копеек), морковь 1 кг (10 копеек).

Задание 4. 

Прочитайте все предыдущие задания. Найдите традиции в текстах и внесите их в ленту времени. Обсудите в группе, какие новогодние традиции есть в ваших семьях. Нарисуйте эти традиции на отдельном листе.

Задание 5.  

Создайте исторический альбом Нового года. При создании альбома можно использовать листы бумаги, картон, клей, степлер, цветные карандаши, фломастеры, краски. 

На 1 и 2 странице альбома разместите ленту времени. На 3 странице будет находиться задание №2. На 4 странице разместите решенную задачу про салат “Оливье”. На 5 странице прикрепите рисунки новогодних традиций вашей группы. Также при оформлении альбома можно использовать изображения из Приложения 2.

Подготовьте представление вашего исторического альбома Нового года, опираясь на план (см. ниже).








Пример оформления альбома: 

   

ПЛАН: 

  1. О чём была проектная задача?

  2. Расскажите о выполненных вами заданиях.

  3.  Что вам удалось \ не удалось выполнить?

  4. Из-за чего у вас возникли трудности?

  5. Как были распределены роли в группе?

  6. Какой вывод вы можете сделать по результатам выполненной работы?















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все выше сказанное в методических рекомендациях, хочется еще раз подчеркнуть важность организации учителем начальных классов проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

С одной стороны, проектно-исследовательская деятельность является способом формирования у обучающихся предметных и метпредметных результатов, обозначенных в Федеральном государственном образовательно стандарте. С другой стороны, проектно-исследовательская деятельность выступает способом оценки овладения учащимися предметных и метапредметных результатов. Также проектно-исследовательская деятельность активизирует познавательную активность и формирует субъектную позицию младших школьников.

Надеюсь, что представленные методические рекомендации по проведению проектно-исследовательской деятельности были вам полезны и вы подчерпнули из них что-то новое или полезное для себя.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373).

  2. А. Б. Воронцов. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации / Воронцов А. Б. // Журнал «Начальная школа». 2007. - №6. С. 1 - 2.

  3. Бурмистрова, Е. В.  Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся : учебное пособие для вузов / Е. В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 115 с. — (Высшее образование). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520452/p.44 (дата обращения: 03.03.2023).

  4. Дудина И. М. Основы проектной деятельности : учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 28 с.

  5. Структура исследовательской работы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://obuchonok.ru/node/5776.

  6. Хапачева, С. М., Потенциал проектной деятельности в формировании информационной культуры младших школьников / С.М. Хапачева – с. 2.











ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. «Откуда берется радуга?»


Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №1» города Сосновоборска






Учебно - исследовательская работа

«Откуда берется радуга?»






Выполнила:


Руководитель:










Сосновоборск, 2019


Содержание

Введение …………………………………………………………………...3

Основное содержание. ……………………………………………………4

Теоретическая часть. …………………………………………………….4

Практическая часть ……………………………………………………...6

Опыт первый. ………………………………………………………………6

Опыт второй. ……………………………………………………………….6

Опыт третий. ……………………………………………………………….7

Опыт четвертый. …………………………………………………………...8

Опыт пятый. ………………………………………………………………..9

Опыт шестой. ………………………………………………………………9

Опыт седьмой. ……………………………………………………………10

Выводы. …………………………………………………………………..11

Список литературы, используемой для написания работы. ………12















Введение

Тема моей исследовательской работы – «Откуда берётся радуга?». Я много раз видела радугу на небе, и всегда это явление приводило меня в восторг. И каждый раз я взрослым задавала много вопросов: «Что такое радуга?», «Почему появляется радуга?», «А можно ли потрогать радугу?», «А можно ли на ней прокатиться?» «А где еще можно увидеть радугу?».

Таким образом, мне захотелось провести свое исследование и ответить на интересующие меня вопросы.

Цель работы – выяснение причин появления радуги и возможности ее получения в домашних условиях.

Задачи исследования:

- изучить научную литературу по данной теме;

- объяснить – явление радуга;

- выяснить, при каких условиях можно увидеть радугу;

- попробовать получить радугу в домашних условиях различными способами.

Объект исследования - радуга.

Предмет исследования – процесс появления радуги.

В своей работе буду использовать следующие методы исследования:

- изучение научной литературы и материалов в сети Интернет;

- постановка опытов;

- наблюдение, выводы.

Гипотеза исследования:

Предположим, что радуга появляется в солнечную погоду во время дождя и ее можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.





Основное содержание.

Теоретическая часть.

Меня очень интересовал вопрос, почему самое красивое природное явление назвали радугой. Чтобы ответить на интересующий меня вопрос, я изучила научную литературу.

Согласно, этимологического словаря Успенского Л.В., есть два правдоподобных объяснения: либо «РаДуга» сложилась из «радъ» («весёлый») и «дуга» (в народе радугу называли веселуха). Либо же в прошлом слово это звучало как «РайДуга», «Рай» переводится как пёстрый, получается, что радуга – это «пёстрая дуга». Другая группа учёных связывает происхождение этого слова с именем Бога Солнца Ра. РаДуга – это дуга Бога солнца Ра.

В Толковом словаре Ожегова, радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Каждый человек, в детстве хотел дотянуться до радуги, потрогать её или скатиться, как с горки. Но, к сожалению, с точки зрения физики всё это совершенно невозможно. А чтобы понять, что же такое радуга, нужно разобраться, как устроен свет. Белый свет, состоит из нескольких цветов. Первым это продемонстрировал английский физик Иссак Ньютон (1642-1727) в 1672г [1, стр.53]. Он пропустил через небольшое отверстие в ставне окна солнечный свет, направил его на треугольную стеклянную призму [2, стр. 67]. Солнечный луч, падая в темной комнате на призму, преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с ярким радужным чередованием цветов (рис. 1). Ньютон выделил семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый [3, стр.170].









Рис.1 – Опыт Ньютона по разложению белого света.

Что бы запомнить цвета радуги, люди придумали поговорку, в которой первая буква каждого слова совпадает с первой буквой названия цвета соответствующих полос радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» [4, стр.44].

Получается, что радуга образуется, когда дождевая туча удаляется от нас, над нами уже светит солнце, а вдали ещё идёт дождь, т.е. в воздухе находится много маленьких капелек воды. [1, стр.56]. Солнечный луч проходит через дождевые капли, как сквозь призму, он преломляется и отражается на другой стороне неба в виде большой разноцветной дуги [4, стр. 44]. При этом с земли радуга кажется нам в форме арки, на самом деле она имеет круглую форму. Целиком её можно увидеть только с самолёта или находясь на высокой горе.

В ходе изучения литературы, я узнала, что на земле бывают разные радуги [5], но чаще всего наблюдается Солнечная радуга. Радуга бывает лунная (ночная), туманная, огненная, зимняя, двойная, тройная.









Практическая часть

Для проверки своих предположений, о том, что радуга появляется в солнечную погоду, а также о том, что радугу можно получить в домашних условиях я провела несколько опытов.

Опыт первый.

Для первого опыта мне понадобился пульверизатор. В солнечный день, когда солнца светило в мою комнату, я стала разбрызгивать из пульверизатора воду на солнечный луч света, в результате чего у меня в комнате появилась радуга, а если хорошо присмотреться, то можно увидеть эффект двойной радуги (рис.2).

Так же, я решила провести данный опыт с пульверизатором в пасмурный день, в результате чего, радуга не появилась.

Д анный опыт подтвердил, что для получения радуги нужен солнечный свет и вода.

Рис. 2.

Опыт второй.

Для второго опыта мне понадобился стеклянный бокал, вода, лист белой бумаги и солнечный день.

В солнечный день, на подоконник, я поставила бокал, наполненный водой. Регулируя бокал и белый лист бумаги, мне удалось увидеть радугу.

Рис. 3.

Полученные фотографии опыта очень наглядно показывают, как солнечные лучи света, проходят через бокал с водой и в результате преломления образуют радугу на белом листе бумаги.

Опыт третий.

Однажды, я обратила внимание, что когда солнце светит в мою комнату, то при попадании солнечных лучей на зеркало шкафа, на противоположной стороне от него образуется радуга (рис.4).

Первые три опыта доказывают, что радугу можно получить и в домашних условиях с использованием лучей солнца.

Рис 4.

Теперь я решила получить радугу, используя искусственный источник света.

Опыт четвертый.

Для данного опыта мне понадобился cd-диск, светильник и фонарик.

В начале, я расположила диск под включенным светильником, в результате чего, на диске мы наблюдали очень красивую радугу (рис. 5).

Рис. 5.

Затем, я взяла диск и посвятила на него фонариком, поймав им свет, направила его на стену и получилась вот такая радуга (рис.6).

Рис. 6.

Опыт пятый.

Данный опыт, я решила провести в ванной комнате, используя зеркальце и фонарик.

В ванну, я набрала немного воды. Затем опустила в воду зеркальце и осветила его фонариком. Подвигая зеркало, нашла такое положение, при котором на стенках ванны образовалась радуга (рис.7).

Рис. 7.

Четвертый и пятый опыт показали, что радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.

Опыт шестой.

Мне захотелось сделать радугу при помощи красок. Для данного опыта, мне понадобились 6 стаканов, вода, краска акварельная, бумажные салфетки.

П ервый, третий, пятый стаканы наполнила водой и закрасила красками. Затем, бумажные салфетки, скрученные в трубочку, опустила в стаканы, через час я обнаружила, что цвета смешались, и получилась вот такая радуга (рис.8).

Рис 8.

В ходе данного опыта, я показала, что радугу можно получить при помощи воды и всего трех цветов (красный, желтый и синий).

Проделанные мною опыты показали, что и в домашних условиях можно получить радугу.

Опыт седьмой.

Чтобы убедиться, что белый свет состоит из семи цветов, дома с родителями провела такой опыт. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к палочке и раскрутили (рис. 9).

Рис. 9.

Мы увидели, как разноцветный круг стал превращаться в белый. После этого мы убедились, что свет состоит из семи цветов.


Выводы.

За время работы над темой «Откуда появляется радуга», я достигла цели моей исследовательской работы: узнала, как появляется такое удивительное природное явление, как радуга. Выяснила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги. А так же получила радугу в домашних условиях.

В ходе данной исследовательской работы я узнала много нового о радуге. Работала с дополнительной литературой, расширила свой кругозор. Училась проводить эксперименты, анализировала полученные результаты.

Из истории изучения радуги я, так же, узнала, что природу этого явления раскрыл Исаак Ньютон.

Проведенные мною опыты показали, что эффект радуги можно получить и в домашних условиях при помощи солнечного света или фонарика.

Выдвинутые мной гипотезы подтвердились. Я пришла к выводу, что радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется, вследствие, преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Спасибо за внимание!



Список литературы, используемой для написания работы.



  1. Загадки оптики. Занимательная физика/ Сергей и Юлия Рыжиковы. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.

  2. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч. 2. Электричество и магнетизм. Термодинамика и квантовая механика. Физика ядра и элементарных частиц/ Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000. - 432 с.: ил.

  3. Удивительная физика/Гулиа Н.В. – М.: ЭНАС, 2008,- 416 с.

  4. Первая детская энциклопедия обо всём на свете/Т.В.Скиба. – Ростов н/Д: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. 160с.– 127, [1] c.: ил.- (Серия «Занимательная наука»).

  5. https://awesomeworld.ru/prirodnye-yavleniya/kak-obrazuetsya-raduga.html


















Приложение 2. Проведение фрагмента исследовательской работы в модельных условиях






Приложение 3. Материалы к проектной задаче «Школьная история»

_____ год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «________________». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.


Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.





















Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!


«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

Гордостью школы были цветники, превратившие двор школы в оранжерею и сегодня учителя биологии кропотливо вместе с ребятами, украшают наш школьный двор. При школе был опытный участок, где производились эксперименты по скрещиванию растений. Перед фасадом гимназии пятьдесят лет назад был фонтан, в который весной запускали рыбок. Примечательной особенностью был в кабинете биологии живой уголок, где жили лисичка, заяц, птички, мышки, рыбки. При новом директоре Медведеве Евгении Васильевиче в конце 50-х годов было завершено строительство спортивного зала и школьных мастерских. За достижения в учебе, работе и спорте школа была награждена грамотами Министерства просвещения СССР. В 1962 году нашу школу принимает Елизавета Ефремовна, в те годы большой популярностью пользовались вечера «За честь школы», «За честь класса». До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, и в конце учебного года подводятся итоги. Самые лучшие ученики получают почетный значок «за честь класса», «За честь Гимназии». Запомнились поезда «Здоровье», когда вся школа выезжала в лес на отдых.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию №7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является Литвинцева Люция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска





























Приложение 4. Проектная задача «История Нового года»






Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события

Равноденствие – это время, когда день и ночь практически равны.

Солнцестоя́ние (древнеславянское название: солнцеворо́т) — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной (летнее солнцестояние) или минимальной высоте (зимнее солнцестояние).

Атеи́зм — отвержение веры в существование любого божества/бога или уверенность в том, что богов не существует.